1.3 Ярославская детская железная дорога
В Ярославле есть собственная детская железная дорога. На данном примере стоит остановиться подробнее, так как именно эта дорога является ближайшей к Переславскому железнодорожному музею.
История Ярославской детской железной дороги (далее будет использоваться сокращение – ЯДЖД) начинается еще в 30-е годы XX века. Именно тогда был задуман проект строительства дороги в Красноперекопском районе Ярославля. «15 мая 1937 года газета «Северный рабочий» сообщила, что обсуждавшийся на заседании Дорожного профсоюза железнодорожников Ярославской железной дороги вопрос строительства детской железной дороги в Красноперекопском районе города Ярославля решён положительно».158К сожалению, данный проект не был реализован. Причины не известны.
Далее вопрос о строительстве был поднят только после Великой Отечественной войны. «3 июля 1945 года, начальник тогдашней Ярославской железной дороги издал приказ № 265«О строительстве детской железной дороги в г. Ярославле»».159Дорога была открыта в мае 1946 года.160Она имела 3 станции – «Родина», «Волга» и «Победа». Располагалась на левом берегу Волги вдоль нынешней Тверицкой набережной. Схема дороги дана в приложении (Приложение А, рис. 6).В связи с таким расположением каждую весну пути затоплялись, что приводило к большому износу.
На каждой станции были построены симпатичные деревянные павильоны, правда, сама местность, через которую проезжал поезд, была весьма не живописна и представляла собой колхозы и огороды. (Приложение А, рис. 7). Первая Ярославская детская железная дорога прекратила свое существование в 1957 года, когда было построено Горьковское водохранилище. Уровень воды в Волге повысился, и был затоплен берег реки. Саму дорогу разобрали, позднее сдали в металлолом.
Следующая детская железная дорога в Ярославле была построена в Яковлевском бору в 1970 году.161Она действует и поныне. Дорога имеет 3 станции – «Пионерская», «Луговая», «Яковлевская»; 2 платформы – «Зеленая», «Юбилейная». Схема дороги дана в приложениях (Приложение А, рис. 8). Также предполагалось строительство в 1970 году станции Спортивная, что продлило бы пути на 1,1 км, но данная идея не была реализована.162На данный момент длина дороги составляет 5,7 км.163
В 1988 году планировалась реконструкция дороги, после которой она бы стала самой протяженной в СССР.164Согласно первому варианту дорога продлевалась от станции «Луговая» до поселка Красный Профинтерн. Протяженность дороги была бы 25 км.165Согласно второму варианту линия детской железной дороги за платформой Зелёная должна была повернуть на восток, пересечь автомобильную дорогу на Красный Профинтерн и мимо села Пестрецово дойти до Диева Городища. В случае реализации этого варианта длина ДЖД стала бы равна 16 км.166К сожалению, ни один из проектов не был реализован.
Следующая масштабная реконструкция была проведена лишь в 2008 году.167От станции «Луговая» протянули пути до платформы «Юбилейная», а затем до станции «Яковлевская». Таким образом, длина путей увеличилась с 3, 4 км до 5, 7 км.168Была проведена реконструкция хозяйственных построек: здание вокзала, локомотивное депо, станционные постройки на платформах. Улучшилось техническая оснащенность ДЖД. Был обновлен подвижной состав.
Хотелось бы также отметить, что в Ярославле была еще одна детская железная дорога. Она была расположена в парке за Домом культуры и техники железнодорожников не далеко от главного ярославского вокзала. Дорога функционировала с 1991 года по 2011 год.169Длина ее была всего 250 метров. Она имела 1 платформу. Из искусственных сооружений - переезд и тоннель. Подвижной состав был самодельным. Схема дороги дана в приложениях (Приложение А, рис. 9). На ней проходили практику дети из технического клуба Дома культуры и техники железнодорожников. В 2011 году дорога была закрыта, и начался демонтаж путей.
Ярославская детская железная дорога входит в состав Северной Железной дороги и является филиалом ОАО «Российские железные дороги».170Начальник ЯДЖД - Башмашников Алексей Абрамович, заместитель начальника - Мазур Екатерина Алексеевна.171
Виды деятельности, осуществляемые Ярославской детской железной дорогой:
профессиональная ориентация детей для учебы и работы в учебных учреждениях и на предприятиях железнодорожного транспорта;
помощь общеобразовательным школам в решении задач по воспитанию подрастающего поколения;
работа по трудовому воспитанию учащихся, которая прививает им любовь и интерес к технике, профессиям железнодорожников, к общественно-полезному и производительном труду.172
Юридический адрес ЯДЖД: 107174, Россия, Москва ул. Новая Басманная, д.2. Фактический адрес ЯДЖД: 107174, Россия, Ярославская область, Ярославль, ул.3-я Яковлевская, д.54.173Данная организация имеет свой официальный сайт, который на данный момент обновляется. Электронный адрес:http://www.ydzd.org/.
На Ярославскую детскую железную дорогу принимаются дети 5-7 классов с согласия родителей.174Обучение длится 4 года. Занятия в кружках по изучению теории железнодорожного дела проводятся с 1 октября по 31 марта 1 раз в неделю по 2 часа.175До октября инструктора детской железной дороги проводят набор. Всего инструкторов 5, поэтому и смен тоже 5. У каждого инструктора свой район, в котором он посещает школы и набирает детей. Точное количество детей в смене не может быть указано, так как оно варьируется в зависимости от набора. В течение первого года обучения занятия проводятся в школах в специализированных кружках, так как многие родители бояться отпускать детей на ДЖД, и изучают там самые простые вещи, связанный с железнодорожным делом и описанные в ОКЖД («Общий курс железных дорог»).
Производственная практика на ЯДЖД осуществляется с мая по октябрь.176Дети могу работать по следующим должностям: дежурный по станции, дежурный по залу, диспетчер, оператор, диктор, дежурный по перрону, дежурный по залу, ревизор, проводник вагона, осмотрщик вагонов, бригадир поезда, ревизор-контролер, машинист локомотива, помощник машиниста локомотива, монтер пути, бригадир пути, бригадир поезда.177
На первом году обучения изучают такие профессии как, проводник, стрелочник, осмотрщик вагонов, диктор, ревизор, дежурный по перрону, дежурный по залу, путеец. На втором году обучения изучают следующие специальности – старший осмотрщик, оператор, диспетчер, помощник машиниста. Также дети тренируются на макете-тренажере управлять железной дорогой. В третий год обучения изучается профессия машиниста, дежурного по станции, бригадира пути, бригадира поезда. Также в это время подробно рассматривается строение пути, устройства вагонов, действия в нештатных ситуациях. Во время четвертого года обучения знания закрепляются на практике, происходит углубленное изучение профессий – машинист локомотива, бригадир поезда, бригадира пути, монтер пути.
Отдельно на станции работает инструктор-машинист, который обучает таким профессиям как машинист локомотива и помощник машиниста локомотива. Занятия проходят по такому же расписанию, как и у других ребят. После обучения юные железнодорожники, обучающиеся по этой специальности, сдают экзамены – теорию и практику, после чего получают свидетельства и могут водить настоящий локомотив.
Кроме изучения предметов, связанных с железнодорожным делом дети участвуют в дополнительных кружках. Есть кружок экскурсоводов. Летом дети, занимающиеся в этом кружке, помогают взрослым и самостоятельно проводят экскурсии. Есть кружок моделирования, где воспитанники Ярославской детской железной дороги могут проявить свои таланты. Но главным кружком остается кружок «Южный железнодорожник». Его обязаны посещать все дети, занимающиеся на ЯДЖД.
Вообще, культурная жизнь детей богата и разнообразна. Зимой в дни, когда сама дорога не функционирует, проводятся различные мероприятия. Например, новый год, масленица, минута славы, посещение предприятий железнодорожного транспорта и музеев. Летом есть День инструктора и День самоуправления, также организуются поездки на природу и походы.
Но что ни маловажно, после масштабной реконструкции в 2008 году на ЯДЖД появились современные тренажёры, которые позволяют улучшить качество обучения детей. Тренажер «Пенза-107» представляет собой инфраструктуру железной дороги, по которой движутся мини-поезда.178С его помощью воспитанники осваивают практические навыки управления перевозочным процессом.179Тренажер «Кабина машиниста» полностью повторяет систему управления тепловозом, на мониторе ученик видит реальную картину пути. Обучаясь на тренажере, необходимо выполнять все требования профессии машиниста – соблюдать скоростной режим, подчиняться требованиям светофоров, правильно разгонять и останавливать локомотив.180
Самое важное для юных железнодорожников – это практика. Она проходит летом. Для работы дети делятся на смены, которые работают по утвержденному графику. Порядок работы следующий:
юные железнодорожники должны явиться на работу за час до своей смены;
начальник смены назначает каждого на определенные должности;
затем они обязаны явиться к инструктору соответствующей профессии на инструктаж;
после этого они получают инвентарь и в строго назначенное время вступают в свою должность и выполняют свои обязанности;
по окончанию работы все обязаны сдать инвентарь;
После сдачи дежурства рабочие смены является на планерку для подведения итогов работы и получения оценки.
Непосредственно перед началом рабочей смены юному железнодорожнику выдается форменная одежда. Ребенок обязан:
бережно относится к форменной одежде;
при исполнении служебных обязанностей находиться в форменной одежде, строго соблюдать правила её ношения;
возвращать форменную одежду ЯДЖД в строго обусловленные строки и в хорошем состоянии;
запрещается ношение формы при выполнении разного вида работ (уборка помещений, субботники и т.д.). Не разрешается передавать форму юного железнодорожника другим лицам.181
Дорога работает с четверга по воскресенье летом, и в субботу и в воскресенье зимой. Расписание движения поездов дано ниже в таблице 2.
Таблица 2
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Проект строительства детской железной дороги на базе музея «Кукушка» в Переславском районе
- Реферат
- Содержание
- Введение
- Действующие детские железные дороги России 157
- 1.3 Ярославская детская железная дорога
- Расписание движения поездов на Ярославской детской железной дороге182
- Стоимость билетов на Ярославской детской железной дороге183
- 2. Переславский железнодорожный музей как основа для создания детской железной дороги
- 2.1 История Переславского железнодорожного музея
- 2.2. Современное состояние Переславского железнодорожного музея
- Стоимость билетов на посещение Переславского железнодорожного музея227
- Экспонаты Переславского железнодорожного музея: локомотивы229
- Экспонаты Переславского железнодорожного музея: вагоны и вагонетки233
- Экспонаты Переславского железнодорожного музея: дрезины 235
- Экспонаты Переславского железнодорожного музея:автомобили 236
- Стоимость билетов на катание на ручной дрезине 243
- Swot-анализ для Переславского железнодорожного музея
- 3. Проект создания детской железной дороги на базе Переславского железнодорожного музея
- 3.1 Востребованность услуг детской железной дороги, построенной на базе Переславского железнодорожного музея
- Конкурентный анализ для Переславской детской железной дороги 266
- 3.2 Переславская детская железная дорога
- Стоимость проезда на Переславской джд
- Заключение
- Список использованных источников и литературы
- Подвижной состав, использующийся на детских железных дорогах282
- Интервью № 1.
- Интервью №2
- Интервью № 3
- Интервью № 4
- Интервью № 5
- Интервью № 6