13. Основные типы структур сложных систем. Особенности анализа надёжности сложных систем на примере магистрального трубопровода, насосной станции.
С позиций надёжности, могут существовать следующие структуры сложных систем:
расчленённые — у которых надёжность отдельных элементов может быть заранее определена, т. к. отказ элемента можно рассматривать как независимое событие;
связанные — у которых отказ отдельных элементов является зависимым со-бытием, связанным с изменением выходных параметров всей системы;
комбинированные — состоящие из подсистем со связанной структурой и с независимым формированием показателей надёжности для каждой из подсистем.
Анализ надёжности сложных систем имеет свои специфические особенности. Прежде всего, может показаться непомерно трудной задача оценки надёжности такого сложного изделия, которое имеет десятки тысяч деталей, изменение состояния каждой из которых, так или иначе, влияет на его работоспособность. Однако это не так. Влияние различных отказов и снижение работоспособности элементов изделия по-разному скажутся на надёжности всей системы.
Другая особенность работы сложных систем заключается в следующем. Предположим, что надёжность всех элементов системы обеспечена, т. е. все их параметры находятся в пределах, установленных ТУ и их безотказность Р(t)1. Означает ли это, что вся система будет работоспособна? Обычно считают, что "да". Однако это верно лишь для расчленённых структур. Как правило, безотказность работы элементов — необходимое, но не достаточное условие для безотказной работы всей системы.
Во-первых, большую роль играют взаимосвязи, когда работоспособные элементы оказывают побочные воздействия на другие элементы и могут вывести их из строя. Например, частица износа малоответственного узла засоряет отверстие прецизионной гидропанели, тепловыделения от передач искажают показания преобразователя и т. п.
Во-вторых, малые (в пределах нормы) изменения параметров каждого из элементов могут дать такое сочетание, которое неблагоприятно отразится на работоспособности изделия в целом. Это становится возможно из-за сложности функционирования системы и в результате того, что допуски на параметры её элементов, как правило, назначаются без учёта всех возможных взаимодействий и взаимовлияний.
Таким образом, специфика оценки надёжности в этом случае заключается в том, что в сложной системе большую роль играет характер связей между её элементами.
- 1. Основные понятия и показатели надёжности (надёжность, безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.). Характеристика.
- 2. Взаимосвязь качества и надёжности машин и механизмов. Возможность оптимального сочетания качества и надёжности.
- 3. Способы определения количественных значений показателей надёжности (расчётные, экспериментальные, эксплуатационные и др.). Виды испытаний на надёжность.
- 4. Способы повышения надёжности технических объектов на стадии проектирования, в процессе производства и эксплуатации.
- 5. Классификация отказов по уровню их критичности (по тяжести последствий). Характеристика.
- 7. Основные разрушающие факторы, действующие на объекты в процессе эксплуатации. Виды энергии, оказывающие влияние на надёжность, работоспособность и долговечность машин и механизмов. Характеристика.
- 8. Влияние физического и морального износа на предельное состояние объектов трубопроводного транспорта. Способы продления периода исправной эксплуатации конструкции.
- 9. Допустимые и недопустимые виды повреждений деталей и сопряжений.
- 10. Схема потери работоспособности объектом, системой. Характеристика предельного состояния объекта.
- 11. Отказы функциональные и параметрические, потенциальные и фактические. Характеристика. Условия, при которых отказ может быть предотвращён или отсрочен.
- 13. Основные типы структур сложных систем. Особенности анализа надёжности сложных систем на примере магистрального трубопровода, насосной станции.
- 14. Способы расчёта надёжности сложных систем по надёжности отдельных элементов.
- 15. Резервирование как способ повышения надёжности сложной системы. Разновидности резервов: ненагруженный, нагруженный. Резервирование систем: общее и раздельное.
- 16. Принцип избыточности как способ повышения надежности сложных систем.
- 17. Показатели надежности: наработка, ресурс технический и его виды, отказ, срок службы и его вероятностные показатели, работоспособность, исправность.
- 19. Надежность и качество, как технико-экономические категории. Выбор оптимального уровня надежности или ресурса на стадии проектирования.
- 20. Понятие «отказ» и его отличие от «повреждения». Классификация отказов по времени их возникновения (конструкционные, производственные, эксплуатационные).
- 22. Деление мт на эксплуатационные участки. Защита трубопроводов от перегрузок по давлению.
- 23. Причины и механизм коррозии трубопроводов. Факторы, способствующие развитию коррозии объектов.
- 24. Коррозионное поражение труб магистральных трубопроводов (мт). Разновидности коррозионного поражения труб мт. Влияние процессов коррозии на изменение свойств металлов.
- 25. Защитные покрытия для трубопроводов. Требования, предъявляемые к ним.
- 26. Электро-хим. Защита трубопроводов от коррозии, ее виды.
- 27. Закрепление трубопроводов на проектных отметках, как способ повышения их надежности. Способы берегоукрепления в створах подводных переходов.
- 28. Предупреждение всплытия трубопроводов. Методы закрепления трубопроводов на проектных отметках на обводняемых участках трассы.
- 29. Применение системы автоматизации и телемеханизации технологических процессов для обеспечения надежной и устойчивой работы мт.
- 30. Характеристики технического состояния линейной части мт. Скрытые дефекты трубопроводов на момент пуска в эксплуатацию и их виды.
- 31. Отказы запорно-регулирующей арматуры мт. Их причины и последствия.
- 32. Отказы механо - технологического оборудования нпс и их причины. Характер отказов магистральных насосов.
- 33. Анализ повреждений основного электротехнического оборудования нпс.
- 34. Чем определяется несущая способность и герметичность резервуаров. Влияние скрытых дефектов, отклонений от проекта, режимов эксплуатации на техническое состояние и надежность резервуаров.
- 35. Применение системы технического обслуживания и ремонта (тор) при эксплуатации мт. Задачи, возлагаемые на систему тор. Параметры, диагностируемые при контроле технического состояния объектов мт.
- 36. Диагностика объектов мт, как условие обеспечения их надежности. Контроль состояния стенок труб и арматуры методами разрушающего контроля. Испытания трубопроводов.
- 37. Контроль состояния стенок трубопроводов методами неразрушающего контроля. Аппараты для диагностирования: самоходные и перемещаемые потоком перекачиваемой жидкости.
- 38. Диагностика напряженно-деформированного состояния линейной части трубопровода.
- 39, 40, 41, 42. Диагностика наличия утечек жидкости из трубопроводов. Методы диагностики мелких утечек в мнп и мнпп.
- 1. Визуальный
- 2. Метод понижения давления
- 3. Метод отрицательных ударных волн
- 4. Метод сравнения расходов
- 5. Метод линейного баланса
- 6. Радиоактивный метод
- 7. Метод акустической эмиссии
- 8. Лазерный газоаналитический метод
- 9. Ультразвуковой метод (зондовый)
- 43. Методы контроля состояния изоляционных покрытий трубопроводов. Факторы, приводящие к разрушениям изоляционных покрытий.
- 44. Диагностика технического состояния резервуаров. Визуальный контроль.
- 45. Определение скрытых дефектов в металле и сварных швах резервуара.
- 46. Контроль коррозионного состояния резервуаров.
- 47. Определение механических свойств металла и сварных соединений резервуаров.
- 48. Контроль геометрической формы и осадки основания резервуара.
- 49. Диагностика технического состояния насосных агрегатов.
- 50. Профилактическое обслуживание мт, как способ повышения надежности в процессе его эксплуатации. Стратегии то и ремонта.
- 51. Система планово-предупредительного ремонта (ппр) и ее влияние на надежность и долговечность мт. Виды то и ремонта.
- 52. Перечень мероприятий, включаемых в систему ппр трубопроводных систем.
- 53. Недостатки системы ппр по наработке и основные направления ее совершенствования.
- 54. Капитальный ремонт линейной части мт, его основные этапы. Виды капитального ремонта нефтепроводов.
- 55. Последовательность и содержание работ при ремонте трубопровода с подъемом и укладки его на лежки в траншее.
- 56. Аварии на мт, их классификация и организация ликвидации аварий.
- 57. Причины аварий и виды дефектов на мт.
- 58. Технология аварийно - восстановительных работ трубопроводов.
- 59. Способы герметизации трубопроводов. Требования, предъявляемые к герметизирующим устройствам.
- 60. Метод герметизации трубопровода через «окна».
- 61. Капитальный ремонт резервуаров. Основные дефекты фундамента и элементов вертикальных сварных резервуаров.
- 62. Основные дефекты центробежных насосов и способы их ремонта.
- 63. Роль "человеческого фактора" в обеспечении надёжности машин и механизмов. Способы снижения зависимости надёжности конструкций от "человеческого фактора".