logo search
6210

Тема 10. Устное научное выступление. Научная полемика

Устные научные жанры весьма многочисленны и разнообразны. Они делятся на монологические (научный доклад, научное сообщение, защитное слово, лекция, устный ответ на экзамене) и диалогические (научная дискуссия, семинар, опрос).

В целях упрощения текста для восприятия слушателями, вовлечения последних в процесс взаимодействия рекомендуется:

1. Вести речь от первого лица [местоимение я + глагол в личной форме], по возможности избегая безличных конструкций: Письменный вариант: Следует более подробно рассмотреть этот вопрос. Устный вариант: Я попытаюсь рассмотреть этот вопрос подробнее.

2. Включать в текст средства диалогизации речи, например, использовать местоимение вы: Как вы помните…; Вы, наверное, слышали и т.п.; использовать глаголы в повелительном наклонении: Обратите внимание…; Постарайтесь запомнить…; Давайте вернемся к… и т.п.; включать в монолог структуру «вопрос – ответ»: Что же такое стиль? Стиль – это…

3. Трансформировать сложные формы и конструкции в более простые, адекватные устной речи: перестроить причастные и деепричастные обороты в придаточные предложения с глаголом в личной форме, избегать использования отглагольных существительных, страдательный залог, не использовать цепочки слов в форме родительного падежа, длинные сложноподчиненные предложения.

Доклад - устное сообщение по определенной проблеме, о ходе исследования и его результатах.

Традиционная композиция доклада включает начало (Уважаемые слушатели! Уважаемые преподаватели! Тема моего доклада …, Работа посвящена проблеме…, Я остановлюсь на следующих вопросах…, Была проведена следующая работа…, Эта проблема актуальна…, Предмет исследования…, Работа, выполненная на материале…); основную часть доклада (Исходным положением, на которое опирается теория является…, Делается попытка рассмотреть …, Данной теме посвящены работы…); окончание (Подводя итог заметили… В заключении хотелось бы сказать…Благодарю за внимание…).

Полемика— это публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. При этом в процессе полемики решаются социально значимые вопросы, выступления оппонентов направлены против всего, что мешает эффективному общественному развитию.

Структура полемики:

1) обсуждаемая тема; тезис, выдвигаемый одной стороной, аргументы в поддержку данного тезиса; иллюстрации аргументов;

2) тезис, выдвигаемый другой стороной, контраргументы, иллюстрации контраргументов.

Задание 34. Подготовьте устное сообщение по одной из предложенных тем и выступите перед группой.

Задание 35. Составьте текст защитного слова, включив него следующие структурные элементы: тема, актуальность, предмет, объект, противоречия, гипотеза, цель, задачи, методы исследования, полученные результаты. Подготовьте текст защитного слова к произнесению. Обдумайте ответы на предполагаемые вопросы оппонентов.

Задание 36. Разработайте тезис и систему аргументов к проблемной теме в рамках вашей специальности. Приготовьтесь к полемике по данному вопросу.