22. Деление мт на эксплуатационные участки. Защита трубопроводов от перегрузок по давлению.
При эксплуатации трубопроводов большей протяженности выход из строя одной НПС приводит к отключению сразу нескольких других станций (срабатывает система защиты от чрезмерно малых и чрезмерно высоких давлений). Разделив магистральный трубопровод на несколько эксплуатационных участков с 3...4 НПС каждый, а также с резервуарным парком в начале и в конце, мы получаем вместо одного как бы несколько состыкованных друг с другом трубопроводов. Отказ НПС на одном из них не влияет на НПС других "трубопроводов ".
"Нормами проектирования" установлена длина одного эксплуатационного участка равная: для МНП - 600 км, для МНПП - 800 км.
Резервуарные парки в системе МТ играют роль не только буфера, компенсирующего разницу в расходах поступления и откачки нефтепродуктов. Но также и "накопителя" нефти или каждой марки нефтепродукта в соответствии с принятым числом циклов последовательной перекачки и графиком поступления нефтепродуктов в резервуары.
Перегрузки по давлению (гидравлический удар) возникают при любых изменениях скорости перекачки. Теория гидравлического удара была разработана в конце прошлого столетия выдающимся русским ученым Н.Е. Жуковским. Полученная им формула для величины прироста давления вследствие гидравлического удара имеет вид
ΔР = ρ·c·ΔV, (1)
где р - плотность перекачиваемой жидкости;
с - скорость распространения ударной волны,
Причинами возникновения гидравлического удара в магистральных трубопроводах являются пуск и отключение насосного агрегата (станции), изменение степени открытия задвижек (регулирующих заслонок), включение- отключение отводов и т.д.
Наиболее опасным случаем является отключение промежуточной нефтеперекачивающей станции. При этом поток жидкости в участке, предшествующем ей, затормаживается и возникает волна повышенного давления, которая со скоростью звука в жидкости движется в направлении, обратном направлению перекачки. Сумма давления развиваемого станцией, предшествующей остановленной, и ударного давления может превысить допустимую величину и вызвать разрыв МТ.
Различают активные и пассивные методы защиты трубопроводов от перегрузок по давлению. К активным относится создание волны пониженного давления, идущей навстречу волне повышенного давления.
К пассивным средствам защиты трубопроводов от перегрузок относятся:
- утолщенная стенка трубопровода;
- воздушный колпак;
- система сглаживания волн давления.
ССВД должна срабатывать при повышении давления в трубопроводе на величину не более 0,3 МПа, происходящим со скоростью выше 0,3 МПа/с.
- 1. Основные понятия и показатели надёжности (надёжность, безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.). Характеристика.
- 2. Взаимосвязь качества и надёжности машин и механизмов. Возможность оптимального сочетания качества и надёжности.
- 3. Способы определения количественных значений показателей надёжности (расчётные, экспериментальные, эксплуатационные и др.). Виды испытаний на надёжность.
- 4. Способы повышения надёжности технических объектов на стадии проектирования, в процессе производства и эксплуатации.
- 5. Классификация отказов по уровню их критичности (по тяжести последствий). Характеристика.
- 7. Основные разрушающие факторы, действующие на объекты в процессе эксплуатации. Виды энергии, оказывающие влияние на надёжность, работоспособность и долговечность машин и механизмов. Характеристика.
- 8. Влияние физического и морального износа на предельное состояние объектов трубопроводного транспорта. Способы продления периода исправной эксплуатации конструкции.
- 9. Допустимые и недопустимые виды повреждений деталей и сопряжений.
- 10. Схема потери работоспособности объектом, системой. Характеристика предельного состояния объекта.
- 11. Отказы функциональные и параметрические, потенциальные и фактические. Характеристика. Условия, при которых отказ может быть предотвращён или отсрочен.
- 13. Основные типы структур сложных систем. Особенности анализа надёжности сложных систем на примере магистрального трубопровода, насосной станции.
- 14. Способы расчёта надёжности сложных систем по надёжности отдельных элементов.
- 15. Резервирование как способ повышения надёжности сложной системы. Разновидности резервов: ненагруженный, нагруженный. Резервирование систем: общее и раздельное.
- 16. Принцип избыточности как способ повышения надежности сложных систем.
- 17. Показатели надежности: наработка, ресурс технический и его виды, отказ, срок службы и его вероятностные показатели, работоспособность, исправность.
- 19. Надежность и качество, как технико-экономические категории. Выбор оптимального уровня надежности или ресурса на стадии проектирования.
- 20. Понятие «отказ» и его отличие от «повреждения». Классификация отказов по времени их возникновения (конструкционные, производственные, эксплуатационные).
- 22. Деление мт на эксплуатационные участки. Защита трубопроводов от перегрузок по давлению.
- 23. Причины и механизм коррозии трубопроводов. Факторы, способствующие развитию коррозии объектов.
- 24. Коррозионное поражение труб магистральных трубопроводов (мт). Разновидности коррозионного поражения труб мт. Влияние процессов коррозии на изменение свойств металлов.
- 25. Защитные покрытия для трубопроводов. Требования, предъявляемые к ним.
- 26. Электро-хим. Защита трубопроводов от коррозии, ее виды.
- 27. Закрепление трубопроводов на проектных отметках, как способ повышения их надежности. Способы берегоукрепления в створах подводных переходов.
- 28. Предупреждение всплытия трубопроводов. Методы закрепления трубопроводов на проектных отметках на обводняемых участках трассы.
- 29. Применение системы автоматизации и телемеханизации технологических процессов для обеспечения надежной и устойчивой работы мт.
- 30. Характеристики технического состояния линейной части мт. Скрытые дефекты трубопроводов на момент пуска в эксплуатацию и их виды.
- 31. Отказы запорно-регулирующей арматуры мт. Их причины и последствия.
- 32. Отказы механо - технологического оборудования нпс и их причины. Характер отказов магистральных насосов.
- 33. Анализ повреждений основного электротехнического оборудования нпс.
- 34. Чем определяется несущая способность и герметичность резервуаров. Влияние скрытых дефектов, отклонений от проекта, режимов эксплуатации на техническое состояние и надежность резервуаров.
- 35. Применение системы технического обслуживания и ремонта (тор) при эксплуатации мт. Задачи, возлагаемые на систему тор. Параметры, диагностируемые при контроле технического состояния объектов мт.
- 36. Диагностика объектов мт, как условие обеспечения их надежности. Контроль состояния стенок труб и арматуры методами разрушающего контроля. Испытания трубопроводов.
- 37. Контроль состояния стенок трубопроводов методами неразрушающего контроля. Аппараты для диагностирования: самоходные и перемещаемые потоком перекачиваемой жидкости.
- 38. Диагностика напряженно-деформированного состояния линейной части трубопровода.
- 39, 40, 41, 42. Диагностика наличия утечек жидкости из трубопроводов. Методы диагностики мелких утечек в мнп и мнпп.
- 1. Визуальный
- 2. Метод понижения давления
- 3. Метод отрицательных ударных волн
- 4. Метод сравнения расходов
- 5. Метод линейного баланса
- 6. Радиоактивный метод
- 7. Метод акустической эмиссии
- 8. Лазерный газоаналитический метод
- 9. Ультразвуковой метод (зондовый)
- 43. Методы контроля состояния изоляционных покрытий трубопроводов. Факторы, приводящие к разрушениям изоляционных покрытий.
- 44. Диагностика технического состояния резервуаров. Визуальный контроль.
- 45. Определение скрытых дефектов в металле и сварных швах резервуара.
- 46. Контроль коррозионного состояния резервуаров.
- 47. Определение механических свойств металла и сварных соединений резервуаров.
- 48. Контроль геометрической формы и осадки основания резервуара.
- 49. Диагностика технического состояния насосных агрегатов.
- 50. Профилактическое обслуживание мт, как способ повышения надежности в процессе его эксплуатации. Стратегии то и ремонта.
- 51. Система планово-предупредительного ремонта (ппр) и ее влияние на надежность и долговечность мт. Виды то и ремонта.
- 52. Перечень мероприятий, включаемых в систему ппр трубопроводных систем.
- 53. Недостатки системы ппр по наработке и основные направления ее совершенствования.
- 54. Капитальный ремонт линейной части мт, его основные этапы. Виды капитального ремонта нефтепроводов.
- 55. Последовательность и содержание работ при ремонте трубопровода с подъемом и укладки его на лежки в траншее.
- 56. Аварии на мт, их классификация и организация ликвидации аварий.
- 57. Причины аварий и виды дефектов на мт.
- 58. Технология аварийно - восстановительных работ трубопроводов.
- 59. Способы герметизации трубопроводов. Требования, предъявляемые к герметизирующим устройствам.
- 60. Метод герметизации трубопровода через «окна».
- 61. Капитальный ремонт резервуаров. Основные дефекты фундамента и элементов вертикальных сварных резервуаров.
- 62. Основные дефекты центробежных насосов и способы их ремонта.
- 63. Роль "человеческого фактора" в обеспечении надёжности машин и механизмов. Способы снижения зависимости надёжности конструкций от "человеческого фактора".