logo
1 - копия / kukin

7.1. Основные положения действующего законодательства рф об охране труда

В сфере обеспечения безопасности человека в производственных условиях в стране действует законодательство в области охраны труда.

Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здо­ровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитаци­онные и иные мероприятия.

Понятие охраны труда по существу раскрывает главные направле­ния, образующие замкнутую цепь системы обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, т.е. эта система включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые каждое в отдельности или в совокупности направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Поэтому нельзя отож­дествлять понятие охраны труда с техникой безопасности или гигиены труда, которые являются всего лишь элементами охраны труда. Надо четко понимать, что охрана труда — эта система, а условия труда, техника безопасности, производственная санитария и т. д. являются ее составляющими.

17 июля 1999 г. принят и вступил в действие Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» № 181-93 (Основы) взамен ранее действовавшего закона «Основы законо­дательства РФ об охране труда» от 6 августа 1993 г. Этот законодатель­ный акт, специально посвященный одному из важнейших разделов трудового права, и хотя они не являются актом прямого действия, но предусмотренные в них нормы устанавливают права и гарантии права работников на охрану труда, соблюдение которых обязательно для всех хозяйствующих субъектов, а также обеспечивают единый на всей территории России порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненно­сти.

Основные положенияв этом законодательном акте заключаются в следующем:

В Основах в более развернутом виде проводятся некоторые нормы действующего трудового законодательства, в сконцентрированном ви­де отражается существующая практика, особенно когда речь идет о правах работников и обязанностях работодателя, а также деклариру­ются нормы, подсказанные жизнью или заимствованные из опыта других стран. Действие Основ распространяются на работодателей, работников, состоящих с работодателем в трудовых отношениях.

Законодательно (а не различными положениями, как раньше) закреплено, что действие законодательства об охране труда распрост­раняется также на студентов и учащихся, проходящих производствен­ную практику, на военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях, на граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на предприятиях.

Основные принципы государственной политики в области охраны труда, предусмотренные статьей 4 Основ, по существу определяют направления деятельности прежде всего органов государственной и исполнительной власти РФ и республик в ее составе, а также объеди­нений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномо­ченных работниками представительных органов. Лейтмотивом совместных действий этих органов и общественных организаций дол­жно стать принуждение работодателей к признанию и обеспечению приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности. Другими словами, во главу угла дол­жно быть поставлено условие — не прибыль любой ценой (как раньше — план любой ценой), а сохранение жизни и здоровья человека, занятого на производстве или в другой сфере деятельности. Именно из этого условия надо исходить при разработке новых и совершенст­вовании действующих законодательных и иных нормативных актов, не только непосредственно относящихся к охране труда, но и по другим направлениям правовой, экономической, социальной и технической политики, а также в области охраны окружающей среды.

Обеспечение прав работника на охрану труда и гарантий этих прав — это по существу главная цель всего законодательного акта. Поэтому при рассмотрении вопросов о правомерности требований работника (бывают и неправомерные требования) или защите его прав на охрану труда следует статью 4 Основ рассматривать в контексте с другими статьями Основ, особенно со статьей 14, так как обеспечение прав работника — это первейшая обязанность работодателя и за исполнение ее он должен нести ответственность (статья 24). Согласно статье 4 работник имеет право на рабочее место, защищенное от воздействия вредных и производственных факторов, которые могут вызвать произ­водственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности, на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей, на получение достоверной информации от работодателя о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов, на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты, на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя.

Обязанности работодателя указаны в статье 14 Основ. В частности, он должен обеспечить безопасность при эксплуатации производствен­ных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты, обеспечить организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, режим труда и отдыха работников, установленный законодательством. Кроме того, согласно статье 21 Основ работодатель не должен допускать примене­ния новых материалов, сырья, не прошедших специальную экспертизу их влияния на организм и здоровье человека, а если на предприятии производятся или применяются вредные вещества, то должны прово­диться организационно-технические, санитарно-гигиенические, ле­чебно-профилактические и другие мероприятия, предотвращающие воздействие на работников этих веществ. Работодатель обязан также организовать и проводить предварительные при поступлении работни­ка на работу и периодические в течение его трудовой деятельности медицинские осмотры в случаях, предусмотренных законодательством (статья 14). При обнаружении у работников признаков профессиональ­ного заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воз­действия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен переве­сти его на другую работу (статья 14).

Обязанности работника изложены в статье 15 Основ. Он должен соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты, немед­ленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках про­фессионального заболевания (т.е. не утаивать то, что обнаружено при медицинском осмотре), о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей. Косвенно в его обязанности еще входит прохождение в установленном порядке обучения, инструктажа и проверки знаний правил, норм и инструкций по охране труда, иначе запрещается допускать его к работе (статья 18), и если он уклоняется от прохождения медицинских осмотров или не будет выполнять рекомендаций по результатам проведенных обследований, то работодатель не должен допускать его к выполнению трудовых обязанностей (статья 14).

Государственное управление охраной труда, согласно Основам, должен осуществлять государственный орган, функции и полномочия которого в этой области определяются Президентом РФ или по его поручению Правительство РФ. Таким органом в нашей стране является Минтруд РФ.

В рамках государственного управления охраной труда Основами предусмотрено создание в министерствах и ведомствах РФ, а также в концернах, ассоциациях и других объединениях, предприятиях служб охраны труда. Причем законодательно установлено, что такие службы должны создаваться в обязательном порядке. Если они не создаются, то это надо расценивать как нарушение требований законодательства.

Несколько по иному законодатель подошел к управлению охраной труда на предприятиях. Согласно статье 13 Основ здесь службы охраны труда создаются в случае необходимости и дается ориентация на привлечение специалистов по охране труда на договорной основе. Работодатель также может привлечь соответствующих специалистов на договорной основе.

Для управления охраной труда непосредственно статьей 13 Основ предусмотрено создание на предприятиях с численностью работников более 10 человек комитетов (комиссий), в состав которых на паритет­ной (равного представительства) основе входят представители работо­дателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, например, от совета трудового коллектива.

Статьей 20 Основ, посвященной вопросам государственного над­зора и контроля в области охраны труда, не затрагивается сфера деятельности указанных органов. В ней предусматривается государст­венный надзор и контроль только в той части трудового законодатель­ства, которая входила в надзорно-контрольные функции технической инспекции труда профсоюзов, т.е. дана прямая установка на передачу этих функций государственному органу, обозначенному в указанной статье как Федеральный орган надзора и контроля за охраной труда.

Наряду с государственным надзором и контролем Основами отве­дена большая роль общественному контролю (статья 25).

Помимо Основ продолжает действовать Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ, в редакции Закона РФ 2000 г.). В КЗоТ имеется специальный раздел «Охрана труда» (Глава X), состоящий из 21 статьи.

КЗоТ предусмотрено, что надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляют:

Статьями 245, 246, 247 КЗоТ РФ предусмотрено, что государствен­ный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на отдельных объектах осуще­ствляет Госгортехнадзор России, за проведением мероприятий, обес­печивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок — Госэнергонадзор России, за соблюдением гиги­енических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил — Госкомсанэпиднадзор России. 294

Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря, содержит несколько статей, которые относятся к охране труда (статьи 2, 7, 24, 37, 41, 42, 45, 60).