7.2. Государственные правовые акты по охране труда
В системе обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности основная роль принадлежит нормативным правовым актам по охране труда. Нормативные требования по охране труда и их соблюдение по суще-ству являются фундаментом в создании здоровых и безопасных условий труда. Обеспе-чение единства таких требований — важная государственная задача. Поэтому статьей 3 Основ законодательства РФ об охране труда одним из основных направлений государ-ственной политики в области охраны труда предусмотрено установление единых нор-мативных требований для предприятий, учреждений и организаций всех форм собст-венности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчи-ненности.
Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 937 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в РФ» обязывает все федеральные органы исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда соблюдать единые нормативные требования по охране труда, содержащиеся в нормативных актах, предусмотренных в прилагаемом к постановлению перечне. На правительственном уровне, пожалуй, впервые так поставлена задача.
Этим постановлением Правительства РФ предусматривается система формирования в Министерстве труда РФ банка данных действующих государственных нормативных правовых актов по охране труда для использования их органами исполнительной власти субъектов РФ, а также предприятиями, учреждениями и организациями. Федеральные органы исполнительной власти, в том числе и указанные в прилагаемом к постановлению перечне Госстандарт России, Минстрой России, Госкомсанэпиднадзор России и другие федеральные органы надзора, должны представлять в Министерство труда РФ утвержденные ими нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда.
Таким образом, Министерство труда РФ становится координационным центром нормативного обеспечения по охране труда, а созданная при этом Министерстве Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) согласно Положению об этой инспекции, утвержденному Указом Президента РФ, обязана обеспечить надзор и контроль за соблюдением нормативных требований по охране труда и за реализацией в целом постановления Правительства РФ, используя предоставленные инспекции полномочия.
Согласно постановлению Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 937 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в РФ» нормативные правовые акты по охране труда подразделяются на следующие виды (табл. 7.1).
Таблица 7.1. Правовые акты по охране труда
Наименование нормативного правового акта | Органы, утверждающие нормативные правовые акты | |
полное | сокращенное | |
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда | ГОСТ З ССБТ | Госстандарт России, Минстрой России |
Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности | ОСТ ССБТ | Федеральные органы исполнительной власти |
Санитарные правила Санитарные нормы Гигиенические нормативы Санитарные правила и нормы | СП СН ГН СаНПиН | Госкомсанэпиднадзор РФ |
Строительные нормы и правила | СНиП | Минстрой РФ |
Правила безопасности
Правила устройства и безопасной эксплуатации
Инструкции по безопасности | ПБ
ПУБЭ
ИБ | Федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией |
Правила по охране труда межотраслевые | ПОТ М | Минтруд РФ |
Межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации) |
| Минтруд РФ, Федеральные органы надзора |
Правила по охране труда отраслевые | ПОТ О | Федеральные органы исполнительной власти |
Типовые отраслевые инструкции по охране труда | ТОИ | Федеральные органы исполнительной власти |
Отраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации) |
| » |
Государственные стандарты по охране труда.В ГОСТ 1.26—77 установлен порядок разработки и согласования требований безопасности в стандартах и технических условиях. Задачей ССБТ является стандартизация требований безопасности труда и включение требований безопасности труда в стандарты и технические условия.
Структура ССБТ включает пять подсистем стандартов (12.0—12.4).
0. Организационно-методические стандарты основ построения системы устанавливают структуру, задачи, цели и области распространения ССБТ, терминологию в области безопасности труда, классификацию опасных и вредных производственных факторов, методы оценки безопасности труда.
1. Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов устанавливают предельно допустимые значения нормируемых параметров (вид, характер действия, предельно допустимые значения, методы контроля), а также требования безопасности при работе с вредными веществами. Они содержат также стандарты на общие требования по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности, электробезопасности, радиационной, вибрационной и биологической безопасности, а также требования к защите от шума, инфра- и ультразвука, электромагнитных полей, вредных веществ. В этих стандартах рассмотрены требования к освещению и воздушной среде.
2. Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию устанавливают общие требования безопасности по всем группам производственного оборудования, а также к отдельным группам оборудования, обладающим повышенной опасностью (разрабатываются в первую очередь). В них определены требования безопасности к конструкции оборудования в целом и его компонентам в отдельности, а также методы контроля выполнения требований безопасности.
3. Стандарты требований безопасности к производственным процессам устанавливают общие требования к производственным процессам и конкретные к отдельным группам технологических процессов, к размещению оборудования и организации рабочих мест, режимам работы технологического оборудования, рабочим местам и режимам труда, системам управления, требования к применению защитных средств, а также к методам контроля за выполнением требований безопасности.
4. Стандарты на требования к средствам защиты работающих классифицируют все средства защиты и устанавливают требования безопасности к эксплуатационным, конструктивным и гигиеническим показателям отдельных классов и видов защитных устройств, а также методам их контроля и оценки защиты. В эти стандарты входят требования к вспомогательным устройствам, защитным и предохранительным ограждениям, блокировке, сигнализации, надежности и прочности, к средствам защиты рук, головы, органов дыхания и слуха и т. д., к цветам и знакам сигнализации и др.
Вопросы безопасности обязательно входят в технические условия, в которых в разделе «Требования безопасности» необходимо регламентировать следующие вопро-сы: требования безопасности к конструкции; требования по созданию санитарно-гигие-нических условий; требования электро-, пожаро- и взрывобезопасности; эргономиче-ские требования; требования к методам контроля опасных и вредных факторов.
Органы исполнительной власти субъектов РФ на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.
Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандар-ты предприятия системы безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ЙОТ) на основе государственных нормати-вных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов РФ. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномочен-ные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разра-ботке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.
Если Конституция РФ, Кодекс законов о труде РФ, содержащий главу X«Охрана труда», являются чисто правовыми нормативами охраны труда, то приведенные в перечне нормативы конкретизируют и детализируют требования этих актов к конкретным предприятиям, производственным процессам, среде, оборудованию, лицам, определяют обязанности, права и ответственность за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда.
Порядок разработки, учета, издания, распространения и отмены правил и ин-струкций по охране труда определен Положением о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методическими указаниями по разработке пра-вил и инструкций по охране труда, утвержденными постановлением Министерства тру-да РФ от 1 июля 1993 года № 129, с последующими изменениями и дополнениями, ут-вержденными постановлением Министерства труда РФ от 28 марта 1994 года № 27.
В настоящее время действует около трех тысяч нормативных правовых актов по охране труда. Процесс перехода к единым нормативным требованиям по охране труда, пересмотр действующих и создание новых нормативных правовых актов по охране труда длительный и требует значительных материальных средств для его реализации. Нормативные правовые акты по охране труда, утвержденные постановлением Министерства труда РФ, а также информация об утверждении и издании других нормативных правовых актов по охране труда направляются министерством в федеральные органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры) и органы исполнительной власти по труду субъектов РФ для руководства и доведения их до подведомственных предприятий, организаций.
Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 26 Основ законодательства РФ об охране труда, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (статьи 41,41-1,41-2, 41-3, 41-4), Уголовным кодексом РСФСР (статьи 30, 140), Кодексом законов о труде РФ (статья 249). Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ и республик в составе РФ.
14 июня 1995 года Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР». В соответствии со статьей 3 этого закона, изменяющей редакцию статьи 41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, нарушение должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда влечет наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. В соответствии с измененной статьей 210 рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий возложено на государственную инспекцию труда.
Руководителям государственных инспекций труда предоставлено право налагать административное взыскание (штраф) в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, а государственным инспекторам по охране труда и государственным правовым инспекторам — в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии со статьей 4 этого федерального закона, дополняющей статью 30 Уголовного кодекса РСФСР, размер штрафа за существенное нарушение законодательства РФ о труде, а также за нарушение правил и норм по охране труда и производственной санитарии, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, может быть увеличен до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с измененной редакцией статьи 140 Уголовного кодекса РСФСР нарушение правил и норм охраны труда и производственной санитарии лицом, на которое в установленном порядке возложена обязанность по выполнению этих правил и норм на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, если это нарушение могло повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда, или увольнением от должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.
Ответственность работников за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 27 Основ законодательства РФ об охране труда, в соответствии с которой работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях и к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ и республик в составе РФ. Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на должностное лицо или работника одного из следующих дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение (статья 135 КЗоТ РФ). Материальная ответственность наступает в случае ущерба, нанесенного предприятию из-за несоблюдения работником требований и норм охраны труда.
Кроме ответственности работодателя и должностных лиц за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда Основами законодательства РФ об охране труда предусмотрена также ответственность предприятия. За невыполнение требований законодательства РФ об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятия налагаются штрафы. Размеры и порядок наложения штрафов устанавливаются законодательством РФ и республик в составе РФ.
Научно-исследовательские, технологические и проектно-конструкторские организации, разработавшие проекты средств производства, а также внедрившие новые технологии, не отвечающие нормативным требованиям по охране труда, обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих нарушений (статья 23 Основ.
Предприятия, выпускающие и поставляющие продукцию производственно-технического назначения, не отвечающую нормативным требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством (статья 23 Основ законодательства РФ).
- Безопасность
- Содержание
- Глава 1 11
- Глава 2 19
- Глава 3 72
- Глава 4 133
- Глава 5 181
- Глава 6 206
- Глава 7 233
- Авторы Введение
- Глава 1 теоретические основы безопасности жизнедеятельности
- 1.1. Общие положения
- 1.2. Понятие риска
- 1.2. Определение приемлемого риска
- 1.3. Понятие безопасности
- 1.4. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности
- Глава 2 человеческий фaktоpв обеспечении производственной безопасности
- 2.1. Характеристики основных форм деятельности человека
- 2.2. Работоспособность человека и ее динамика
- 2.3. Антропометрические характеристики человека
- 2.4. Физиологические характеристики человека
- 2.5. Психофизическая деятельность человека
- 2.6. Психология в проблеме безопасности
- 2.7. Надежность человека как звена сложной технической системы
- Глава 3 формирование опасностей в производственной среде
- 3.1. Производственная среда и условия труда
- 3.2. Производственный микроклимат и его влияние на организм человека
- 3.3. Влияние химических веществ
- 3.4. Влияние постоянных магнитных полей на организм человека
- 3.5. Влияние электромагнитных излучений
- Светового климата
- 3.6. Влияние ионизирующего излучения
- 3.7. Влияние звуковых волн
- 3.8. Влияние вибрации
- 3.9. Взрывоопасность как травмирующий фактор производственной среды
- 3.10. Пожароопасность как фактор производственной среды
- 3.11. Электроопасность на производстве
- 3.12. Опасности автоматизированных процессов
- Глава 4 технические методы и средства защиты человека на производстве
- 4.1 . Производственная вентиляция
- 4.2. Средства защиты от электромагнитных полей радиочастот
- 4.3. Меры защиты от действия инфракрасного излучения
- 4.4. Требования к искусственному производственному освещению
- 4.5. Средства защиты от ультрафиолетовых излучений (уфи)
- 4.6. Защита при работе с лазерами
- 4.7. Обеспечение безопасности при работе с ионизирующими излучениями
- 4.8. Средства и методы защиты от шума и вибрации
- 4.9.Защита от опасности поражения электрическим током
- 4.10. Защита при работе с сосудами, работающими под давлением
- 4.11. Пожарная безопасность промышленных предприятий
- Глава 5 организация охраны труда на рабочем месте
- 5.1. Классификация, расследование и учет несчастных случаев
- 5.2. Организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
- 5.3. Порядок проведения сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда
- 5.4. Организация обучения, инструктирования и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов
- 5.5. Порядок разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда
- 5.6. Организация безопасности производства работ с повышенной опасностью и работ, на проведение которых требуется наряд-допуск
- 5.7. Порядок разработки и согласования проектно-сметной документации на строящиеся (реконструируемые) объекты производственного и социального назначения
- 5.8. Порядок приемки в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного и социального назначения, оборудования и средств производства
- 5.9. Порядок согласования нормативно-технической документации на применяемую и выпускаемую продукцию, выдача гигиенических сертификатов
- 5.10. Санитарно-бытовое обеспечение работников. Оборудование санитарно-бытовых помещении, их размещение
- Глава 6 управление охраной труда на предприятии
- 6.1. Предмет и содержание управления охраной труда на предприятии
- 6.2. Служба охраны труда на предприятии, ее функции и основные задачи
- 6.3. Планирование работы по охране труда
- 6.4. Создание, оборудование и оформление кабинетов по охране труда
- 6.5. Пропаганда вопросов охраны труда на предприятии
- 6.6. Организация проведения предварительных и периодических медицинских осмотров
- Глава 7 правовые вопросы охраны труда
- 7.1. Основные положения действующего законодательства рф об охране труда
- 7.2. Государственные правовые акты по охране труда
- 7.3 . Права и гарантии работников на охрану труда
- 7.4. Обязанности работодателей по обеспечению охраны труда на предприятии
- 7.5. Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда, действующих на предприятии
- 7.6 . Особенности охраны труда женщин
- 7.7. Особенности охраны труда молодежи
- 7.8. Льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, порядок их предоставления
- 7.9 . Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства рф об охране труда
- 7.10. Общественный контроль за охраной труда
- Литература
- Павел Павлович Кукин,