logo
Gladysheva_Yu_Yu

3.2 Переславская детская железная дорога

Данная дипломная работа бакалавра посвящена разработке проекта строительства детской железной дороги на базе музея «Кукушка» или на основе Переславского железнодорожного музея. В данном проекте соединяются две части. Первая часть – детские железные дороги, вторая часть – Переславский железнодорожный музей.

Итак, основываясь на проведенных исследованиях, на базе Переславского железнодорожного музея можно построить Переславскую детскую железную дорогу. Для реализации проекта у музея есть необходимые возможности.

Во-первых, музея представляет собой узкоколейную железную дорогу длиной 2,5 километра. Это является важным обстоятельством, потому что все детские железные дороги имеют также узкую колею и небольшую длину, так как дети не способы даже под присмотром взрослых управлять более крупными железными дорогами (это было выяснено в ходе исследования организации и функционирования детских железных дорог в первой главе).

Во-вторых, музей находится вблизи достаточно крупного города Ярославской области – Переславля-Залесского. Численность населения города - 44, 2 тысячи человек, муниципального района – 22, 1 тысячи человек.267К сожалению, численность переславских школьников выяснить не удалось, но, по словам Мыльниковой Татьяны Валентиновны, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 6, в переславских школах в среднем учится по 600 детей. Всего в самом Переславле-Залесском9 школ. Таким образом, число детей позволяет разрабатывать проект далее, набор детей для занятий на детской железной дороги будет обеспечен. Также в ходе интервью с переславскими учителями было выяснено, что данный проект будет интересен переславским школьникам и востребован среди них.

Переславская детская железная дорога будет располагаться по адресу нахождения музея: в Ярославской области, в Переславском районе, поселок Талицы, ул. Лесхозная, д. 1.268Схема проезда дана в приложениях (Приложение А, рис. 6).

Переславская ДЖД будет представлять собой комплекс из самой дороги, музея и детского лагеря. Пути на сегодняшний день уже существуют. Их длина составляет 2 километра 500 метров. Безусловно, им будет необходим технический ремонт. Однако понадобиться еще строительство железнодорожных платформ, как минимум две. Например, названия они будут иметь следующее: «Талицы», «Блудово болото». Поезд будет курсировать между ними.

Есть еще одна проблема – в музее нет современного подвижного состава, поэтому необходимо заказать новое техническое оборудование. Для этого подойдет локомотив ТУ10-24. Данная модель узкоколейного тепловоза была разработана Камбарским машиностроительным заводом специально для детских железных дорог ОАО «РЖД».269Также необходимы и новые вагоны таких моделей как 20.0011, 20.0015 и 20.0016 завода «Метровагонмаш», разработанные и построенные в 2005 году для детской железной дороги в поселке Кратово, или модели, использующиеся на Ярославской детской железной дороге - ПВ40, ПВ750.270

Для подвижного состава имеется депо. Это квадратное кирпичное здание площадью 1 200 квадратных метров.271В депо есть специальные смотровые канавы, а также домкраты и кран. В этом помещении будет проводиться ремонт подвижного состава, его технический осмотр и обслуживание. На территории музея есть и другие хозяйственные постройки (сварочный участок, механический участок, кузница, котельная). Данные помещения также можно приспособить для ремонта и технического обслуживания поезда или, например, размещения экспонатов музея.

Однако, для того, чтобы Переславская детская железная дорога отличалась от других необходимо сохранить и реорганизовать уникальный Переславский железнодорожный музей. Сам музей представляет собой коллекцию узкоколейной железнодорожной техники. Чтобы разместить все эти экспонаты, нужно реорганизовать территорию, расширить ее. Вдоль железнодорожных путей, по которым ездит поезд, растет лес. Предполагается использовать это пространство для размещения экспонатов. Заканчиваются пути в Блудовом болоте, которое описано Михаил Пришвиным в рассказе «Кладовая солнца», так любимом детьми. Так как музей и дорога в комплексе будут интересным тандемом, где встречаются прошлое и настоящее, можно проводит различные экскурсии и мероприятия. Например:

  1. экскурсия «О Переславской детской железной дороге» (рассказ о дороге, об ее организации и функционировании);

  2. экскурсия «Узкоколейная железнодорожная техника»;

  3. экскурсия «История Переславской железной дороги»;

  4. экскурсия «Железнодорожное дело: от «а» до «я»;

  5. экскурсия «В край Михаила Пришвина» (о жизни и творчестве Михаила Пришвина»;

  6. исторические реконструкции;

  7. проведение праздников.

Для эффективной работы необходим персонал. В самом музее на данный момент работает всего 4 человека, поэтому нужно нанять еще работников. В число сотрудников должны входить: директор, сотрудники по техническому обслуживанию подвижного состава, а также экспонатов, инструкторы, экскурсоводы, бухгалтер, медработник и т.д.

Так как Переславская детская железная дорога в первую очередь – образовательное учреждение, то наибольшую роль в работе будут играть инструкторы, на плечах которых будет лежать весь процесс обучения. В Переславле-Залесском есть 9 школ. Поэтому необходимо нанять одного инструктора на несколько школ или на район города. Это могут работники музея. Таким образом понадобиться, 3-4 инструктора. Как было выяснено ранее в интервью с переславскими учителями в школах есть возможность выделить время и помещениедля занятий.

Обучающий курс будет называться «Общий курс железных дорог», как и на других детских железных дорогах. Он рассчитан на 4 года обучения. Все 4 года обучения занятия будут проводиться при школах, что отличает Переславскую детскую железную дорогу от остальных. На занятия будут приниматься дети, обучающиеся в 5-7х классах. Занятия будут проводиться один раз в неделю по два часа.

Согласно «Общему курсу железных дорог» первый два года дети знакомится с понятием «железная дорога», с тем, как она устроена и работает. Так же они обучаются наиболее легким для изучения профессиям: проводник, осмотрщик вагонов, дежурный по станции, диспетчер, оператор, дежурный по перрону,дежурный по залу, стрелочник, диктор, ревизор.

Поскольку детская железная дорога, несмотря на меньшие размеры, является железной дорогой, то и обучение профессиям на ней приближено к действительности. Также после окончания обучения на детской железной дороге дети имеют привилегии и льготы при поступлении в специализированные учебные заведения. Поэтому каждый ученик должен четко понимать обязанности по каждой должности.

Проводник поезда должен знать расписание движения поездов, устройство вагона. Он производит обслуживание пассажиров, обеспечивает их безопасность. Осмотрщик вагонов производит техническое обслуживание вагонов до и после выполняемого поездом рейса. Дежурный по станции контролирует движение поездов, а также работу машинистов. Диспетчер координирует движение поездов, следит за своевременностью выполнения рейсов. Дежурный по перрону отвечает за чистоту и порядок на станции, помогает при посадке и высадке пассажирам, следит за тем, чтобы пассажиры соблюдали правила безопасности.

Дежурный по залу следит за работой на вокзале и у билетных касс, помогает пассажирам в случае необходимости, отвечает на их вопросы. Стрелочник отвечает за работу стрелочных перевод, ремонтирует и проверяет их. Диктор объявляет посадку пассажиров, отправление, прибытия поезда. Ревизор проверяет наличие билетов у пассажиров. Все дети подчиняются инструкторам и должны знать правила технической безопасности.

На последующих годах дети учатся профессиям машиниста локомотива, помощник машиниста локомотива, бригадира поезда, бригадира пути, монтер пути. Машинист локомотива непосредственно управляет локомотивом, проверяет техническое состояние машины до и после рейса. Помощник машиниста локомотива входит в локомотивную бригаду и подчиняется машинисту локомотива. В его обязанности входит знание технической документации по эксплуатации железных дорог, а также своевременная помощь машинисту локомотива, выполнение его приказов, техническое обслуживание локомотива.

Бригадир поезда руководит поездной бригадой, включающей проводников, ревизора, осмотрщиков вагонов. Бригадир пути руководит работой монтеров путей, отвечает за надлежащее состояние путей и их проверку. Монтер пути несет отвественность за конкретный участок пути и подчиняется бригадиру. Таким образом, в процессе обучения дети изучают основные профессии железнодорожного дела, как в теории, так и на практики.

На летний период времени дети будут распределены на смены и оправлены в железнодорожный лагерь. Лагерь предполагается организовать на базе оздоровительно-образовательного центра «Чайка», необходимо выделить несколько смен именно для детей, обучающихся на Переславской детской железной дороге. Он находиться в Ярославской области, в Переславском муниципальном районе, недалеко от местечка Симак, что на западном берегу Плещеева озера.272Лагерь был построен в 1937 году. Имеется 6 корпусов, столовая и актовый зал. Самое главное, лагерь находиться всего в 5,5 километрах от Переславского железнодорожного музея.Таким образом, каждая смена из лагеря сможет выезжать на Переславскую детскую железную дорогу для работы. Дети смогут не только проходить практику после обучения на детской железной дороге, но и отдыхать.

В связи с особенностями функционирования Переславской ДЖД режим работы будет установлен следующий: с июня по август, с четверга по воскресенье. Однако если детей будет много, то возможно дорога будет работать больше дней в неделю. Основываясь на конкурентном анализе, цены на билеты не должны превышать цен на билеты на Ярославской детской железной дороге и Московской детской железной дороге. Цены на билеты представлены в таблице 12.

Таблица 12