Введение
На юге Ярославкой области расположен город Переславль-Залесский. Он является туристским центром и входит в знаменитый маршрут «Золотое кольцо России». Город богат архитектурными объектами, особо можно выделить Спасо-Преображенский собор XIIвека и Никитский мужской монастырь XIвека. Кроме этого, есть много музейных учреждений. Например, Переславский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, музей «Ботик Петра I», Музей утюга, чайника, денег, «Русский парк», музей «Рождение сказки», «Дом Берендея» и так далее.
Помимо этого, Переславль-Залесский расположен вблизи национального парка «Плещеево озеро», главной достопримечательностью которого является само озеро Плещеево, имеющее чистейшую воду и богатую флору и фауну. В пределах города и Переславского муниципального района хорошо развиты инфраструктурные ресурсы, то есть туристам предлагается широкий спектр услуг на выбор различных гостиниц и предприятий питания. Переславль весьма популярен среди туристов. За год его посещают примерно 180 тысяч человек.1
Однако особо хотелось выделить Переславский железнодорожный музей, который расположен в поселке Талицы Переславского муниципального района. Данный музей представляет собой уникальную коллекцию узкоколейной железнодорожной техники и небольшую коллекцию автомобилей. Музей весьма интересен как с научной точки зрения, так и с исторической. В коллекцию входят локомотивы (паровозы, электровозы, мотовозы, тепловозы), вагоны, дрезины, автомобили. Некоторые из экспонатов имеют сертификаты памятников науки и техники. Кроме этого в музее есть депо, хозяйственные постройки, железнодорожные пути.
Интересно, что такой музей расположен в городе, в котором никогда не было большой железной дороги, ведь Северная железная дорога обходит стороной Переславль-Залесский. Но до начала 2000-х годов в городе функционировала Переславская узкоколейная железная дорога, которая вывозила торф с места добычи недалеко от села Купанское Переславского района. Большинство, что было сохранено после ликвидации дороги, находится в Переславском железнодорожном музее. Также музей пополняется экспонатами из других мест. Кроме непосредственно самих экспонатов в музее сохранены железнодорожные пути, которые ранее соединяли поселок Талицы и село Купанское.
Данное предприятие можно использовать как основу создания для детской железной дороги. Для чего это нужно:
Во-первых, строительство детской железной дороги даст возможность переславским школьникам познакомиться с профессией железнодорожника, такое учреждение займет подрастающие поколение нужным делом, отвлечет местных детей от негативных явлений в жизни современного общества;
Во-вторых, это спровоцирует реорганизацию самого музея (предполагается сохранить его в комплексе с деткой железной дорогой), привлечет дополнительные финансовые вложения на реорганизацию и развитие, а также внимание к проблемам предприятия;
В-третьих, данный проект повысит туристскую привлекательность Переславля-Залесского, привлечет дополнительных туристов, даст возможность потребителям еще более разнообразить свой отдых.
Цель данной дипломной работы бакалавра – это разработка проекта строительства детской железной дороги на базе музея «Кукушка» в Переславском районе («Кукушка – неофициальное название Переславского железнодорожного музея). Для того, чтобы достигнуть цель, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы организации и функционирования детских железных дорог, а также историю их возникновения;
проанализировать современное состояние Переславского железнодорожного музея с целью выяснить, возможна ли на базе данного предприятия разработка подобного проекта;
выявить востребованность данного проекта;
описать общую концепцию проекта.
Для разработки данного проекта необходимо использовать специализированную литературу и источники. В качестве литературы были использованы следующие издания: «Детские железные дороги России» Андрюшиной Е.С., Плющевой О.Н., Шарковой В.В.2, посвящено детским железным дорогам России, истории их возникновения, а также аспектам организации и функционирования детских железных дорог; «Детские железные дороги» Долинской О.3, раскрывает историю ныне существующих на территории современной России детских железных дорог; также использована «Памятка юному железнодорожнику Ярославской детской железной дороги»4, в ней описываются история Ярославской детской железной дороги, порядок учебы и работы детей на детской железной дороге, права и обязанности юных железнодорожников, расписания движения поездов, даны должностные инструкции по ряду специальностей, которым обучают детей, и описаны основные правила безопасности. Книги были обнаружены на Ярославской детской железной дороге. При описании истории и современного состояния Переславского железнодорожного музея были использованы книга «Переславский железнодорожный музей»5, составленная сотрудниками самого музея, посвященная его истории, а также экспонатам данного предприятия, и книга «Переславский музей паровозов»6Козловского Б. При проведении маркетинговых исследований было задействовано методическое учебное пособие «Маркетинг в туризме» Мельниковой И. Г.7
Из интернет-источников были использованы туристическая библиотека «Все о туризме», где был взят учебник «Туризм как вид деятельности» Зорина И.В.8, туристский портал «Тонкости туризма»9, сайт об истории российских железных дорог «Железнодорожник»10, туристический портал города Ярославля «Yar.ru»11, сайт бронирования и туризма Ярославля «Visityar.com.»12, портал «Economicportal.ru».
В качестве основного источника при описании истории, организации и функционирования детских железных дорог был использован сайт «Детский железные дороги СССР: история и современность»13. В данном источники представлено большое количество информации об истории детских железных дорог, об их современном состоянии, о железнодорожной техники, когда-либо задействованной на детских железных дорогах, фотографии, видеоматериалы, документы и так далее.
В качестве источника при исследовании истории и современного состояния Переславского железнодорожного музея был использован официальный сайт музея «Кукушка.ру»14. В данном источнике представлена следующая информация: об экспонатах, даются рассказы о розыскной деятельности сотрудников музея, контактная информация, схема проезда, правила посещения, тарифы на услуги музея, ссылки на полезные и схожие по тематике сайты. Кроме этого были использованы официальные сайты ОАО «РЖД»15, Горьковской детской железной дороги16, Московской детской железной дороги17, ОАО «Залесье»18, ОАО «Славич»19, Европейской федерации музейных и туристических железных дорог (FEDECRAIL)20, а также данные сайта «Консультант плюс»21, сайта «Студопедия»22, данные энциклопедии отечественных узкоколеек «Младший брат»23.
При проведении конкурентного анализа были задействованы сайты «Инфобриз»24, музея «Banitis»25,Эстонского железнодорожного музея26, «Уральский фотоблогер»27, портала «Rutraveller»28, официальный сайт Музея Октябрьской железной дороги29, портал «KudaGO.com»30, блог «Лучшие места Новосибирска в фотографиях»31, «Трипадвизор»32, портал «Kidsreview.ru»33, данные официального сайта Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации34. ДляSWOT-анализа были использованы данные сайта «Infomanagement»35. Также были задействованы портал «Турпром»36, информационный портал города Переславля-Залесского «PERESLAVL.RU»37, официальный сайт детского лагеря "Чайка"38, начной библиотеке «Скорпус»39
Детские железные дороги
Детские железные дороги: понятие, история возникновения, некоторые особенности организации и функционирования
Роль железных дорог в туристской отрасли велика. Известно, что Томас Кук, английский предприниматель, придумавший организованный туризм, еще в 1841 году начал свою деятельность именно с железнодорожного тура из Лондона в Ливерпуль.40 С того времени железные дороги занимали большое место в туризме.
Железные дороги являются удобным средством перевозки различных категорий туристов,как на ближние, так и на дальние расстояния. Также они сами могут быть объектами показа и посещения. На данный момент экскурсионные туры на поезде пользуются все большим спросом. Направления таких туров самые разные - Россия, Европа, Азия.41Примером же, когда железная дорога является объектом показа, могут служить детские железные дороги.42
Итак, «детская железная дорога (далее будет использоваться сокращение «ДЖД») – это предприятие железнодорожного транспорта, представляющие собой участок узкоколейного пути длиной несколько километров, нередко кольцевой, без выхода на общую железнодорожную сеть, на котором дети школьного возраста под руководством квалифицированных инструкторов проходят практическое обучение железнодорожным специальностям». 43Еще одно определение: «ДЖД – это уникальное учреждение, соединяющие в себе функции настоящего железнодорожного предприятия, образовательного учреждения профессиональной подготовки и учреждения дополнительного образования детей».44Одна из важнейших задач детских железных дорог – это привить интерес подрастающего поколения к железной дороге, за тем, чтобы дети по окончании школы уже осознанно выбирали профессию, связанную с железнодорожным делом, и шли работать в эту отрасль.
Как известно, первая железная дорога в России была проложена между Царским селом и Петербургом. Произошло это знаменательное событие в 1837 году.45А 1 февраля 1851 года состоялось открытие Николаевской железной дороги (ныне Октябрьская железная дорога), связавшей Москву и Санкт-Петербург.46Интересно, что в XIX веке на этой дороги были сформированы отряды из детей железнодорожников, которые приобщались к делу своих родителей. 47
Первая ДЖД появилась все-таки позже в 30-е годы 20 века. Она была построена в 1932 году в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького в Москве. 48Её дина была всего 528 метров, и это была лишь одна тупиковая линия с двумя остановочными пунктами на концах.49Подвижной состав представлял собой трёхвагонный электропоезд. Также были разработаны проекты ее расширения и модернизации, но в конце 1930-х годов дорога перестала существовать. Причина закрытия не известна.
По неофициальной версии, ДЖД в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького была закрыта специально, чтобы проект, который не имел аналогов мире, был построен в другом месте, а точнее в Грузии, так как там родился И.В. Сталин. Но это всего лишь слухи, которые не имеют документальных подтверждений.
Итак, первая детская железная дорога по официальной версии в мире была построена в 1935 году в городе Тифлисе (ныне Тбилиси).50Данная мысль была выдвинута школьниками, которые занимались на Тифлисской детской технической станцией в 1933 году.51Поучаствовать в проекте захотели и представители Тифлисского института железнодорожного транспорта.
Проект был готов к началу 1934 года. Длина дороги составила 400 метров, а ширина колеи – 750 мм. Само строительство началось 13 сентября 1934 года. В нем участвовали более 500 человек. 52В основном люди работали по выходным и бесплатно. Основной проблемой было найти подходящий подвижной состав. Для этого пригнали дореволюционный паровоз завода Артура Коппеля. Вагоны построили сами школьники с помощью взрослых из подручных материалов.
Тифлисская ДЖД была открыта 24 июня 1935 года. Поезд сделал 37 рейсов и перевез более 1000 пассажиров за первый день работы. Всего дорога была длиной 1200 метров и имела 3 станции: Радостная, Пионерская и Солнечная.53За последующие десятилетия дорога не раз перестраивалась, но не останавливала своей работы даже в самые трудные времена для Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны все ценное оборудование было вывезено в глубокий тыл, а на территории детской железной дороги был разбит палисадник, где дети выращивали овощи для фронта. Исключением является начало 90-х годовXX века, когда в связи с кризисом она была закрыта, но, к счастью, затем снова возобновила свою работу. Сейчас на ДЖД работают взрослые.54
Строительство ДЖД в Тифлисе вдохновило тысячи людей по всей стране. В 1936 году было запланировано воплощение подобных проектов в 26 городах Советского Союза. В Москве был создан Комитет по содействию строительству детских железных дорог. Были разработаны стандарты для ДЖД. «Детские железные дороги должны представлять собой участок изолированного узкоколейного пути от общей сети железных дорог протяженностью от 1 до 11 км, не имеющего транспортного назначения».55
Так началась история ДЖД. Теперь о том, как устроена и функционирует детская железная дорога. Строительство ДЖД осуществляется в несколько этапов. Первый этап – подготовительный. На нем разрабатывается вся необходимая техническая документация и план работ. Осуществляется организационная работы с теми, кто будет реализовать проект. Второй этап – основной. На нем выполняется непосредственное строительство ДЖД. Конкретно: возведение земляного полотна, водоотводных механизмов, искусственных сооружений с регуляционными устройствами, непосредственно строительство самих путей, а также хозяйственных зданий, установление технических устройств, необходимых для эксплуатации дороги. Все работы выполняются согласно месячному, квартальному и годовому плану.
Детские железные дороги строятся по нормам дорог узкой колеи. Поэтому большинство дорог имеют ширину - 750 мм.56Также габариты подвижного состава должны соответствовать стандартам этих дорог. Тщательную проектировку проходят железнодорожные разъезды и станции, при этом учитывается длина самой дороги, длина состава, особенности грунта и многое другое.
Верхние строение пути состоит из рельсов со скреплениями, рельсовых опор, балластного слоя, металлические части стрелочных переводов, стрелочные и мостовые брусья, противоугоны. Типы рельсов, использующих на ДЖД - P 24, P 43, P 50.57Для рельсов опорой являются шпалы. Они обеспечивают стабильность ширины клеи при различных воздействиях. Следующий балластный слой строится из щебня, так как он наиболее для этого подходит. Его задача воспринимать всю тяжесть состава, защищая пути от сдвига. Также часто на путях устанавливаются стрелочные переводы. Это стрелки с переводным механизмом, крестовина с контррельсами и соединительные пути. Нижнее строение пути состоит из земляного полотна, которое призвано защищать дорогу от воды с помощью кюветов, лотков, канав, круглых или прямоугольных труб, мостов и т.д. Схема строения пути дана в приложениях (Приложение А, рисунок 5).
Подвижной состав менялся за годы существования детских железных дорог. До Великой Отечественной войны в основном использовались дореволюционные модели паровозов. Позже после войны стали использоваться советские аналоги и немецкие паровозы серии ГР - «Германская репарация». В конце 80х – начале 90х разработали специализированный тепловоз для детских железных дорог – ТЭУ-16, но проект не был реализован из-за экономического кризиса в стране.58Хотелось бы также поподробнее остановиться на типах паровозов, тепловозов, электровозах, автомотрисах и вагонов, которые наиболее часто встречались и встречаются на ДЖД. Данные о них будут представлены в приложениях (приложение Б, таблица 13).
Подвижной состав делится на самодвижущуюся часть и вагоны. Тяговая часть работает автономно без подвода какой-либо энергии с помощью двигателя. Локомотивами служат паровозы и тепловозы. Естественно, на ДЖД используются и различные типы вагонов: крытые, полувагоны, платформы, цистерны и т.д. Периодически подвижной состав подвергается плановому ремонту и техническому обслуживанию.
Важным в плане безопасности для детских железных дорог является наличие систем автоматики, телемеханики и связи. При этом в нашей стране ими оснащены далеко не все ДЖД. Согласно статистике, всего 54,5 % ДЖД оснащены электрической централизацией, а 45,5 % - нет.
Рис. 1.Оснащенность детских железных дорог электрической централизацией 59
Общие количество стрелок на ДЖД – 160 штук, из них 37,5 % - централизованные (то есть управляются автоматически с центра управления), а 62, 5 % - нецентрализованные.
Рис. 2 . Оснащенность детских железных дорог стрелочными переводами 60
Оборудованы автоматической и полуавтоматической блокировкой 72,7 % детских железных дорог, 27, 3 % - не оборудованы.
Рис. 3. Оснащенность детских железных дорог автоматической и полуавтоматической блокировкой 61
Также 81,8% ДЖД имеют систему диспетчерского контроля и диспетчерской централизации, а 18,2 % - не имеют.
Рис. 4. Оснащенность детских железных дорог системами диспетчерского контроля и централизации62
Таким образом, нельзя сказать, что детские железные дороги в настоящее время в техническом плане не оснащены, однако, в этом направлении еще много работы.
Неотъемлемой частью любой железной дороги, даже детской, являются вокзалы. Вокзал – это комплекс сооружений, зданий, устройств, предназначенных для обслуживания пассажиров, управления движением, транспорта и размещения персонала.63В комплекс входят привокзальная площадь, пассажирское здание, посадочные платформы, переходные настилы через железнодорожные пути, билетные кассы.
Детские железные дороги работают в основном в летний период времени, с мая по октябрь месяц. Перед практикой дети проходят теоретический курс юного железнодорожника. Затем они в обязательном порядке сдают экзамен, после чего летом могут приступать к своим обязанностям.64
В основном, на ДЖД проходят обучение дети от 8 до 15 лет по специальностям – машинист локомотива, помощник машиниста локомотива, бригадир поезда, ревизор, проводник, осмотрщик вагонов, дежурный по станции, диспетчер, оператор, дежурный по перрону, дежурный по залу, бригадир пути, монтер пути, стрелочник, диктор.
Весь учебный процесс занимает 4 года. Первый и второй год посвящены изучению «Общего курса железных дорог», а также наиболее легким для изучения профессиям. Третий и четвертый год - обучение специальностям, которые выбирают сами дети.65Успех обучения зависит от технической оснащенности детской железной дороги, от организации самого процесса обучения, от преподавателей и сотрудников. По статистике, до трети школьников, побывавших на ДЖД, выбирают профессию железнодорожника.66Также при поступлении в профильные средне специальные и высшие учебные заведения они имеют льготы.
Помимо этого, обучение на детской железной дороге делает внутренний мир ребенка более разнообразным. Они воспитывают в юных железнодорожниках чувство ответственности, выдержку, дисциплинированность. Дети общаются друг с другом, что немало важно для развития и становления личности подростка. У них есть возможность проявить себя в творчестве, так как особое внимание уделяется железнодорожному моделированию. Немало внимание уделяется физическому и культурному воспитанию детей. Так же ребята имеют возможность обменяться опытом со своими зарубежными коллегами и посетить другую стану. Например, Германию, Венгрию, Великобританию, Украину, Казахстан. Иностранные делегации приезжают и в Россию.
Обобщив все выше сказанное, можно сделать вывод, что детская железная дорога – это предприятие железнодорожного транспорта, представляющие собой участок узкоколейного пути длиной несколько километров, нередко кольцевой, без выхода на общую железнодорожную сеть, на котором дети школьного возраста под руководством квалифицированных инструкторов проходят практическое обучение железнодорожным специальностям.67Первая детская железная дорога была построена в СССР в 1935 году в городе Тифлисе. После чего началось строительство подобных проектов в других городах Советского Союза.
Процесс обучения происходит следующим образом. На детскую железную дорогу принимаются дети начальной и средней школы. Программа обучения рассчитана на 4 года. Первый и второй годы дети проходят «Общий курс железных дорог» и изучают наиболее простые специальности, третий и четвертый годы - обучаются следующим железнодорожным специальностям. В зимний период времени проходят теоретические занятия, а летом для детей начинается практика, закрепляющая знания на деле.
Детские Железные дороги России
Старейшей на территории современной Росси является Красноярская детская железная дорога. Она была построена в 1936 году. 68Ее история не менее интересна, чем у ДЖД в Тбилиси. Причиной появления послужил один случай, произошедший в начале 1930-х годов. Завуч местного железнодорожного училища, Захария И.С. вместе со своими учениками спроектировал и построил паровоз масштабом 1:5, колея которого составила всего 305 мм.69После этого паровоз был представлен публике. Возникла идея строительства детской железной дороги в Красноярске. Таким образом, дорога была открыта 1 мая 1936 года.70
Интересно, что Красноярская ДЖД является не только первой, но и самой короткой и самой узкоколейной дорогой в России. До 1961 года ее колея была 305 мм, с 1961 и по настоящее время – 508 мм. Её длина – 1100 метров.71Еще две особенности – изначальное использование самодельного паровоза и вагонов, а также разворотные круги для паровозов по обоим концам дороги. Сейчас функционируют более современные паровозы и вагоны, которыми были заменены старые модели. Дорога имеет станцию «Юбилейная» и платформу «Мечта», а кольцевую форму ей предали в 2007 году.72
Следующая детская железная дорога была построена в 1937 году в подмосковном поселке Кратово.73Сама идея строительства появилась еще в 1935 году, после того, как была построена и запущена Тифлисская ДЖД. Инициаторами были учащиеся местных школ. Два года шла кропотливая работа по подготовке кадров и проектированию дороги. Первый поезд пустили 20 мая 1937 года.74Известно, что воспитанники Московской детской железной дороги участвовали в обороне Москвы.75
Длина этой дороги составляет 4,962 км.76Есть станции «Пионерская» и «Юность», платформа «Школьная». Однако надо заметить, что дорога работает не только как образовательное образование, но и как туристская аттракция. Туристам предлагается экскурсия, в которую входит проезд на поезде, посещение депо, диспетчерской по управлению поездами, осмотр макета МДЖД.77Аренда поезда также разрешается по преждевременной договоренности с руководством. На ДЖД обучают таким профессиям как: диспетчер, дежурный по станции, стрелочник, дежурный по отправлению, проводник вагоны, контролер, экскурсовод, дежурный по переезду, осмотрщик пути или вагонов, машинист тепловоза.78
Новомосковская детская железная дорога была открыта в декабре 1953 года в городе Новомосковск Тульской области. Её длина – 2 200 метров. Ширина -750 мм.79Она расположена в городском парке и имеет кольцевую форму, а также 2 станции: «Березки» и «Дубки». Интересен тот факт, что недалеко от городского парка берет свое начало великая и могучая река Дон. Особенность данной дороги является то, что ДЖД проходит параллельно настоящей железной дороги.
Одна из самых известныхдетская железная дорога – это Октябрьская. Она находится в г. Санкт-Петербург. Протяженность дороги составляет 2 км, и была открыта 27 августа 1948 году. Имеет 2 станции: «Озерная» и «Юный».80Дорога не раз перестраивалась и реконструировалась. Изначально ее длина составляла около 8 км, затем она сократилась до 3 100 м и затем до 2-х км. Интересен тот факт, что дорога проходит по маршруту, которым следовал императорский поезд. При ДЖД работает летний детский лагерь. В 2010 году на ДЖД началась очередная крупная реконструкция. Предполагается строительство малой дороги от станции Купчино до г. Пушкино. Протяжённость дороги будет составлять 10 км.81На данный момент проект до конца не реализован. Октябрьская детская железная дорога – самая северная в мире.
Детская железная дорога в Нижнем Новгороде была построена в 1939 году.82Её длина – 4,1 км, она имеет 3 станции: «Пушкино», «Счастливая», «Родина». Особенностью дороги являются красивые здания вокзалов на двух последних станциях, которые сейчас имеют статус памятников архитектуры Нижнего Новгорода.83В этих зданиях проходят учебные занятия. Также дорога соединяет два района города, и местные жители используют ее в качестве средства передвижения. Поэтому, это единственная детская железная дорога, которая имеет транспортное назначение.84В 1965 году дорога оказалась под угрозой исчезновения, так как в этом районе предполагалось строительство жилых домов. Строительство жилых домов не утверждалидолгое время, и затем строители сами разобрали часть путей. Но их сумели во время остановить. При Горьковской ДЖД есть музей, который посвящен её истории.
Одна из самых молодых детских железных дорог находится в г. Лиски Воронежской области.85Она была построена в 1989 году по инициативе Васильева И. С., бывшего начальника Лискинского района юго-восточной железной дороги.86Её длина всего 1,6 км, форма – кольцевая, она имеет 1 станцию – «Задоринка».87Что интересно, это единственная ДЖД, которая работает весь год, правда зимой её обслуживают взрослые.
Волгоградская детская железная дорога - одна из самых известных в нашей стране. Она была построена в 1948 году для того, чтобы дети разрушенного войной города смогли отвлечься от трудностей послевоенного времени и направить свою энергию в нужное русло.88Изначально она располагалась на набережной р. Волги в историческом центре города, где ранее шли ожесточенные бои, от устья реки Пионерки до Мамаева кургана.89Но в 1979 году дорога была перенесена в пойму р. Пионерки и укорочена с 3,5 км до 1,5 км.90Протяженность дороги на данный момент составляет 1,2 км, она имеет 3 станции: «Чекистов», «Пионерская», «Гаситель».91
В 1985 году была открыта ДЖД в городе Пенза.92Протяженность – 2,5 км, она имеет 2 станции: «Пионерская» и «Сосновка».93Особенность дороги состоит в том, что на ней есть современная система электрической централизации. Имеется 7 централизованных стрелочных переводов, сигнальные светофоры, локомотивная радиосвязь и громкоговорящая связьв вагонах.94Схема дороги также необычна, так как здесь существует не только линия между 2-мя станциями, но и кольцо между ними.95
Уфимская детская железная дорога была открыта в 1953 году в городском парке им. И.С. Якубова.96Её длина 2 км, она имеет кольцевую форму и 2 станции: « Юность» и «Пионерская». При ДЖД действует музей, который рассказывает об истории дороги.97
В 2007 году одна из самых молодых ДЖД появилась в Казани.98Она расположена в лесопарке «Лебяжье» и связывает поселок Юдину, где проживают железнодорожники, с Казанью.99Имеет 2 станции (Молодёжная, Изумрудная) и 2 платформы (Спортивная, Берёзовая роща).100Даная дорога хорошо оборудована: есть пост электрической централизации, приборы безопасности, светофоры.101Комплекс ДЖД состоит из самой дороге, учебного корпуса, общежития для иногородних ребят, спортзала, столовой, локомотивного депо, вокзала.
Интересную историю имеет детская железная дорога в г. Владикавказе. Её протяженность составляет 2,37 км, и она имеет 2 станции: «Вечный огонь», «Водная».102Дорога была открыта 2 мая 1968 года.103Интересен тот факт, что идея создания ДЖД в г. Владикавказе появилась за долго до этого, а точнее в 1930-х годах. 2 июня 1936 года состоялось заседание Бюро Северо-Осетинского обкома ВКП(б), на котором было принято решение о строительстве детской железной дороги. Первым секретарем был Маурер Г.В., которые и выдвинул эту идею. Организационные вопросы решались очень быстро, и 22 июня должно было начаться строительство. Но вскоре Маурер был обвинен в антипартийной агитации об объединении Южной и Северной Осетии и снят со всех постов.104Естественно, проект, который он начал, не мог быть закончен. Вторая попытка строительства ДЖД во Владивостоке оказалась более удачной. Названа дорога в честь первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.105
Еще одна дорога на юге страны – это детская железная дорога в Ростове-на-Дону. Её длина составляет – 3,97 км, она имеет 3 станции: «Солнечная», «им. Вити Черевичкина» и «Победа».106Она была открыта в 1940 году.107Во время войны была полностью разрушена и восстановлена только в 1949 году.108Неоднократно модернизировалась, переоснащалась. Особенностью дороги является то, что это единственная детская железная дорога в России, на которой одновременно функционируют паровоз и тепловоз.109Паровоз Гр-185 прибыл на Ростовскую ДЖД в 1981 году, он находится в рабочем состоянии до сих пор.110В 1961 году этой дороге было присвоено имя первого в мире космонавта Юрия Гагарина.111
26 июля 1953 года была открыта детская железная дорога в городе Оренбург (ранее Чкалов), построенная за рекордно короткий срок – 68 дней.112Это было обусловлено тем, что дорога связывала Оренбург с главной рекреационной зоной города, где располагались 33 летних лагеря (сейчас 25).113Также она имеет транспортное назначение, местный жители используют ее в качестве пригородного поезда. Дорога работает 4 дня в неделю, совершая при этом 5 рейсов в день; 470 поездов проходят в летний период.114Она проходит по берегу р. Урал, поэтому весной железную дорогу часто затопляет, что приводит к быстрому износу путей и подвижного состава.115
Курганская ДЖД была открыта 13 августа 1989 года в день города.116Ее длина всего 1,5 км, она имеет 2 станции – «Звездочка», «Пионерская».117Главная достопримечательность дороги – железнодорожный мост, длина которого 55 метров.118К сожалению, каждую весну мост затопляет, так как он расположен очень близко к воде. Также важной проблемой Курганской детской железной дороги является отсутствие учебного корпуса для занятий юных железнодорожников.119В 2011 году была проведена реконструкция дороги, но эта проблема не была решена.
Детская железная дорога в городе Екатеринбург была открыта 9 июля 1960 года.120Её протяженность – 2,41 км. Имеет четыре станции – Центральная, Юбилейная, Солнечная, Пионерская.121Необходимо отметить, что эта дорога одна из самых оснащенных в нашей стране: межстанционная и локомотивная радиосвязь, полуавтоматическая блокировка на перегонах, электрическая централизация на станциях.122Есть искусственные сооружения: локомотивное депо, вокзал, 2 путепровода.123Дорога расположена в одном из самых живописных мест Екатеринбурга в центральном парке культуры и отдыха им. Маяковского.124В 2011 году началась реконструкция дороги, которая завершится к лету 2015 году, после чего ДЖД в Екатеринбурге станет одной из самых разветвленных ДЖД в России.125
В 1949 году детская железная дорога появилась в Челябинске.126Но идея строительства возникла еще в 1939 году и принадлежала институту «Челябгипротранс», однако в связи с начавшейся войной дорога хоть и была построена, но не работала. На данный момент длина дороги составляет 5,7 км, но в планах у энергичного руководства продлить её еще на 2 станции.127Имеются станции – им. Павлика Морозова, Водная, Лесная, Звездная, Солнечная; 1 платформа – Зоопарк.128Дорога оснащена двусторонней полуавтоблокировкой, но также есть и ручной привод стрелочных переводов.129ДЖД находится в Шершневском сосновом бору и в парке культуры и отдыха им. Гагарина в центре города.130
3 августа 1969 года заработала ДЖД в Тюмени. Она находится на берегу озера Андреевское, в 20 км от Тюмени.131Инфраструктура дороги богата: локомотивное депо, вокзал с билетными кассами, зал ожидания, медпункт, дикторская, перрон, посадочные платформы «Солнечная» и «Лесная», станции «Юность» и «Приозерная», спортивные площадки, столовая, спальный корпус на 30 мест, баня, котельная.132Изначально, планировалось, что дорога будет соединять пионерские лагеря, но сейчас там работают всего лишь 2 спортивно-оздоровительного лагеря – «Витязь», «Звездный».133
Одна из самых молодых ДЖД – детская железная дорога в Новосибирске. Она была открыта 4 июня 2005 года и расположена в Заельцовском парке.134Ее протяженность – 5,3 км.135Дорога проектировалась с 2000 года, но долгое время строительство не начиналось из-за общественного резонанса. Дело в том, что Заельцовский парк – это сосновый реликтовый бор. Даже были идеи, проложить дорогу на эстакаде на высоте 4-5 метров. Затем не могли решить, как лучше построить дорогу с наименьшим вредом для окружающей среды. На данный момент на ДЖД 3 есть станции – «Заельцовский парк», «Спортивная», «Зоопарк», 2 разъезда – «Локомотив», «Ельцовский», которые позволяют курсировать 3 поездам одновременно – «Сказка», «Юность», «Сибиряк».136
Еще одна молодая детская железная дорога была построена в Кемерово в 2007 году. 137Данная дорога проложена от Пионерского бульвара до Красного озера, её длина составила 3,8 км.138Она имеет 2 станции – «Городская», «Пионерская».139
8 ноября 1939 года была открыта ДЖД в Иркутске.140Она была построена силами жителей города. Носит неофициальное название «Ангарская Венеция», так как расположена на островах реки Ангары – Юность и Конный.141Её длина – 4 км.142Дорога имеет локомотивное депо, 3 станции – «Солнечная», «Ангара», «Родники», вокзал. На дороге курсируют 2 поезда – «Сибирячек», «Байкал».143Детская железная дорога носит имя Г.И. Тетерского, почётного железнодорожника, руководителя объединённой Восточно-Сибирской и Красноярской магистрали с 1968 по 1979 год.144
2 сентября 1971 года прошел первый поезд по Читинской детской железной дороге. Дорога была построена по инициативе В.П. Калиничева, начальник Забайкальской железной дороги.145ДЖД протянулась вдоль реки Читинки.146Длина дороги составляет 6, 1км.147Она имеет 2 станции – «Поречье», «Луговая», 1 разъезд – «Северный».148Стоит отметить, что строительство разъезда «Северный» в 1978 году позволило курсировать 2 поездам одновременно.149
В 1958 году была построена ДЖД в г. Хабаровск к 100-летнему юбилею города.150Она имеет 2, 5 км путей и 2 станции - «Пионерская», «Юбилейная», 2 платформы - «Совхозная», «Озерная».151
Самая восточная из ныне существующих детских железных в мире находится в г. Южно-Сахалинск.152Она была открыта 6 июня 1954 года.153Её длина составляет 2,2 км, есть одна станция - «Комсомольская», одна платформа – «Пионер».154Дорога расположена в парке культуры и отдыха им. Гагарина у озера Верхнего.155Еще одна особенность дороги в том, что она была одной из первых ДЖД, которую оборудовали автоматической блокировкой в 1971 году.156
Итак, в России действуют 25 ДЖД.
Таблица 1
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Проект строительства детской железной дороги на базе музея «Кукушка» в Переславском районе
- Реферат
- Содержание
- Введение
- Действующие детские железные дороги России 157
- 1.3 Ярославская детская железная дорога
- Расписание движения поездов на Ярославской детской железной дороге182
- Стоимость билетов на Ярославской детской железной дороге183
- 2. Переславский железнодорожный музей как основа для создания детской железной дороги
- 2.1 История Переславского железнодорожного музея
- 2.2. Современное состояние Переславского железнодорожного музея
- Стоимость билетов на посещение Переславского железнодорожного музея227
- Экспонаты Переславского железнодорожного музея: локомотивы229
- Экспонаты Переславского железнодорожного музея: вагоны и вагонетки233
- Экспонаты Переславского железнодорожного музея: дрезины 235
- Экспонаты Переславского железнодорожного музея:автомобили 236
- Стоимость билетов на катание на ручной дрезине 243
- Swot-анализ для Переславского железнодорожного музея
- 3. Проект создания детской железной дороги на базе Переславского железнодорожного музея
- 3.1 Востребованность услуг детской железной дороги, построенной на базе Переславского железнодорожного музея
- Конкурентный анализ для Переславской детской железной дороги 266
- 3.2 Переславская детская железная дорога
- Стоимость проезда на Переславской джд
- Заключение
- Список использованных источников и литературы
- Подвижной состав, использующийся на детских железных дорогах282
- Интервью № 1.
- Интервью №2
- Интервью № 3
- Интервью № 4
- Интервью № 5
- Интервью № 6