logo
Безопасность спасательных работ

3.1.3. Основные требования законодательства в области обеспечения безопасности спасательных работ

Законодательство РФ по охране труда и обеспечению безопасности работ состоит из соответствующих норм законодательных, правовых и нормативно-технических актов (документов). К основным из них относятся: Конституция Российской Федерации; Закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации»; Трудовой кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995; законодательные, нормативные и подзаконные акты, издаваемые на их основе.

В Конституции РФ указывается:

«Ст. 37. Каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены»;

«Ст. 41. Каждый человек имеет право на охрану здоровья».

Право работника на охрану труда закреплено законом РФ «Об основах охраны труда в РФ».Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:

1) на рабочее место, защищенное от опасных и вредных факторов;

2) на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанного с исполнением им трудовых обязанностей;

3) на получение достоверной информации о состоянии условий и охраны труда, о существующем риске для здоровья и жизни, а так же принятых мерах по защите от опасных и вредных факторов;

4) на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;

5) на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты за счет средств работодателя;

6) на обучение безопасным методам и приемам работ;

7) на профессиональную переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя;

8) на проведение инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда;

9) на обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти а так же в профессиональные союзы, другие представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями труда и охраны труда;

10) на участие в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий и охраны труда.

Названный закон содержит гарантии права работника на охрану труда:

государство гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору или контракту;

условия трудового договора (контракта) должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов по охране труда.

В трудовом договоре (контракте) указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.

Отдельно необходимо отметить законодательные акты в области ЧС, регламентирующие обеспечение безопасности аварийно-спасательных работ. Учитывая специфику работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, Государственная Дума 14.07.95 г. приняла Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Этот закон устанавливает основные принципы деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, определяет общие организационные, правовые и экономические основы их создания. Законом устанавливаются права, обязанности и ответственность спасателей, определяются основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан, принимающих участие в ликвидации ЧС.

В качестве основных п р и н ц и п о в деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований определены:

принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении ЧС;

принцип единоначалия руководства работами по ликвидации ЧС;

принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных работ;

принцип постоянной готовности к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации;

Все аварийно-спасательные (АСС), аварийно-спасательные формирования (АСФ), спасатели подлежат аттестациив порядке, установленном Правительством Российской Федерации. АСС, АСФ и спасатели, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на ЧС, к проведении работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению спасательных работ не привлекаются. Законом установлено, что при ликвидации ЧС спасатели имеют право:

на полную и достоверную информацию, необходимую им для выполнения своих обязанностей;

на беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации ЧС;

на требование от всех лиц, находящихся в зонах ЧС, соблюдения установленных мер безопасности;

на экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ;

на использование для спасения людей и в случае крайней необходимости в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зоне ЧС.

Спасатели, принимавшие участие в ликвидации ЧС, имеют право на социальные льготы: бесплатную медицинскую помощь, психологическую реабилитацию, льготное пенсионное обеспечение. Спасатели профессиональных АСС и профессиональных и нештатных АСФ имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке. Спасатели профессиональных АСС, АСФ имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание АСС, АСФ.

Наряду с правами закон устанавливает следующие обязанности спасателей:

быть в постоянной готовности к участию в проведении работ по ликвидации ЧС, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую и психологическую подготовку;

совершенствовать навыки действий в составе АСФ;

соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;

активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую помощь;

неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации ЧС;

разъяснять гражданам правила безопасного поведения в зонах ЧС.