3.1.3. Основные требования законодательства в области обеспечения безопасности спасательных работ
Законодательство РФ по охране труда и обеспечению безопасности работ состоит из соответствующих норм законодательных, правовых и нормативно-технических актов (документов). К основным из них относятся: Конституция Российской Федерации; Закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации»; Трудовой кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995; законодательные, нормативные и подзаконные акты, издаваемые на их основе.
В Конституции РФ указывается:
«Ст. 37. Каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены»;
«Ст. 41. Каждый человек имеет право на охрану здоровья».
Право работника на охрану труда закреплено законом РФ «Об основах охраны труда в РФ».Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:
1) на рабочее место, защищенное от опасных и вредных факторов;
2) на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанного с исполнением им трудовых обязанностей;
3) на получение достоверной информации о состоянии условий и охраны труда, о существующем риске для здоровья и жизни, а так же принятых мерах по защите от опасных и вредных факторов;
4) на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;
5) на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты за счет средств работодателя;
6) на обучение безопасным методам и приемам работ;
7) на профессиональную переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя;
8) на проведение инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда;
9) на обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти а так же в профессиональные союзы, другие представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями труда и охраны труда;
10) на участие в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий и охраны труда.
Названный закон содержит гарантии права работника на охрану труда:
государство гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору или контракту;
условия трудового договора (контракта) должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов по охране труда.
В трудовом договоре (контракте) указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.
Отдельно необходимо отметить законодательные акты в области ЧС, регламентирующие обеспечение безопасности аварийно-спасательных работ. Учитывая специфику работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, Государственная Дума 14.07.95 г. приняла Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Этот закон устанавливает основные принципы деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, определяет общие организационные, правовые и экономические основы их создания. Законом устанавливаются права, обязанности и ответственность спасателей, определяются основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан, принимающих участие в ликвидации ЧС.
В качестве основных п р и н ц и п о в деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований определены:
принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении ЧС;
принцип единоначалия руководства работами по ликвидации ЧС;
принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных работ;
принцип постоянной готовности к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации;
Все аварийно-спасательные (АСС), аварийно-спасательные формирования (АСФ), спасатели подлежат аттестациив порядке, установленном Правительством Российской Федерации. АСС, АСФ и спасатели, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на ЧС, к проведении работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению спасательных работ не привлекаются. Законом установлено, что при ликвидации ЧС спасатели имеют право:
на полную и достоверную информацию, необходимую им для выполнения своих обязанностей;
на беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации ЧС;
на требование от всех лиц, находящихся в зонах ЧС, соблюдения установленных мер безопасности;
на экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ;
на использование для спасения людей и в случае крайней необходимости в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зоне ЧС.
Спасатели, принимавшие участие в ликвидации ЧС, имеют право на социальные льготы: бесплатную медицинскую помощь, психологическую реабилитацию, льготное пенсионное обеспечение. Спасатели профессиональных АСС и профессиональных и нештатных АСФ имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке. Спасатели профессиональных АСС, АСФ имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание АСС, АСФ.
Наряду с правами закон устанавливает следующие обязанности спасателей:
быть в постоянной готовности к участию в проведении работ по ликвидации ЧС, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую и психологическую подготовку;
совершенствовать навыки действий в составе АСФ;
соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;
активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую помощь;
неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации ЧС;
разъяснять гражданам правила безопасного поведения в зонах ЧС.
- Глава I. Основы обеспечения безопасности спасательных работ 7
- Глава II. Обеспечение безопасности спасательных работ при ликвидации чс природного характера 114
- Введение
- Глава I. Основы обеспечения безопасности спасательных работ
- 1. Особенности производственной среды при ведении спасательных работ
- 1.1. Принципы обеспечения безопасности спасательных работ
- 1.1.1. Основные понятия, определения и классификация
- 1.1.2. Принципы обеспечения безопасности спасательных работ
- 1.2. Характеристика производственной среды при ведении спасательных работ
- 1.2.1. Особенности производственной среды
- 1.2.2. Классификация производственной среды
- 1.2.3. Травматизм и заболеваемость как результат воздействия на человека производственной среды
- 2. Опасные и вредные факторы при ведении асднр в чс и защита от них
- 2.1. Характеристика опасных и вредных факторов
- 2.1.1. Основные определения
- 2.1.2. Классификация опасных и вредных факторов
- 2.1.3. Номенклатура контролируемых параметров опасных и вредных факторов
- 2.1.4. Особенности воздействия опасных и вредных факторов
- 2.2. Система технической защиты от опасных и вредных факторов
- 2.2.1. Особенности построения и элементы системы технической защиты
- 2.2.2. Нормирование условий труда
- 2.2.3. Исключение неблагоприятных факторов
- 2.2.4. Нейтрализация опасностей и вредностей в источникахих возникновения
- 2.2.5. Установление опасных зон
- 2.2.6. Защита расстоянием
- 2.2.7. Защитные экраны
- 2.2.8. Защита временем
- 2.2.9. Дополнительные средства технической зашиты
- 3. Правовые основы обеспечения безопасности спасательных работ
- 3.1. Основные положения законодательства по обеспечению безопасности спасательных работ
- 3.1.1. Средства повышения безопасности труда
- 3.1.2. Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности спасательных работ
- 3.1.3. Основные требования законодательства в области обеспечения безопасности спасательных работ
- 3.2. Нормы и правила охраны труда
- 3.2.1. Нормы охраны труда
- Перечень видов нормативно-правовых актов, содержащих государственные требования по охране труда
- 3.2.2. Система стандартов безопасности труда
- 1. Общие требования безопасности:
- 3.2.3. Проведение инструктажа по технике безопасности
- 4. Режимы трудовой деятельности спасателя
- 4.1. Характеристика трудовой деятельности спасателя
- 4.1.1. Виды трудовой деятельности
- Физиологические нормативы физического напряжения
- Характеристика физической тяжести и напряженности труда
- 4.1.2. Характеристика умственного труда
- 4.1.3. Режимы работы спасателей в ходе ликвидации чс
- 4.1.4. Перечень аварийно-спасательных работ, относящихся к особо сложным и опасным условиям
- 4.1.5. Особенности режимов деятельности спасателей, использующих сиз при ликвидации последствий аварии на хоо
- 4.1.6. Режимы работы, определяемые по тепловому состоянию организма
- 4.2. Основные причины ошибок и нарушений в работе спасателя
- 4.2.1. Профессиональная пригодность
- 4.2.2. Причины ошибок и нарушений в работе спасателя
- 5. Социально-экономические вопросы охраны труда
- 5.1. Социальные вопросы охраны труда
- 5.1.1. Социальные последствия неблагоприятных условий труда
- 5.1.2. Формирование производственных бригад, дежурных смен спасателей
- 5.1.3. Трудовое воспитание, укрепление дисциплины
- 5.1.4 Рациональное использование внерабочего и свободного времени
- 5.1.5. Социальное планирование
- 5.1.6. Труд женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью
- 5.1.7. Реабилитация инвалидов труда
- 5.2. Экономические вопросы охраны труда
- 5.2.1. Социально-экономическая эффективность мероприятий по охране труда
- 5.2.2. Социально-экономический механизм управления системой социальной защиты работающих
- 5.2.3. Экономические основы повышения уровня охраны труда
- 6. Надзор и контроль за соблюдением законодательства в области охраны труда
- 6.1. Государственная система надзора и контроля в области охраны труда
- 6.1.1. Федеральная инспекция труда
- 6.2. Контроль и надзор федеральных органов исполнительной власти
- 6.2.1. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
- 6.2.2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- 6.2.3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- 6.2.4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности
- 6.2.5. Государственный пожарный надзор
- 6.2.6. Государственная инспекция по маломерным судам
- Глава II. Обеспечение безопасности спасательных работ при ликвидации чс природного характера
- 1. Принципы и требования по обеспечению безопасности при эксплуатации технических средств
- 1.1. Принципы обеспечения безопасности
- 1.2. Требования по обеспечению безопасности технических средств
- 1.3. Механизация и автоматизация асднр как средство повышения безопасности работ
- 0,1 1,0 10 Рпер, бит/с
- А– устойчивая рабочая поза;б– рабочая поза с пониженной устойчивостью
- А) б)
- Б) а)
- 1.4. Технические средства обеспечения безопасности машин и механизмов
- 1.5. Организация безопасной эксплуатации машин и механизмов
- 2. Обеспечение безопасности спасательных работ в зонах лесных пожаров
- 2.1. Характеристика опасных и вредных факторов
- 2.2. Особенности обеспечения безопасности работ
- 2.3. Обеспечение безопасности при эвакуации населения из зоны пожара
- 3. Обеспечение безопасности аварийно-спасательных работ в зонах затоплений
- 3.1. Характеристика опасных и вредных факторов
- 3.2. Требования безопасности при подготовке к проведению спасательных работ
- 3.3. Требования безопасности при проведении спасательных работ
- Пределы применимости плавсредств
- Допустимая глубина преодолеваемого брода, м
- 3.4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
- 4. Обеспечение безопасности спасательных при выполнении водолазных работ
- 4.1. Опасные и вредные факторы водолазных работ
- Основные опасные и вредные факторы водолазного труда и ответные реакции организма
- 4.2. Требования безопасности при выполнении водолазных работ
- Количество водолазов при водолазных спусках
- Дополнительное число водолазов, необходимое для укомплектования водолазной станции, в зависимости от условий спуска и характера выполняемых работ
- 5. Обеспечение безопасности спасательных работ в условиях горной местности
- 5.1. Опасные и вредные факторы при проведении поисково-спасательных работ в условиях горной местности
- 5.1.1. Опасные факторы объективного характера.
- Факторы, обусловленные изменением рельефа (метаморфические).
- Лавиноопасность склона в зависимости от глубины снега
- Зависимость силы воздействия потока от глубины
- Климатические факторы.
- Влияние сила ветра на человека (площадь тела спасателя с рюкзаком принята как 1м2).
- Изменение температуры воздуха с высотой
- 5.1.2. Опасные факторы субъективного характера
- Влияние психофизиологических факторов
- Зависимость объема вдыхаемого воздуха от высоты
- 5.2. Адаптация спасателей к работе в горных условиях
- Охлаждающее действие ветра, выраженное через эквивалентную температуру
- 5.3. Особенности обеспечения безопасности спасательных работ в горах
- 5.4. Требования безопасности при ведении пср в горах
- 6. Страховка при проведении поисково-спасательных работ с использованием альпинистских технологий
- 6.1. Элементы страховочной цепи, допустимые нагрузки
- 6.2. Виды страховки
- Величина нагрузки на точки страховки в зависимости от угла блокирования точек страховки
- Зависимость усилия протравливания для разных тормозных устройств
- 6.3. Силы, возникающие в различных элементах страховочной цепи при срыве ведущего
- Показатели прочности на разрыв по en892
- 6.4. Оценка показателей надежности страховочных систем
- 7. Обеспечение безопасности поисково-спасательных работ при сходе снежных лавин
- 7.1. Опасные и вредные факторы при поисково-спасательных работах на месте схода снежных лавин
- 7.2. Особенности обеспечения безопасности при ведении пср в условиях схода лавин
- 7.3. Требования, предъявляемые к средствам защиты, применяемым при ведении пср в условиях схода лавин
- Рис 7.1. Лавинные трансиверы:
- 8. Обеспечение безопасности спасательных работ при применении аварийно-спасательного инструмента
- 8.1. Обеспечение безопасности при применении гидравлического аварийно-спасательного инструмента
- 8.2. Обеспечение безопасности при применении инструмента с электроприводом
- 8.3. Обеспечение безопасности при применении пневмоинструмента
- 8.4. Обеспечение безопасности при применении инструмента с мотоприводом
- Заключение
- Литература