logo search
1 - копия / kukin

7.2. Государственные правовые акты по охране труда

В системе обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности основная роль принадлежит нормативным правовым актам по охране труда. Нормативные требо­вания по охране труда и их соблюдение по суще-ству являются фунда­ментом в создании здоровых и безопасных условий труда. Обеспе-чение единства таких требований — важная государственная задача. Поэтому статьей 3 Основ законодательства РФ об охране труда одним из основных направлений государ-ственной политики в области охраны труда предусмотрено установление единых нор-мативных требований для предприятий, учреждений и организаций всех форм собст-венности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчи-ненности.

Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 937 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в РФ» обязывает все федеральные органы исполнительной власти, предпри­ятия, учреждения, организации всех форм собственности при проек­тировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда соблю­дать единые нормативные требования по охране труда, содержащиеся в нормативных актах, предусмотренных в прилагаемом к постановле­нию перечне. На правительственном уровне, пожалуй, впервые так поставлена задача.

Этим постановлением Правительства РФ предусматривается сис­тема формирования в Министерстве труда РФ банка данных действу­ющих государственных нормативных правовых актов по охране труда для использования их органами исполнительной власти субъектов РФ, а также предприятиями, учреждениями и организациями. Федеральные органы исполнительной власти, в том числе и указанные в прилагаемом к постановлению перечне Госстандарт России, Минстрой России, Госкомсанэпиднадзор России и другие федеральные органы надзора, должны представлять в Министерство труда РФ утвержденные ими нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда.

Таким образом, Министерство труда РФ становится координаци­онным центром нормативного обеспечения по охране труда, а создан­ная при этом Министерстве Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) согласно Положению об этой инспекции, утвержденному Указом Президента РФ, обязана обеспечить надзор и контроль за соблюдением нормативных требований по охране труда и за реализа­цией в целом постановления Правительства РФ, используя предостав­ленные инспекции полномочия.

Согласно постановлению Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 937 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в РФ» нормативные правовые акты по охране труда подразделяются на следующие виды (табл. 7.1).

Таблица 7.1. Правовые акты по охране труда

Наименование нормативного правового акта

Органы, утверждающие нормативные правовые акты

полное

сокращенное

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда

ГОСТ З

ССБТ

Госстандарт России, Минстрой России

Отраслевые стандарты системы стандар­тов безопасности

ОСТ ССБТ

Федеральные органы ис­полнительной власти

Санитарные правила

Санитарные нормы

Гигиенические нормативы

Санитарные правила и нормы

СП

СН

ГН

СаНПиН

Госкомсанэпиднадзор РФ

Строительные нормы и правила

СНиП

Минстрой РФ

Правила безопасности

Правила устройства и безопасной эксплуатации

Инструкции по безопасности

ПБ

ПУБЭ

ИБ

Федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией

Правила по охране труда межотраслевые

ПОТ М

Минтруд РФ

Межотраслевые организационно-методические документы (положения, методи­ческие указания, рекомендации)

Минтруд РФ, Федераль­ные органы надзора

Правила по охране труда отраслевые

ПОТ О

Федеральные органы исполнительной власти

Типовые отраслевые инструкции по охра­не труда

ТОИ

Федеральные органы исполнительной власти

Отраслевые организационно-методические документы (положения, методи­ческие указания, рекомендации)

»

Государственные стандарты по охране труда.В ГОСТ 1.26—77 установлен порядок разработки и согласования требований безопас­ности в стандартах и технических условиях. Задачей ССБТ является стандартизация требований безопасности труда и включение требова­ний безопасности труда в стандарты и технические условия.

Структура ССБТ включает пять подсистем стандартов (12.0—12.4).

0. Организационно-методические стандарты основ построения системы устанавливают структуру, задачи, цели и области распростране­ния ССБТ, терминологию в области безопасности труда, классифика­цию опасных и вредных производственных факторов, методы оценки безопасности труда.

1. Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов устанавливают предельно допустимые значения нормируемых параметров (вид, характер действия, предельно допустимые значения, методы контроля), а также требования безопас­ности при работе с вредными веществами. Они содержат также стан­дарты на общие требования по обеспечению пожаро- и взрывобезо­пасности, электробезопасности, радиационной, вибрационной и био­логической безопасности, а также требования к защите от шума, инфра- и ультразвука, электромагнитных полей, вредных веществ. В этих стандартах рассмотрены требования к освещению и воздушной среде.

2. Стандарты требований безопасности к производственному обо­рудованию устанавливают общие требования безопасности по всем группам производственного оборудования, а также к отдельным груп­пам оборудования, обладающим повышенной опасностью (разрабаты­ваются в первую очередь). В них определены требования безопасности к конструкции оборудования в целом и его компонентам в отдельности, а также методы контроля выполнения требований безопасности.

3. Стандарты требований безопасности к производственным про­цессам устанавливают общие требования к производственным процес­сам и конкретные к отдельным группам технологических процессов, к размещению оборудования и организации рабочих мест, режимам работы технологического оборудования, рабочим местам и режимам труда, системам управления, требования к применению защитных средств, а также к методам контроля за выполнением требований безопасности.

4. Стандарты на требования к средствам защиты работающих классифицируют все средства защиты и устанавливают требования безопасности к эксплуатационным, конструктивным и гигиеническим показателям отдельных классов и видов защитных устройств, а также методам их контроля и оценки защиты. В эти стандарты входят требования к вспомогательным устройствам, защитным и предохрани­тельным ограждениям, блокировке, сигнализации, надежности и проч­ности, к средствам защиты рук, головы, органов дыхания и слуха и т. д., к цветам и знакам сигнализации и др.

Вопросы безопасности обязательно входят в технические условия, в которых в разделе «Требования безопасности» необходимо регламен­тировать следующие вопро-сы: требования безопасности к конструк­ции; требования по созданию санитарно-гигие-нических условий; требования электро-, пожаро- и взрывобезопасности; эргономиче-ские требования; требования к методам контроля опасных и вредных фак­торов.

Органы исполнительной власти субъектов РФ на основе государ­ственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие норма­тивные правовые акты по охране труда.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утвер­ждают стандар-ты предприятия системы безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ЙОТ) на основе государственных нормати-вных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов РФ. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномочен-ные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разра-ботке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

Если Конституция РФ, Кодекс законов о труде РФ, содержащий главу X«Охрана труда», являются чисто правовыми нормативами охраны труда, то приведенные в перечне нормативы конкретизируют и детализируют требования этих актов к конкретным предприятиям, производственным процессам, среде, оборудованию, лицам, опреде­ляют обязанности, права и ответственность за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда.

Порядок разработки, учета, издания, распространения и отмены правил и ин-струкций по охране труда определен Положением о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методическими указаниями по разработке пра-вил и инструкций по охране труда, утвержденными постановлением Министерства тру-да РФ от 1 июля 1993 года № 129, с последующими изменениями и дополне­ниями, ут-вержденными постановлением Министерства труда РФ от 28 марта 1994 года № 27.

В настоящее время действует около трех тысяч нормативных пра­вовых актов по охране труда. Процесс перехода к единым нормативным требованиям по охране труда, пересмотр действующих и создание новых нормативных правовых актов по охране труда длительный и требует значительных материальных средств для его реализации. Нор­мативные правовые акты по охране труда, утвержденные постановле­нием Министерства труда РФ, а также информация об утверждении и издании других нормативных правовых актов по охране труда направ­ляются министерством в федеральные органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры) и органы исполнительной власти по труду субъектов РФ для руководства и доведения их до подведомст­венных предприятий, организаций.

Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда опреде­лена статьей 26 Основ законодательства РФ об охране труда, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (статьи 41,41-1,41-2, 41-3, 41-4), Уголовным кодексом РСФСР (статьи 30, 140), Кодексом законов о труде РФ (статья 249). Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законода­тельством РФ и республик в составе РФ.

14 июня 1995 года Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР». В соответствии со статьей 3 этого закона, изменяющей редакцию статьи 41 Кодекса РСФСР об административ­ных правонарушениях, нарушение должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности законо­дательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда влечет наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. В соответствии с измененной статьей 210 рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий возложено на государственную инспекцию труда.

Руководителям государственных инспекций труда предоставлено право налагать административное взыскание (штраф) в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, а государственным инспекторам по охране труда и государственным правовым инспекторам — в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 4 этого федерального закона, дополня­ющей статью 30 Уголовного кодекса РСФСР, размер штрафа за существенное нарушение законодательства РФ о труде, а также за нарушение правил и норм по охране труда и производственной сани­тарии, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, может быть увеличен до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с измененной редакцией статьи 140 Уголовного кодекса РСФСР нарушение правил и норм охраны труда и производ­ственной санитарии лицом, на которое в установленном порядке возложена обязанность по выполнению этих правил и норм на пред­приятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собствен­ности, если это нарушение могло повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда, или увольнением от должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной де­ятельностью на срок до пяти лет либо без такового.

Ответственность работников за нарушение требований законода­тельных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 27 Основ законодательства РФ об охране труда, в соответствии с которой работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях и к материальной и уголовной ответствен­ности в порядке, установленном законодательством РФ и республик в составе РФ. Дисциплинарная ответственность заключается в наложе­нии на должностное лицо или работника одного из следующих дис­циплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение (статья 135 КЗоТ РФ). Материальная ответственность наступает в случае ущерба, нанесенного предприятию из-за несоблюдения работником требований и норм охраны труда.

Кроме ответственности работодателя и должностных лиц за нару­шение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда Основами законодательства РФ об охране труда предус­мотрена также ответственность предприятия. За невыполнение требо­ваний законодательства РФ об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятия налагаются штрафы. Размеры и порядок наложения штрафов устанавливаются законодательством РФ и республик в составе РФ.

Научно-исследовательские, технологические и проектно-конструкторские организации, разработавшие проекты средств производст­ва, а также внедрившие новые технологии, не отвечающие нормативным требованиям по охране труда, обязаны возместить за­казчику причиненный ущерб по устранению этих нарушений (статья 23 Основ.

Предприятия, выпускающие и поставляющие продукцию произ­водственно-технического назначения, не отвечающую нормативным требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством (статья 23 Основ законодательства РФ).