logo
Безопасность спасательных работ

4.2.2. Причины ошибок и нарушений в работе спасателя

Современное развитие производства аварийно-спасательных работ с применением высокопроизводительных технических средств, машин и механизмов, современного аварийно-спасательного инструмента, систем контроля и управления повысило долю психических нагрузок на личный состав формирований и требует реализации высших психических функций человека – памяти, мышления, внимания, быстрого принятия безошибочных решений, адекватной реакции на поступающую информацию. Иными словами, в современных условиях ведения АСДНР важным в повышении их эффективности и безопасности труда становится человеческий фактор. Известно, что в ходе аварийно-спасательных работ свыше половины несчастных случаев происходит из-за неправильных действий личного состава и связаны они с нарушением психофизиологических закономерностей их деятельности и поведения.

Психологические особенности поведения людей во время проведения аварийно-спасательных работ и психологические факторы возникновения неправильных действий подразделяются на ошибочные действия и нарушения.

Ошибочным считается такое действие человека, которое он совершает неправильно в силу объективных или субъективных причин (плохая профессиональная подготовка, несоответствие физических и моральных качеств требованиям данного вида деятельности, временное снижение работоспособности и ослабления внимания в результате заболевания, утомления, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия труда и т.д.).

Нарушением называется неправильное действие, совершенное работником умышленно или по небрежности.

Рассмотрим основные причины, приводящие к ошибочным действиям:

1) наличие помех при восприятии информации (шум при работе машин и

механизмов, запыленность и загазованность атмосферы, использование СИЗОД, недостаточная освещенность рабочего места и др.);

2) нарушение порогов восприятия информации (низкий уровень громкости сигналов, недостаточные размеры различаемого сигнала, высокие уровни громкости сигналов, приводящие к утомлению и отвлечению внимания);

3) чрезмерный объем или скорость поступления информации, что может привести к дезорганизации деятельности по приему информации, появлению запаздывающих и ошибочных реакций, пропуску отдельных сигналов и даже к отказу человека от работы;

4) недостаток информации, что является фактором, затрудняющим принятие правильного решения по тем или иным действиям;

5) несоответствие формы представляемой информации психофизиологическим возможностям человека;

6) низкая скорость и точность рабочих действий при изменяющихся условиях обстановки;

7) низкий уровень реализации свойств внимания (невнимательность). Практика показывает, что подавляющее большинство несчастных случаев происходит из-за невнимательности;

8) недостаточный объем памяти, что приводит к плохому запоминанию особенностей обстановки, вследствие чего возможно отсутствие реакции на них или неправильное реагирование. Низкая готовность памяти в сочетании с медленным и некритичным мышлением определяет низкий уровень находчивости и сообразительности.

В экстремальных условиях, когда требуются быстрые действия или принятие решения, человек либо бездействует, либо совершает ошибочные действия, что создает опасность для него и может вызвать аварийные ситуации.