logo search
ОБЖ WORD

3.3. Единая государственная система защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

В соответствии с Федеральным законом «О защите населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ в ре- дикции федеральных законов от 28 октября 2002 г. № 129-ФЗ, 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, 4 декабря 2006 г. № 206-ФЗ, 18 декабря 2006 г. № 232-Ф3, 30 октября 2007 г. № 241-ФЗ функционирует единая Российская государственная си­стема предупреждения и ликвидации стихийных бед­ствий и чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая рас­полагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихий­ных бедствий или уменьшить их воздействие.

Основная цель создания РСЧС — объединение усилий цен­тральных и региональных органов представительной и испол­нительной власти, а также организаций и учреждений в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Организация функционирования РСЧС определена поста­новлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. «О еди­ной государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в редакции от 7 ноября 2008 г.)

К основным задачам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от­носятся:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Руководство системой РСЧС возложено на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа­циям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России).

Основными задачами МЧС России являются:

  1. Выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной без­опасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России.

  2. Организация подготовки и утверждения в установлен­ном порядке проектов нормативных правовых актов в обла­сти гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопас­ности и безопасности людей на водных объектах.

  3. Осуществление управления в области гражданской обо­роны, защиты населения и территорий от чрезвычайных си­туаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельно­стью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликви­дации чрезвычайных ситуаций.

  4. Осуществление нормативного регулирования в целях пре­дупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций ц пожаров, а также осуществление спе­циальных, разрешительных, надзорных и контрольных функ­ций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России.

  5. Осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасно­сти людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том чис­ле за пределами Российской Федерации.

Территория РФ разделена на девять регионов, в которых созданы региональные центры (РЦ) РСЧС. Такие центры функционируют в следующих городах: Москва, Санкт-Петер­бург, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск.

Система РСЧС действует в трех режимах:

    1. режим повседневной деятельности — в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиаци­онной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке;

    2. режим повышенной готовности — при ухудшении об­становки и получении прогноза о возможности возникнове­ния чрезвычайных ситуаций, угрозе войны;

    3. чрезвычайный режим — при возникновении и ликви­дации чрезвычайных ситуаций в мирное время, а также в слу­чае применения современных средств поражения.

Решение о введении соответствующих режимов в зависи­мости от масштабов чрезвычайных ситуаций принимает Пра­вительство РФ, МЧС или соответствующие комиссии по чрез­вычайным ситуациям.

Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства, которые подразделяются:

Силы и средства наблюдения и контроля включают:

В силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, Министерства обороны, Министерства внутренних дел (МВД), невоенизированные формирования гражданской обо­роны, а также силы и средства, принадлежащие другим ми­нистерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России. Основу этих сил со­ставляют войска гражданской обороны, подразделения поис­ково-спасательной службы и формирования постоянной го­товности МЧС.

Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государ­ственный центральный аэромобильный спасательный отряд. Это первое в нашей стране формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса.

Отряд призван оперативно реагировать на природные и тех­ногенные катастрофы, и не только на территории России, но и за ее пределами. При необходимости на базе Государствен­ного центрального аэромобильного спасательного отряда мож­но скомплектовать несколько групп спасателей, готовых одно­временно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Значительными силами быстрого реагирования на чрезвы­чайные ситуации располагают и другие министерства и ведом­ства. Например, в составе Российских железных дорог (РЖД) имеются восстановительные и пожарные поезда. Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обе­спечивает правопорядок, сохраняет материальные ценности.

Законом Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера» определены права, обязанности и ответственность граждан за участие в мероприятиях по защите людей, материальных ценностей, а также за участие в рабо­тах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Граждане России имеют право:

Законом предоставляются права:

Каждый россиянин обязан:

Кроме того, на каждом объекте, исходя из специфики про­изводства, особенностей размещения и учета других факто­ров, должны быть разработаны свои правила поведения и по­рядок действий каждого члена коллектива и руководящего персонала на случай чрезвычайных ситуаций. Это могут быть правила по безаварийной остановке печей, агрегатов и тех­нологических систем; перечень мер безопасности при прове­дении аварийных, спасательных и других неотложных работ на коммунально-энергетических сетях и сооружениях; ин­струкции, касающиеся действий в зонах заражения вредны- iviи, ядовитыми и радиоактивными веществами; описание ме­роприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций в ночное время и в непогоду.

Требование закона — это то, что подлежит обязательному исполнению. Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодатель­ства Российской Федерации в области защиты населения и территорий, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. В свою очередь, предприятия, организации, учреждения, учебные inведения и прочие юридические лица несут административ­ную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодатель­ством субъектов Российской Федерации.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова основная цель создания единой Российской государ­ственной системы защиты населения и территорий в чрезвы­чайных ситуациях (РСЧС)?

2. Перечислите основные задачи РСЧС.

3. На какой орган возложено руководство всей системой РСЧС и какие задачи он решает?

4. Дайте характеристику режимов действия РСЧС.

5. Что относится к силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС?

6. Что относится к силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций?

7. Каковы права и обязанности граждан России в условиях чрез­вычайных ситуаций?

8. Какая ответственность устанавливается для должностных лиц и граждан, виновных в невыполнении законодательства Рос­сийской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций?