logo
Скорняков

1.5. Правовые организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности людей рф

Обеспечение безопасности человека является одной из главнейших задач общества. Для этого РФ разработана и постоянно совершенствуется система правовых норм. Законодательными основами ее является Конституция РФ, Федеральный Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ряд других нормативных документов.

Исполнение требований этих правовых норм возлагается на органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовой формы.

Целями Федерального Закона являются:

Для выполнения указанных целей и защиты населения и территорий от ЧС создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов этой системы определяются законодательством, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС должна проводиться с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите от ЧС определяется исходя из принципа необходимой достаточности к максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности сил и средств могут привлекаться силы и средства федеральных органов власти.

В законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» рассмотрены также правовые организационные основы, касающиеся вопросов полномочия Президента РФ, Правительства PФ, органов государственной власти РФ и местного самоуправления в области защиты населения от ЧС, создания специального уполномоченного федерального органа для государственного управления и координации деятельности по защите населения от ЧС, рассмотрены права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и социальная защита пострадавших.

В заключение этого важнейшего для государства закона рассмотрены правовые аспекты подготовки населения в области защиты, порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения, государственная экспертиза, надзор, контроль и международные договоры в области защиты населения и территорий от ЧС.

При чрезвычайных ситуациях, возникающих на объектах, в организациях, учреждениях, защита персонала и населения от ЧС в значительной степени зависит от готовности служб ГО объектов, их сил и средств, от обученности, подготовленности невоенизированных формирований и проводимых аварийно-спасательных работ, ликвидации последствий ЧС.

Указ Президента РФ № 643-93 требует:

  1. Возложить руководство гражданской обороны в организациях и на предприятиях независимо от форм собственности на соответствующих руководителей организаций и предприятий.

  2. Определить, что руководители организаций и предприятий независимо от форм собственности несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества ГО, а также за подготовку и обучение населения и персонала действиями в чрезвычайных ситуациях на подведомственных объектах.