logo search
наставление по организации управления

VIII. Обобщение и распространение опыта ликвидации чрезвычайных ситуаций

8.1. Обобщение и распространение опыта ликвидации ЧС – это деятельность по накоплению, исследованию и информированию о новых эффективных формах и методах ликвидации ЧС, позволяющих получить наиболее высокие результаты.

8.2. Обобщение и распространение опыта ликвидации ЧС проводится по всем направлениям ликвидации ЧС и осуществляется под методическим руководством соответствующих структурных подразделений центрального аппарата МЧС России в соответствии с утвержденной Инструкцией об изучении и распространении передового опыта деятельности территориальных органов и организаций МЧС России.

8.3. Руководство деятельностью по обобщению и распространению опыта ликвидации ЧС возлагается на руководителей подразделений МЧС России, принимающих участие в ликвидации ЧС.

8.4. Целями обобщения и распространения положительного опыта ликвидации ЧС являются:

определение наиболее рациональных методов работы должностных лиц и органов управления РСЧС по оперативному реагированию на возникающие ЧС и принятию первоочередных мер максимально возможной минимизации числа потерь людей и размеров материального ущерба от них;

выявление эффективных способов применения сил и средств РСЧС по локализации и ликвидации поражающих факторов, вызываемых техногенными авариями и стихийными бедствиями;

систематизация путей сокращения времени на приведение АСФ в требуемые степени готовности, выдвижение (переброску) сил и средств в пострадавший район, осуществление организационных мероприятий, связанных с подготовкой к выполнению задачи в зоне ЧС;

декларирование путей совершенствования технологий ведения АСДНР;

изыскание оптимальных мер всестороннего обеспечения действий сил и средств РСЧС в зоне ЧС;

определение эффективности применяемого первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего от ЧС.

8.5. Основными способами обобщения и распространения опыта ликвидации ЧС являются:

описание процесса ведения АСДНР с последующей публикацией материалов в специальных научных сборниках, бюллетенях, других периодических изданиях в виде статей и информационных сообщений;

выступления лиц руководящего состава РСЧС, участников ликвидации ЧС, а в ряде случаев и пострадавших, на различных форумах, по специальным каналам радио и телевидения;

подготовка и демонстрация видеоматериалов, отражающих процесс ликвидации ЧС;

разработка научных трудов (диссертаций, научных трактатов и т.п.), раскрывающих процесс развития ЧС и алгоритм ее ликвидации;

использование опыта ликвидации ЧС при подготовке научно-практических конференций, в учебном процессе различных учебных заведений, при подготовке спасателей и других специалистов РСЧС.

8.6. Для обобщения опыта ликвидации ЧС создаются специальные рабочие группы, в состав которых могут входить: операторы, представители руководства АСФ, медицинские работники, специалисты автоматизированной информационно - управляющей системы, работники технического, тылового и других видов обеспечения, психологи, специалисты мониторинга и прогнозирования.

8.7. Рабочие группы могут осуществлять обобщение требуемых материалов в ходе ликвидации ЧС, анализируя информацию, полученную от должностных лиц и представителей органов управления, причастных к возникшему бедствию, уточняя отдельные вопросы случившегося путем личных наблюдений, опросом очевидцев и пострадавших, а также изучением технической и служебной документации.

8.8. Рабочая группа осуществляет сбор и обобщение материалов по реагированию на ЧС по следующим позициям:

приведение органов управления и АСФ в требуемые степени готовности;

выдвижение аварийно-спасательных формирований в пострадавший район;

уточнение решения на ведение АСДНР в районе выполнения задачи;

ведение АСДНР;

организация первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего от ЧС;

реагирование органов управления и АСФ на изменения обстановки в районе выполнения задачи.

8.9. По каждой позиции определяется комплекс мероприятий, подлежащих обобщению и углубленному анализу, в том числе:

а) по приведению органов управления и АСФ в требуемые степени готовности:

оповещение должностных лиц, работников органов управления и АСФ, предназначенных для участия в ликвидации ЧС;

обеспеченность АСФ техническими средствами ведения спасательных работ, состояние этих средств, обеспеченность подразделений средствами связи, всем необходимым для организации питания при выдвижении и в зоне ЧС;

степень готовности мобильного пункта управления к развертыванию в очаге поражения;

уровень профессионализма дежурных сил и средств по руководству приведением органов управления и сил РСЧС в степени готовности.

б) по выдвижению АСФ в пострадавший район:

реальность расчетов на совершение марша и их соответствие имеющемуся плану действий в ЧС;

целесообразность избранного способа выдвижения сил и средств РСЧС в зону ЧС;

организация и осуществление устойчивой связи с вышестоящей и взаимодействующими органами управления;

меры технического, тылового и других видов обеспечения при выдвижении в зону ЧС;

организация отдыха личного состава в соответствии с избранным способом выдвижения.

в) по уточнению решения на ведение АСДНР в районе выполнения задачи:

организация и ведение разведки в зоне ЧС;

определение объектов работ, распределение личного состава для выполнения поставленной задачи;

целесообразность избрания способов извлечения живых людей, застигнутых вторичными поражающими факторами, вызванными возникшей техногенной аварией (стихийным бедствием);

осуществление мероприятий по уточнению пунктов сбора пострадавших, маршрутов их эвакуации в лечебные учреждения;

место расположения мобильного пункта управления;

порядок функционирования элементов технического, тылового и других видов обеспечения АСР;

расположение пункта временного проживания граждан, оказавшихся без крова, порядок функционирования элементов первоочередного жизнеобеспечения пострадавших по временным схемам;

объем других неотложных работ в зоне ЧС, привлекаемые для их выполнения силы и средства.

г) по ведению АСДНР:

меры рационального использования технических средств разведки и ведения АСР;

применение новых технологий при поиске пострадавших, извлечения их из завалов, при спуске с верхних этажей поврежденных зданий;

показатели оказания пострадавшим медицинской помощи, данные о работе мобильного госпиталя;

результативность ведения АСР;

показатели осуществления эвакомероприятий, деятельности созданных служб и структур технического, тылового и других видов обеспечения;

обобщение информации о мерах повышения морально-психологической подготовки личного состава;

анализ работы по вопросам повышения оперативности решения управленческих функций, подмены личного состава для отдыха, приема пищи, психологической реабилитации;

соблюдение мер безопасности при выполнении поставленных задач;

недостатки и проблемные вопросы в организации и ведении АСДНР;

перечень и качество документов, отрабатываемых должностными лицами и органами управления в ходе ликвидации ЧС.

д) по организации первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего от ЧС:

материалы о количестве людей, оставшихся по причине возникшего бедствия без крова над головой,

обустройство жилья для временного размещения пострадавших,

организация тепло-, водо-, электроснабжения в пункте временного размещения пострадавших,

организация питания людей, медицинского, информационного обеспечения, торгового и банно-прачечного обслуживания, меры психологической реабилитации пострадавших.

е) по реагированию органов управления и АСФ на изменения обстановки в районе выполнения задачи:

сбор информации о ходе ведения АСДНР, порядок ее прохождения, обобщения, отображения и доклада по команде;

оперативность оценки обстановки, принятия частных решений, постановки задач исполнителям и осуществления других организационных мероприятий, связанных с реагированием на вновь возникающие задачи;

наличие у руководителя АСР резерва личного состава, требуемых техники и расходных материалов, предназначенных для обеспечения эффективного реагирования на изменения обстановки;

профессиональное мастерство личного состава и состояние техники, предназначенных для выполнения вновь возникающих задач.

8.10. В целях внедрения положительного опыта в практику деятельности должностных лиц и органов управления РСЧС могут создаваться и направляться в подведомственные структуры специальные группы специалистов различного профиля (по обобщенным направлениям деятельности), которые принимают личное участие в организации и осуществлении рекомендуемых мероприятий, связанных с повышением оперативности реагирования. Специалисты группы могут участвовать в подготовке и осуществлении экспериментов по внедрению новых методов деятельности органов управления и испытании более совершенных технических средств разведки и ведения спасательных работ, обеспечивающих повышение оперативности реагирования на ЧС.

8.11. В отдельных случаях, когда для обобщения опыта специальная рабочая группа не создается, рассматриваемую функцию берет на себя руководитель работ по ликвидации ЧС, который вместе с группой специалистов, входивших в состав органа управления по руководству ликвидацией ЧС, в своем отчете наряду с другими вопросами должен отразить:

описание возникновения и развития ЧС, масштабы потерь и ущерба, сроки локализации поражающих факторов, вызванных возникшим бедствием;

оценку полноты и качества подготовки АСФ к выполнению задач в пострадавшем районе, алгоритм приведения сил и средств в требуемую степень готовности;

эффективность (положительные стороны и недостатки) применения технических средств ведения АСР;

количественные показатели объема выполненных в зоне ЧС АСДНР, в том числе результативность поисковых мероприятий и эффективность обеспечения безопасности работы спасателей;

анализ ошибок, допущенных органами управления и АСФ при подготовке и ведении АСДНР;

оценку комплекса мер по всестороннему обеспечению ведения АСДНР в зоне ЧС;

предложения по совершенствованию структуры органов управления, создаваемых при ликвидации ЧС и мерам повышения оперативности их деятельности в экстремальных условиях; по совершенствованию технических средств ведения разведки, поиска пострадавших и оказания им первой помощи; по участию в разработке методических пособий и рекомендаций; сбору и обобщению опыта работы АСФ и распространению его в системе МЧС России.

8.12. Руководитель работ должен лично проверить своевременность и качество оформления отчетных материалов и решить вопрос о порядке их представления в вышестоящую инстанцию.