VIII. Обобщение и распространение опыта ликвидации чрезвычайных ситуаций
8.1. Обобщение и распространение опыта ликвидации ЧС – это деятельность по накоплению, исследованию и информированию о новых эффективных формах и методах ликвидации ЧС, позволяющих получить наиболее высокие результаты.
8.2. Обобщение и распространение опыта ликвидации ЧС проводится по всем направлениям ликвидации ЧС и осуществляется под методическим руководством соответствующих структурных подразделений центрального аппарата МЧС России в соответствии с утвержденной Инструкцией об изучении и распространении передового опыта деятельности территориальных органов и организаций МЧС России.
8.3. Руководство деятельностью по обобщению и распространению опыта ликвидации ЧС возлагается на руководителей подразделений МЧС России, принимающих участие в ликвидации ЧС.
8.4. Целями обобщения и распространения положительного опыта ликвидации ЧС являются:
определение наиболее рациональных методов работы должностных лиц и органов управления РСЧС по оперативному реагированию на возникающие ЧС и принятию первоочередных мер максимально возможной минимизации числа потерь людей и размеров материального ущерба от них;
выявление эффективных способов применения сил и средств РСЧС по локализации и ликвидации поражающих факторов, вызываемых техногенными авариями и стихийными бедствиями;
систематизация путей сокращения времени на приведение АСФ в требуемые степени готовности, выдвижение (переброску) сил и средств в пострадавший район, осуществление организационных мероприятий, связанных с подготовкой к выполнению задачи в зоне ЧС;
декларирование путей совершенствования технологий ведения АСДНР;
изыскание оптимальных мер всестороннего обеспечения действий сил и средств РСЧС в зоне ЧС;
определение эффективности применяемого первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего от ЧС.
8.5. Основными способами обобщения и распространения опыта ликвидации ЧС являются:
описание процесса ведения АСДНР с последующей публикацией материалов в специальных научных сборниках, бюллетенях, других периодических изданиях в виде статей и информационных сообщений;
выступления лиц руководящего состава РСЧС, участников ликвидации ЧС, а в ряде случаев и пострадавших, на различных форумах, по специальным каналам радио и телевидения;
подготовка и демонстрация видеоматериалов, отражающих процесс ликвидации ЧС;
разработка научных трудов (диссертаций, научных трактатов и т.п.), раскрывающих процесс развития ЧС и алгоритм ее ликвидации;
использование опыта ликвидации ЧС при подготовке научно-практических конференций, в учебном процессе различных учебных заведений, при подготовке спасателей и других специалистов РСЧС.
8.6. Для обобщения опыта ликвидации ЧС создаются специальные рабочие группы, в состав которых могут входить: операторы, представители руководства АСФ, медицинские работники, специалисты автоматизированной информационно - управляющей системы, работники технического, тылового и других видов обеспечения, психологи, специалисты мониторинга и прогнозирования.
8.7. Рабочие группы могут осуществлять обобщение требуемых материалов в ходе ликвидации ЧС, анализируя информацию, полученную от должностных лиц и представителей органов управления, причастных к возникшему бедствию, уточняя отдельные вопросы случившегося путем личных наблюдений, опросом очевидцев и пострадавших, а также изучением технической и служебной документации.
8.8. Рабочая группа осуществляет сбор и обобщение материалов по реагированию на ЧС по следующим позициям:
приведение органов управления и АСФ в требуемые степени готовности;
выдвижение аварийно-спасательных формирований в пострадавший район;
уточнение решения на ведение АСДНР в районе выполнения задачи;
ведение АСДНР;
организация первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего от ЧС;
реагирование органов управления и АСФ на изменения обстановки в районе выполнения задачи.
8.9. По каждой позиции определяется комплекс мероприятий, подлежащих обобщению и углубленному анализу, в том числе:
а) по приведению органов управления и АСФ в требуемые степени готовности:
оповещение должностных лиц, работников органов управления и АСФ, предназначенных для участия в ликвидации ЧС;
обеспеченность АСФ техническими средствами ведения спасательных работ, состояние этих средств, обеспеченность подразделений средствами связи, всем необходимым для организации питания при выдвижении и в зоне ЧС;
степень готовности мобильного пункта управления к развертыванию в очаге поражения;
уровень профессионализма дежурных сил и средств по руководству приведением органов управления и сил РСЧС в степени готовности.
б) по выдвижению АСФ в пострадавший район:
реальность расчетов на совершение марша и их соответствие имеющемуся плану действий в ЧС;
целесообразность избранного способа выдвижения сил и средств РСЧС в зону ЧС;
организация и осуществление устойчивой связи с вышестоящей и взаимодействующими органами управления;
меры технического, тылового и других видов обеспечения при выдвижении в зону ЧС;
организация отдыха личного состава в соответствии с избранным способом выдвижения.
в) по уточнению решения на ведение АСДНР в районе выполнения задачи:
организация и ведение разведки в зоне ЧС;
определение объектов работ, распределение личного состава для выполнения поставленной задачи;
целесообразность избрания способов извлечения живых людей, застигнутых вторичными поражающими факторами, вызванными возникшей техногенной аварией (стихийным бедствием);
осуществление мероприятий по уточнению пунктов сбора пострадавших, маршрутов их эвакуации в лечебные учреждения;
место расположения мобильного пункта управления;
порядок функционирования элементов технического, тылового и других видов обеспечения АСР;
расположение пункта временного проживания граждан, оказавшихся без крова, порядок функционирования элементов первоочередного жизнеобеспечения пострадавших по временным схемам;
объем других неотложных работ в зоне ЧС, привлекаемые для их выполнения силы и средства.
г) по ведению АСДНР:
меры рационального использования технических средств разведки и ведения АСР;
применение новых технологий при поиске пострадавших, извлечения их из завалов, при спуске с верхних этажей поврежденных зданий;
показатели оказания пострадавшим медицинской помощи, данные о работе мобильного госпиталя;
результативность ведения АСР;
показатели осуществления эвакомероприятий, деятельности созданных служб и структур технического, тылового и других видов обеспечения;
обобщение информации о мерах повышения морально-психологической подготовки личного состава;
анализ работы по вопросам повышения оперативности решения управленческих функций, подмены личного состава для отдыха, приема пищи, психологической реабилитации;
соблюдение мер безопасности при выполнении поставленных задач;
недостатки и проблемные вопросы в организации и ведении АСДНР;
перечень и качество документов, отрабатываемых должностными лицами и органами управления в ходе ликвидации ЧС.
д) по организации первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего от ЧС:
материалы о количестве людей, оставшихся по причине возникшего бедствия без крова над головой,
обустройство жилья для временного размещения пострадавших,
организация тепло-, водо-, электроснабжения в пункте временного размещения пострадавших,
организация питания людей, медицинского, информационного обеспечения, торгового и банно-прачечного обслуживания, меры психологической реабилитации пострадавших.
е) по реагированию органов управления и АСФ на изменения обстановки в районе выполнения задачи:
сбор информации о ходе ведения АСДНР, порядок ее прохождения, обобщения, отображения и доклада по команде;
оперативность оценки обстановки, принятия частных решений, постановки задач исполнителям и осуществления других организационных мероприятий, связанных с реагированием на вновь возникающие задачи;
наличие у руководителя АСР резерва личного состава, требуемых техники и расходных материалов, предназначенных для обеспечения эффективного реагирования на изменения обстановки;
профессиональное мастерство личного состава и состояние техники, предназначенных для выполнения вновь возникающих задач.
8.10. В целях внедрения положительного опыта в практику деятельности должностных лиц и органов управления РСЧС могут создаваться и направляться в подведомственные структуры специальные группы специалистов различного профиля (по обобщенным направлениям деятельности), которые принимают личное участие в организации и осуществлении рекомендуемых мероприятий, связанных с повышением оперативности реагирования. Специалисты группы могут участвовать в подготовке и осуществлении экспериментов по внедрению новых методов деятельности органов управления и испытании более совершенных технических средств разведки и ведения спасательных работ, обеспечивающих повышение оперативности реагирования на ЧС.
8.11. В отдельных случаях, когда для обобщения опыта специальная рабочая группа не создается, рассматриваемую функцию берет на себя руководитель работ по ликвидации ЧС, который вместе с группой специалистов, входивших в состав органа управления по руководству ликвидацией ЧС, в своем отчете наряду с другими вопросами должен отразить:
описание возникновения и развития ЧС, масштабы потерь и ущерба, сроки локализации поражающих факторов, вызванных возникшим бедствием;
оценку полноты и качества подготовки АСФ к выполнению задач в пострадавшем районе, алгоритм приведения сил и средств в требуемую степень готовности;
эффективность (положительные стороны и недостатки) применения технических средств ведения АСР;
количественные показатели объема выполненных в зоне ЧС АСДНР, в том числе результативность поисковых мероприятий и эффективность обеспечения безопасности работы спасателей;
анализ ошибок, допущенных органами управления и АСФ при подготовке и ведении АСДНР;
оценку комплекса мер по всестороннему обеспечению ведения АСДНР в зоне ЧС;
предложения по совершенствованию структуры органов управления, создаваемых при ликвидации ЧС и мерам повышения оперативности их деятельности в экстремальных условиях; по совершенствованию технических средств ведения разведки, поиска пострадавших и оказания им первой помощи; по участию в разработке методических пособий и рекомендаций; сбору и обобщению опыта работы АСФ и распространению его в системе МЧС России.
8.12. Руководитель работ должен лично проверить своевременность и качество оформления отчетных материалов и решить вопрос о порядке их представления в вышестоящую инстанцию.
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- I. Общие положения
- 1.1. Основные понятия, термины и определения
- 1.2. Органы управления силами и средствами рсчс
- 1.3. Режимы функционирования органов управления рсчс
- 1.4. Порядок взаимодействия органов управления рсчс
- II. Организация управления рсчс
- 2.1. Основы работы по организации управления рсчс
- 2.2. Пункты управления рсчс
- 2.3. Организация связи и оповещения
- 2.4. Особенности организации связи в различных условиях
- 2.5. Организация межведомственного взаимодействия при информировании населения через сми
- 2.6. Обеспечение защиты информации
- 2.7. Применение навигационных систем
- 2.8. Обеспечение скрытности управления
- 2.9. Управление асднр при ликвидации чрезвычайных ситуаций
- III. Организация работы органов управления рсчс в повседневном режиме
- 3.1. Подготовка органов управления рсчс к оперативному (экстренному) реагированию и ведению асднр
- 3.2. Поддержание постоянной готовности органов управленияРсчс
- IV. Особенности работы органов управления и сил рсчс в различных условиях
- 4.1. Особенности работы органов управления рсчс при
- Угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, происшествия
- 4.2. Особенности работы органов управления рсчс при возникновении чрезвычайной ситуации, происшествия
- 4.3. Особенности работы органов управления и сил рсчс при проведении асднр
- 4.4. Особенности работы органов управления и сил рсчс в сложных условиях обстановки
- 4.5. Особенности действий сил рсчс в особых условиях
- V. Работа органов управления рсчс по
- 5.2. Разведка
- 5.3. Радиационная и химическая защита
- 5.4. Инженерное обеспечение
- 5.5. Противопожарное обеспечение
- 5.6. Дорожное обеспечение
- 5.7. Гидрометеорологическое обеспечение
- 5.8. Техническое обеспечение
- 5.9. Метрологическое обеспечение
- 5.10. Материальное обеспечение
- 5.11. Транспортное обеспечение
- 5.12. Медицинское обеспечение
- 5.13. Организация комендантской службы
- 5.14. Организация охраны общественного порядка
- VI. Организация оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий)
- 6.1. Права и обязанности специалистов оперативного (экстренного) реагирования, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, происшествий
- 6.2. Организация мероприятий по готовности к оперативному (экстренному) реагированию на чрезвычайные ситуации, происшествия
- 6.3. Организация и ведение асднр
- 6.4. Информационно-психологическое обеспечение асднр
- 6.5. Морально-психологическое обеспечение асднр
- 6.6. Материально-техническое обеспечение асднр
- 6.7. Медицинское обеспечение асднр
- VII. Анализ чрезвычайных ситуаций, происшествий, организации управления в системе рсчс при оперативном (экстренном) реагировании и ведении асднр
- VIII. Обобщение и распространение опыта ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Сокращения, используемые в Наставлении
- Оглавление