logo
1 - копия / kukin

7.9 . Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства рф об охране труда

Главой XVIIКодекса законов о труде РФ определены основные органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Государственный надзор и контроль на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и подчиненности осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с федеральными законами (статьями 244 КЗоТ РФ).

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется Федеральным горным и промышленным надзором России (Госгортехнадзор России) и его местными органами (статья 245 КЗоТ РФ).

Указанный надзор осуществляется в угольной, горнорудной и нерудной, металлургической, нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей, оборонной (производства вредных химических, взрыво- и пожароопасных веществ и материалов) промышленности, на химических и нефтехимических производствах повышенной опасно­сти, на предприятиях по хранению и переработке зерна, при ведении подземного транспортного и гидротехнического строительства, геоло­горазведочных и других горных работ (Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденное Указом Пре­зидента РФ от 18 февраля 1993 г. № 234).

Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечи­вающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется органами Государственного энергети­ческого надзора РФ (статья 246 КЗоТ РФ). Положение о Государст­венном энергетическом надзоре в РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 12 мая 1993 года № 447. Основной задачей Государственного энергетического надзора в РФ является осуществле­ние контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживани­ем электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за со­блюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиени­ческих норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил осуществляется Государственным комитетом сани­тарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор Рос­сии) и территориальными учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы (статья 247 КЗоТ РФ). Положение о Государственном комитете санитарно-эпидемиологического надзора РФ утверждено Указом Президента РФ от 19 ноября 1993 года № 1965.

Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности осуществляется государственным коми­тетом по надзору за ядерной и радиационной безопасностью при Президенте РФ (Госатомнадзор России) (статья 247-1 КЗоТ РФ).

Статьей 20 Основ, посвященной вопросам государственного над­зора и контроля в области охраны труда, не затрагивается сфера деятельности указанных органов. В ней предусматривается государст­венный надзор и контроль только в той части трудового законодатель­ства, которая входила в надзорно-контрольные функции технической инспекции труда профсоюзов, то есть дана прямая установка на передачу этих функций государственному органу, обозначенному в указанной статье как Федеральный орган надзора и контроля за охраной труда. На практике этот вопрос решился несколько иначе. Указом Президента РФ от 4 мая 1994 г. № 850 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда» образована Федеральная инспекция труда при Мини­стерстве труда РФ (Рострудинспекция), которая должна осуществлять надзор и контроль за соблюдением по существу всего трудового законодательства, а не только законодательства об охране труда. При этом акценты трудового права ставятся на первый план и таким образом подчеркивается, что охрана труда является частью, специфической областью этого права.

Что касается надзора и контроля непосредственно за охраной труда, то Положением о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ (Рострудинспекции), утвержденным Указом Президента РФ от 20 июня 1994 г. № 1504, определены круг задач и функций государ­ственных инспекций труда, охватывающий практически все наиболее важные вопросы, связанные с обеспечением безопасности труда ра­ботников и защиты их прав в этой области. Положением установлено, что Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инс­пекции труда республик, краев, областей, городов федерального зна­чения (т.е. Москва и Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда. Руководство деятельностью Рострудинспекции и подве­домственных ей государственных инспекций труда в субъектах РФ осуществляется на основе единоначалия Главным государственным инспектором труда РФ, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом РФ. Главный государственный инспектор труда РФ несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Федеральную инспекцию труда, и осуществление ей своих функций. Он же назначает на должность и освобождает от должности не только работников аппарата Рострудинспекции, но и руководителей государственных инспекций труда в субъектах РФ и их заместителей. Какое-либо согласование кандидатур на эти должности Положением о Рострудинспекции не предусмотрено.