logo
1 - копия / kukin

2.5. Психофизическая деятельность человека

Любая деятельность содержит ряд обязательных психических про­цессов и функций, которые обеспечивают достижение требуемого результата.

Внимание — это направленность психической деятельности на оп­ределенные предметы или явления действительности. Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий. Произвольное внимание возникает вследствие поставленной цели и требует определенных волевых усилий. Непроизвольное отвлечение — колебание внимания и его ослабление к объекту деятельности. Распределение внимания — одновременное внимание к нескольким объектам деятельности при одновременном выполнении действий с ними. Намеренный перенос внимания с одного объекта на другой — переключение внимания.

Ощущение — простейший процесс, заключающийся в отдельных свойствах или явлениях материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражите­лей на соответствующие рецепторы. Существуют ощущения несколь­ких видов: зрительные, слуховые, кожные, кинестетические.

Восприятие — процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы предметов и явлений. Сохранение постоянного, неизменного зрительного восприятия предметов при изменении их освещенности, положения в пространстве, расстояния от воспринимающего человека и т. д.— константность восприятия. Зависимость восприятия от особенностей личности человека, его прошлого опыта, профессии, интереса и т.п. называется апперцепцией, а целенаправленное, планомерное восприятие — наблюдением. Восп­риятие пространства, восприятие объема, формы, величины и взаим­ного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся, отражение изменения во времени, положение объектов в пространстве — это восприятие движения. Восприятие времени — отражение объективной действительности, скорости и по­следовательности явлений действительности.

Память— процессы запоминания, сохранения, последующего уз­навания и воспроизведение того, что было в вашем прошлом опыте. Двигательная (моторная) память — запоминание и воспроизведение движений и их систем, лежащая в основе выработки информирования двигательных навыков и привычек. Эмоциональная память — память человека на пережитые им в прошлом чувства. Образная память — сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся пред­метов и явлений. Эйдетическая память—очень ярко выраженная образная память, связанная с наличием ярких, четких, живых, нагляд­ных представлений. Словесно-логическая память—запоминание и воспроизведение мыслей, текста, речи. Непроизвольная память про­является в тех случаях, когда не ставится специальная цель запомнить тот или иной материал и последний запоминается без применения специальных приемов и волевых усилий. Произвольная память связана со специальной целью запоминания и применения соответствующих приемов, а также определенных волевых усилий. Кратковременная (первичная или оперативная) память — кратковременный (на несколь­ко минут или секунд) процесс достаточно точного воспроизведения только что воспринятых предметов или явлений через анализаторы. После этого момента полнота и точность воспроизведения, как пра­вило, резко ухудшается. Долговременная память — вид памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после много­кратного его повторения и воспроизведения. Оперативная память — процессы памяти, которые обслуживают непосредственно осуществ­ляемые человеком актуальные действия и операции.

Запоминание— процесс закрепления в сознании образов, впечат­лений, понятий.

Воспроизведение — актуализация (оживление) образов, закреплен­ных в памяти, без опоры на вторичное восприятие объектов.

Узнавание— процесс памяти, связанный с осознанием того, что данный объект воспринимался в прошлом.

Забывание— процесс, при котором происходит «выпадение» того или иного материала из памяти.

Ассоциация— связь между отдельными представлениями, при ко­торых одно из этих представлений вызывает другое. Различают ассо­циации по сходству, контрастности, смежности.

Представления—образы процессов или явлений реальной дейст­вительности, в данный момент не воспринимаемых человеком.

Мышление—образ обобщенного и опосредственного познания существенных свойств и явлений окружающей действительности, а также существенных связей и отношений, существующих между ними.

Анализ— мысленное расчленение предметов и явлений на образу­ющие их части, выделение в них отдельных частей, признаков, свойств.

Синтез— мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

Абстракция— процесс отвлечения от несуществующих и единич­ных признаков и сохранение в мышлении признаков существенных и общих для данной группы предметов или явлений.

Конкретизация— умственная операция, в которой человек придает предметный характер той или иной абстрактно-обобщенной мысли, понятию, правилу, закону.

Обобщение— умственная операция, состоящая в мысленном объ­единении предметов или явлений по общим и существенным призна­кам.

Наглядно-действенное мышление— вид мышления, которое осуще­ствляется в форме наглядных образов.

Абстрактное (отвлеченное) мышление— вид мышления, опираю­щегося на общие и отвлеченные понятия.

Воображение— процесс создания образов-представлений нового, т.е. того, что в прошлом данный человек не воспринимал, с чем не встречался. Непроизвольное (пассивное) воображение возникает без всякого намерения со стороны человека. Примером такого воображе­ния является сновидение. Произвольное (активное) воображение воз­никает в результате поставленной цели, намерения. Воссоздающее (репродуктивное) изображение—вид активного воображения, кото­рое возникает на основе описаний или изображений, выполненных другими. Творческое воображение (вид активного воображения) за­ключается в самостоятельном создании нового образа.

Рис. 2.15. Структура преобразования информации в памяти оператора

Общение — способ активного взаимодействия между людьми. Ре­чевое общение — это использование языка в целях общения людей, необходимая основа человеческо-го мышления. Фонематический слух — способность человека выделить из речевого по-тока фонемы, т.е. смыслоразделительные звуки речи. Внутренняя речь — речь про себя, внутреннее проговаривание, обычно используемое в процессе мышления.

Процесс преобразования информации является важнейшим ком­понентом опера-торской деятельности и является результатом интегри­рующего функционирования пси-хофизиологических возможностей человека.

Этот процесс может быть пояснен схемой структуры преобразова­ния информации в памяти оператора (рис. 2.15). В преобразовании информации участвуют следующие функциональные блоки: сенсорная память, первичная память (оперативная), вторичная (долговременная), блок повторения, блок ответа.

Информация поступает в зрительную, слуховую или сенсорную память. В сенсорной памяти фиксируются энергетические и простран­ственные характеристики поступающих сигналов. Указанное деление сенсорной памяти основывается на виде сохраняющегося в ней послеобраза. Важным свойством послеобраза является представление исход­ного образа в виде словесных символов, словесного описания (вербализованность). Емкость зрительной сенсорной памяти достигает 36 элементов, слуховой памяти — 12. Длительность хранения после­образа в слуховой памяти 1...2 с, в длительной сенсорной — до 120 с, для зрительной памяти длительность следа яркости послеобраза со­ставляет 40...50 мс.

После опознания и перекодирования информация поступает в первичную па-мять. Скорость перекодировки достигает знамения 180 буквенно-цифровых символов в секунду. Если длина предъявленного ряда символов не превышает 7...9, то оператор пе-реводит поступающую информацию в акустическую форму и запоминает ее, если же длина ряда больше, то оператор пытается сформировать новые единицы. Если сформи-рованный в сенсорной памяти послеобраз за интервал времени между двумя последова-тельными сигналами не был перекодирован, то он попадает в разряд потерянных, т.е. вероятность запоминания сиг­нала зависит от способа предъявления и интервала между сигналами.

Запоминание в первичной памяти происходит по схеме: заполнение r-ячеек путем смещения образов на одну ячейку в глубину до полного заполнения памяти, т.е. до накопления в нейr-образов. Если первичная память заполнена, то поступающий в нее образ вытесняет содержимое некоторых ячеек.

Вероятность абсолютной потери любого i-го образа при последо­вательном приеме какого-то числа сигналов:

,

где Рin— вероятность вытесненияi-го сигнала из первичной памяти;Qn(t)— вероятность того, что до начала реализации вытесненный кодированный образ не перейдет в долговременную память.

Кратковременная память может удерживать лишь небольшое ко­личество информации. За короткий период наблюдения человек может запомнить и повторить название от 5 до 9 знакомых объектов (7±2). Человек при ограниченном времени может воспринять и больше, чем 7±2, но забывает их быстрее, чем может сказать о них. Большое значение для правильного воспроизведения информации имеет трудность реша­емой задачи в промежутке между предъявлением и воспроизведением материала.

С увеличением трудности задачи вероятность правильного воспро­изведения резко падает из-за того, что повторению доступна ограни­ченная часть поступающей информации. Чем большую часть занимает промежуточная задача, тем больше вероятность забывания. Процедура повторения дает возможность переводить информацию из оперативной памяти в долговременную, искать сопоставимый образ и переводить в блок ответов. Формирование ответа — двухэтапный процесс: сначала происходит восстановление кодированного образа, затем принимается решение. Время формирования ответа определяется соотношением:

,

где t1 — суммарное время кодирования и выбора ответа;N— количе­ство операций сравнения;tz— время, необходимое для сравнения вновь сформированного кодированного образа с образом, хранящимся в кратковременной памяти оператора.

Характерно, что время формирования отрицательного и положи­тельного ответа одинаково.

Знание процесса преобразования, запоминания и восстановления информации в кратковременной памяти оператора и их характеристик позволяет решать проблему использования информации, правильно выбрать информационную модель, определить структуру и количество сигналов при их последовательном представлении, правильно выбрать ограничения по объему информации, требующей запоминания, при выработке стратегии безопасного управления или принятия решения.

Наряду с объемом и длительностью хранения информации важной характеристикой оперативной памяти является быстрота исключения, забывания материала, ненужного для дальнейшей работы. Своевремен­ное забывание исключает ошибки, связанные с использованием уста­ревшей информации, и освобождает место для хранения новых данных.

Характеристики оперативной памяти изменяются под влиянием значительных физических нагрузок, специфических экстремальных факторов и эмоциогенных воздействий. Чаще всего наблюдается ухуд­шение характеристик, однако при достаточной адаптации к неблагоп­риятным факторам возможно их сохранение и даже улучшение. В целом сохранение высоких показателей оперативной памяти и готов­ности к воспроизведению долговременной информации при воздейст­вии экстремальных факторов зависит от их силы и продолжительности, общей неспецифической устойчивости и от степени индивидуальной адаптации человека к конкретным факторам.

Долговременная память обеспечивает хранение информации в течение длительного времени (часы, дни, месяцы, годы). Объем дол­говременной памяти в общем случае оценивают отношением числа стимулов, сохранившихся в памяти спустя длительное время (более 3 мин), к числу повторений, необходимых для запоминания. Инфор­мация, поступившая в долговременную память, с течением времени забывается. Усвоенная информация наиболее значительно уменьшает­ся за первые 9 ч: со 100 % она падает до 35 %. Оставшееся число удержанных элементов через несколько дней в дальнейшем практиче­ски остается одним и тем же. В конкретных условиях забывание зависит от степени осмысления информации, характера фундаментальных знаний по полученной информации, индивидуальных особенностей памяти. Объем долговременной памяти ограничен не числом стимулов, а количеством сохраняемой информации.

Кратковременная память связана прежде всего с первичной ори­ентировкой в окружающей среде, поэтому направлена, главным обра­зом, на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов независимо от их информационного содержания. Задача долговремен­ной памяти — организация поведения в будущем, требующая прогно­зирования вероятностей событий.