logo search
Безопасность спасательных работ

6.2. Виды страховки

Техника страховки зависит от конкретной ситуации, в которой осуществляется страховка. Страховка может быть одновременной и попеременной.

Одновременная страховка. При одновременной страховке выбор точек страховки осуществляется первым в связке (рис. 6.2). Веревка закладывается за выступы или вщелкивается карабинами в точки страховки (закладки, крючья, ледобуры при движении по льду и прочее).

Рис. 6.2. Одновременная страховка

Второй напарник движется за ним, обеспечивая необходимую слабину веревки, не допуская, чтобы она цеплялась за выступы или задерживалась, мешая движению первого в связке. По ходу движения второй снимает точки страховки. В случае срыва первого второй в связке осуществляет удержание первого с помощью веревки за установленные точки страховки или выступы. При одновременной страховке нужно следить за оптимальностью длины связочной веревки, четкостью отдаваемых команд, второй должен внимательно следить за действиями первого и поведением веревки, вовремя предупреждать первого о возникающих осложнениях, при необходимости обеспечить эффективную страховку. В сложных или опасных для срыва местах между партнерами обязательно должны быть точки страховки или выступы, иначе в случае срыва одного из них организовать удержание партнера будет невозможно.

При одновременной страховке особо опасным является срыв нижнего в связке. При этом если он срывает первого, они падают вместе и веревка проходит одновременно с их падением через карабины. Когда, наконец, веревка начинает нагружаться, на нижнего рывок будет не очень сильным, на верхнего же рывок может быть весьма значительным (при этом фактор данного рывка может быть равным 2 и даже более). Это может привести к вырыву точки страховки, разрушению карабина разрыву страховочной системы или травмированию первого в связке из-за чрезмерно сильного рывка.

Попеременная страховка. При попеременной страховке страховка осуществляется пункта страховки – станции. Для чего выбирается удобное место страховки. Как правило, это место, которое организовал первый, чтобы принять к себе второго по связке. Основные критерии выбора страховочной станции – наличие хороших точек страховки, безопасность от камней и прочих объективных опасностей, удобство осуществления страховки на базе и хороший обзор последующего участка (рис.6.3).

Рис.6.3. Страховочная станция.

Желательно, также, чтобы база находилась чуть в стороне от предполагаемого направления движения первого в связке (основная причина падения камней или кусков льда на маршруте партнеры по восхождению, поэтому если первый по неосторожности или из-за неизбежной ситуации сбросит камень – он не причинит вреда, если станция будет находиться в стороне). Следует также обращать внимание на хорошую слышимость при обмене командами между партнерами (выбор места может существенно повлиять на это). Количество точек страховки на станции не менее 2. Обычно они блокируются между собой (рис.6.4).

Рис.6.4. Блокирование точек между собой

Если точка хорошая (например, большой, надежный выступ), можно делать станцию на одной точке. Если точки менее надежные – их делается достаточное количество, они блокируются стропой или основной веревкой таким образом, чтобы нагрузка равномерно распределялась на точки. Одну из петель необходимо провернуть и после этого вщелкнуть в них карабин. При таком способе блокирования, если одна из точек вырвется, карабин останется на петле.

Одну из петель необходимо провернуть и после этого вщелкнуть в них карабин. При таком способе блокирования, если одна из точек вырвется, карабин останется на петле.

Каким должен быть угол между ветвями петли, идущими к точкам страховки? Чтобы разобраться в этом рассмотрим общий случай, когда веревка, закрепленная горизонтально в двух точках, находящихся на одной высоте, нагружается вниз посередине с силой F (рис.6.5).

На веревку действует сила F1, растягивающая ее. При этом силыF1по разную сторону веревки равны по величине, но имеют разное направление. Векторно складываясь, она образует силу, которая равна силеFпо величине и противоположна по направлению.

Рис. 6.5. Силы, действующие на станцию страховки

Нетрудно определить, что F1=F/(2·cos/2), гдеα– угол между веревками в точке приложения силыF. ПриF1=F/2, при α=180° значение силы бесконечно велико.

Чем меньше провис, тем большая сила будет действовать на точки закрепления веревки. Это же надо иметь в виду при блокировании точек страховки – угол между ними нельзя делать, как мы увидим, больше 120°.

Приведем еще формулу для варианта блокирования точек треугольной схемой. При этом, как видно из таблицы 6.1 ниже, угол а не должен быть больше 60°. F1=F/(2·sin(π/-a/4)).

Из таблицы видно, что при угле 120° для V-образного блокирования нагрузка на каждую точку страховки составляет 100% от приложенной силы и фактически эффект блокирования теряется (то есть две точки работают с той же надежностью, что и одна).

Для треугольной схемы величина угла, при котором уже не имеет смысла блокировать точки, составляет 60°.

Т а б л и ц а 6.1.