logo search
arlova

11. Отказы функциональные и параметрические, потенциальные и фактические. Характеристика. Условия, при которых отказ может быть предотвращён или отсрочен.

Отказы функционирования приводят к невозможности выполнения объектом своих функций.( насос не подает топливо, двигатель не запускается)

Параметрические отказы приводят к выходу основных характеристик объекта за допустимые приделы.( снижение подачи топлива, уменьшение мощности двигателя)

Потенциальные – повреждения могут возникнуть.

Фактические – повреждения возникли сйчас.

1. Если уровень энергии действующей на объект не превышает значений при которых возникают вредные процессы, изменение свойства или состояние объекта.

2. Если возникающие процессы не связаны с повреждениями определяющими безотказность работы объекта.

3. Если изменение выходных параметров объекта возникшие в результате повреждения его элементов не выходят за допустимые пределы.

12. Понятие сложной системы и её элементов. Классификация элементов по их влиянию на надёжность системы.

Под сложной системой понимают объект, предназначенный для выпол-нения заданных функций, который может быть расчленён на элементы, ка-ждый из которых также выполняет определенные функции и находится во взаимодействии с другими элементами системы.

Под элементом понимают составную часть сложной системы, которая может характеризоваться самостоятельными входными и выходными параметрами.

При анализе надёжности сложного изделия (системы) все его элементы и де-тали целесообразно разделить на следующие группы.

1. Элементы, отказ которых (например, нарушение ТУ) практически не влияет на работоспособность изделия (деформация кожуха, изменение окраски поверхности и т. п.). Отказы этих элементов могут рассматриваться изолированно от системы. Часто говорят не об отказах, а о неисправном состоянии таких эле-ментов.

2. Элементы, работоспособность которых практически не изменяется за рассматриваемый промежуток времени, т. е. Р(t=Т) 1 (станины и корпусные де-тали, гидростатические подшипники, малонагруженные элементы с большим за-пасом прочности).

3. Элементы, ремонт или регулировка которых возможны в процессе работы изделия или во время остановок, не влияющих на его эффективность (подналадка и замена режущего инструмента на станке, регулировка холостого хода карбюра-тора автомобильного двигателя и т.п.).

4. Элементы, отказ которых приводит к отказам всего изделия. Таким об-разом, рассмотрению подлежат лишь элементы последней группы. Если к этому добавить, что элементы по требованиям к надёжности должны быть подразделены на категории, то, как правило, имеется ограниченное число элементов, которые в основном определяют надёжность изделия и служат объектом рассмотрения. Эти элементы и подсистемы выявляются при рассмотрении так называемой струк-турной схемы параметрической надёжности.