4.2. Особенности работы органов управления рсчс при возникновении чрезвычайной ситуации, происшествия
4.2.1. Работа органов управления функциональных подсистем РСЧС.
4.2.1.1. С возникновением крупных аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий или с установлением признаков опасного радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения окружающей природной среды и других видов опасности (наводнений, пожаров, ураганов и других) органы управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС, силы и средства приводятся в готовность. Вводятся планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Принимаются экстренные меры по защите населения, спасению материальных и других ценностей.
4.2.1.2. О факте ЧС (происшествия) немедленно докладывается по команде и оповещаются органы управления РСЧС соседних субъектов РФ (местного самоуправления), органы военного управления и другие.
4.2.1.3. Руководство работой органов управления РСЧС осуществляет ОШ ЛЧС через начальников подчиненных и взаимодействующих органов управления, который готовит необходимые данные, расчеты и предложения для принятия решения и обеспечивают организацию устойчивого управления.
4.2.1.4. После доклада руководителю постоянно действующего органа управления РСЧС о факте ЧС (происшествия) и получении от него указаний начальник территориального органа управления МЧС России организует:
доведение через дежурную службу и другие органы распоряжений исполнителям;
контроль развертывания работы в подчиненных органах управления ОГ и ОШ ЛЧС, приведения в готовность спасательных формирований, спасательных центров МЧС России, а также привлекаемых инженерных, химических и других войск военного округа (ОСК, сил флота), сил министерств, ведомств, организаций РФ, выделяемых по плану взаимодействия или по распоряжению соответствующих начальников;
связь с органами управления, действующими в зоне ЧС, уточняет обстановку и принимаемые на местах меры, ставит задачи по приему и размещению ОГ и других органов управления, развертываемых в зоне ЧС;
сбор и обобщение данных об обстановке, подготовку расчетов и предложений для принятия ОШ ЛЧС решения.
4.2.1.5. Начальник органа управления МЧС России докладывает руководителю постоянно действующего органа управления РСЧС о приведении в готовность органов управления, ОГ и ОШ ЛЧС, подготовленных расчетах и предложениях для принятия решения. Участвует в выработке и принятии руководителем постоянно действующего органа управления РСЧС решения, организует доведение задач до подчиненных. Представляет в вышестоящий орган управления документы в сроки и по формам, определяемым нормативными актами МЧС России.
4.2.1.6. С прибытием в зону ЧС начальник органа управления МЧС России (ОГ):
развертывает, организует работу ОШ ЛЧС, устанавливает связь с органами управления, действующими в зоне ЧС и вышестоящим органом управления, с ЦУКС территориального органа;
осуществляет сбор начальников подчиненных и взаимодействующих органов управления, развернутых в зоне ЧС, уточняет обстановку, состав сил, план действий, заслушивает их доклады и предложения по ликвидации ЧС;
участвует в выработке и принятии ОШ ЛЧС решения, докладывает выводы из оценки обстановки, расчеты и предложения;
обеспечивает своевременность доведения задач до подчиненных и до взаимодействующих органов управления;
организует постоянный информационный обмен об обстановке и принимаемых мерах с взаимодействующими, соседними органами управления.
4.2.1.7. К исходу первого и каждого последующего дня начальник органа управления организует сбор и обобщение данных об обстановке, уточняет объем выполненных АСДНР. Готовит расчеты и предложения ОШ ЛЧС для принятия решения по действию сил РСЧС и других сил на следующие сутки. Представляет в вышестоящий орган управления документы в сроки и по формам, определяемым нормативными актами МЧС России.
4.2.1.8. Начальники АСФ и других сил РСЧС, привлекаемых для ликвидации ЧС, по прибытии в зону ЧС: проводят разведку; определяют порядок защиты личного состава при проведении работ и другие меры обеспечения; уточняют обстановку и полученную задачу, принимают решение, определяют и ставят задачи подчиненным.
4.2.1.9. Органы управления РСЧС обеспечивают командирам (начальникам, руководителям) поддержание непрерывного управления при организации и доведении экстренных мер по защите и оказанию помощи пострадавшему населению, спасению материальных и других ценностей.
4.2.2. Работа органов управления территориальных подсистем РСЧС.
4.2.2.1. ОШ ЛЧС при возникновении ЧС (происшествия) свою работу начинает в пункте постоянной дислокации, где на основе полученных данных об обстановке принимает предварительное решение и отдает распоряжения по развертыванию работы органов управления, приведению в готовность необходимых сил и проведению экстренных мер по защите населения и ликвидации ЧС.
4.2.2.2. Работа органов управления территориальных подсистем РСЧС регионального уровня:
а) постоянно действующий орган управления РСЧС регионального уровня с получением информации о возникновении ЧС (происшествия):
решением главы администрации вводится соответствующий режим функционирования органа управления и сил;
организует при необходимости круглосуточное дежурство руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС;
организует работу ОШ ЛЧС;
вводит в действие план действий по предупреждению и ликвидации ЧС в части касающейся вида возникшей ЧС;
проводит оценку обстановки;
докладывает в вышестоящий орган управления о сложившейся обстановке;
представляет предложения в решение ОШ ЛЧС;
при устранении угрозы ЧС (происшествия) или ликвидации ЧС решением главы администрации отменяется установленный режим функционирования.
б) ЦУКС МЧС России по субъекту с получением информации о возникновении ЧС:
организует оповещение состава ОШ ЛЧС, информирование населения субъекта РФ о введении режима функционирования и о мерах по обеспечению безопасности населения, а при необходимости также и ГУ МЧС России соседних субъектов РФ;
направляет в зону ЧС ОГ;
проводит расчет времени на подготовку к действиям, определяет метод работы;
ориентирует подчиненные органы управления о предстоящих действиях;
готовит проект постановления главы администрации о введении соответствующего режима функционирования;
организует разведку и связь в зоне ЧС, сбор, анализ и оценку данных обстановки;
докладывает ОШ ЛЧС выводы из оценки обстановки и свои предложения для принятия решения;
представляет решение ОШ ЛЧС в вышестоящий орган повседневного управления;
доводит задачи до исполнителей;
участвует в управлении силами и средствами РСЧС при проведении АСДНР, в организации взаимодействия с другими подразделениями;
готовит предложения в решение ОШ ЛЧС на последующие действия;
совместно со специалистами дает оценку размеров ущерба и последствий ЧС, представляет донесения в сроки и по формам, определяемым нормативными актами МЧС России.
в) ОШ ЛЧС:
обобщает предложения в решение ОШ ЛЧС;
оформляет решение ОШ ЛЧС в письменном виде с необходимыми приложениями;
принимает решение на организацию защиты населения и проведение АСДНР;
определяет мероприятия, которые необходимо провести немедленно;
ставит задачи органам управления и силам на выполнение АСДНР;
организует взаимодействие между участвующими в АСДНР органами управления и силами;
руководит проведением АСДНР, проведением мероприятий по устойчивому функционированию объектов производственного и социального назначения и первоочередному жизнеобеспечению населения;
подводит итоги АСДНР за сутки и принимает решение на последующие действия.
4.2.2.3. Работа органов управления территориальных подсистем РСЧС муниципального уровня:
а) постоянно действующий орган управления РСЧС муниципального уровня с получением информации о возникновении ЧС (происшествия):
готовит проект распоряжения главы администрации о введении соответствующего режима функционирования;
решением главы администрации вводится соответствующий режим функционирования органа управления и сил РСЧС;
организует при необходимости круглосуточное дежурство руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС;
организует работу ОШ ЛЧС;
вводит в действие план действий по предупреждению и ликвидации ЧС в части касающейся вида возникшей ЧС;
проводит оценку обстановку;
проводит расчет времени на подготовку к действиям, определяет метод работы;
докладывает в вышестоящий орган управления о сложившейся обстановке;
при устранении угрозы ЧС (происшествия) или ликвидации ЧС решением главы администрации отменяется установленный режим функционирования;
совместно со специалистами дает оценку размеров ущерба и последствий ЧС.
б) ЕДДС муниципальных образований с получением информации об угрозе (возникновении) ЧС:
организует оповещение состава ОШ ЛЧС, информирование населения города (района и т.д.) о введении режима функционирования и о мерах по обеспечению безопасности населения, а при необходимости также и ЕДДС соседних городов (районов и т.д.);
ориентирует подчиненные органы управления о предстоящих действиях;
организует сбор, анализ и оценку данных обстановки;
участвует в управлении силами и средствами РСЧС при проведении АСДНР, в организации взаимодействия с другими подразделениями.
в) ОШ ЛЧС:
докладывает руководителю ОШ ЛЧС выводы из оценки обстановки и свои предложения в решение ОШ ЛЧС;
обобщает предложения в решение ОШ ЛЧС;
оформляет решение ОШ ЛЧС в письменном виде;
представляет решение ОШ ЛЧС в вышестоящий орган управления;
определяет мероприятия, которые необходимо провести немедленно;
организует разведку и связь в зоне ЧС;
принимает решение на организацию защиты населения и проведение АСДНР;
ставит задачи органам управления и силам на выполнение АСДНР;
организует взаимодействие между участвующими в АСДНР силами;
руководит проведением АСДНР, проведением мероприятий по устойчивому функционированию объектов производственного и социального назначения и первоочередному жизнеобеспечению населения;
подводит итоги АСДНР за сутки и принимает решение на последующие действия;
готовит предложения в решение ОШ ЛЧС на последующие действия.
4.2.2.4. Работа органов управления территориальных подсистем РСЧС объектового уровня:
а) постоянно действующий орган управления РСЧС объектового уровня с получением информации о возникновении ЧС (происшествия):
готовит проект распоряжения руководителя объекта (главы поселения) о введении соответствующего режима функционирования;
решением руководителя объекта (главы поселения) вводится соответствующий режим функционирования органа управления и сил РСЧС;
организует при необходимости круглосуточное дежурство руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС объекта (сельского поселения);
организует работу ОШ ЛЧС;
вводит в действие план действий по предупреждению и ликвидации ЧС в части касающейся вида возникшей ЧС;
проводит оценку обстановки;
докладывает в вышестоящий орган управления о сложившейся обстановке;
при устранении угрозы ЧС (происшествия) или ликвидации ЧС решением руководителя объекта (главы поселения) отменяется установленный режим функционирования;
совместно со специалистами дает оценку размеров ущерба и последствий ЧС.
б) ДДС организаций (объектов) с получением информации об угрозе (возникновении) ЧС организует оповещение состава ОШ ЛЧС, рабочих и служащих объекта и населения о введении режима функционирования и о мерах по обеспечению безопасности населения.
в) ОШ ЛЧС:
докладывает руководителю ОШ ЛЧС выводы из оценки обстановки и свои предложения в решение ОШ ЛЧС;
обобщает предложения в решение ОШ ЛЧС;
оформляет решение ОШ ЛЧС в письменном виде;
представляет решение ОШ ЛЧС в вышестоящий орган управления;
определяет мероприятия, которые необходимо провести немедленно;
организует разведку и связь в зоне ЧС, сбор, анализ и оценку данных обстановки;
принимает решение на организацию защиты населения (персонала объекта) и проведение АСДНР;
ставит задачи органам управления и силам на выполнение АСДНР;
организует взаимодействие между участвующими в АСДНР силами;
руководит проведением АСДНР, проведением мероприятий по устойчивому функционированию объекта и первоочередному жизнеобеспечению персонала;
подводит итоги АСДНР за сутки и принимает решение на последующие действия;
готовит предложения в решение ОШ ЛЧС на последующие действия.
4.2.2.5. ОШ ЛЧС совместно с другими органами управления разрабатывает и докладывает руководителю ОШ ЛЧС предложения по решению, которые включают:
краткие выводы из оценки обстановки;
объем предстоящих АСДНР, очередность их проведения;
состав имеющихся сил, предложения по их распределению и использованию;
задачи силам по направлениям их действий и объектам работ;
порядок обеспечения проводимых мероприятий, действий сил РСЧС;
порядок организации взаимодействия и управления.
4.2.2.6. Руководитель ОШ ЛЧС перед принятием решения ОШ ЛЧС:
уясняет задачу и оценивает сложившуюся обстановку, отдает необходимые распоряжения по принятию экстренных мер;
приводит в готовность (если не приводились ранее) ОГ, другие органы управления и необходимые силы, устанавливает порядок их действий и режим работы;
информирует начальников органов управления и служб, других должностных лиц о сложившейся обстановке и предстоящих действиях;
ставит задачу на организацию управления в зоне ЧС с развертыванием ОГ, сил РСЧС и других привлекаемых сил, определяет порядок их выдвижения (перелета, перевозки), сроков прибытия и развертывания;
докладывает о факте ЧС (происшествия) и принимаемых экстренных мерах руководителю вышестоящего органа управления и информирует взаимодействующие и соседние органы управления;
ставит задачи ОШ ЛЧС, органам управления, службам и другим на подготовку необходимых справок, расчетов и предложений для принятия решения;
отдает указания на организацию разведки, наблюдения и лабораторного контроля;
ставит задачи подчиненным о предстоящих действиях и по другим вопросам.
4.2.2.7. В результате уяснения задачи, оценки обстановки и проведенных расчетов руководитель ОШ ЛЧС определяет:
замысел действий;
задачи подчиненным силам РСЧС и другим привлекаемым силам, эвакуационной комиссии;
основные вопросы взаимодействия;
организацию управления;
задачи по видам обеспечения.
4.2.2.8. Уяснение задачи (предстоящих действий) производится в соответствии с учетом обстановки, прогнозирования ее последствий, планом действий и указаниями старшего начальника (руководителя).
4.2.2.9. Уясняя задачу, руководитель ОШ ЛЧС должен уяснить основную цель предстоящих действий подчиненных ему сил, задачи, которые могут выполнять ведомственные органы управления, их силы, а также силы федерального и других органов, соседних субъектов РФ и условия взаимодействия с ними. Определяет сроки готовности и время, которое необходимо для планирования и подготовки к действиям.
4.2.2.10. На основе уяснения задачи он производит расчет времени, определяет метод и режим работы ОШ ЛЧС и других органов управления. Определяет какие, кому отдать предварительные распоряжения и какие провести экстренные меры по защите населения и ликвидации ЧС. Установить время готовности сил к предстоящим действиям
4.2.2.11. После уяснения задачи руководитель ОШ ЛЧС с привлечением необходимых ему должностных лиц и их заслушивания, приступает к оценке обстановки, определению замысла и принятию решения.
4.2.2.12. При оценке обстановки руководитель ОШ ЛЧС уясняет:
обстановку в зоне ЧС, возможное ее развитие (прогнозирование) и ожидаемые последствия;
состав, дислокацию и состояние сил РСЧС, взаимодействующих сил, их укомплектованность, обеспеченность и возможности по ликвидации ЧС, какой необходимо создать резерв сил и средств, его предназначение;
наиболее важные объекты производственного и социального назначения (районы бедствия), где необходимо сосредоточить основные усилия по ликвидации ЧС;
степень разрушения городов, населенных пунктов, предприятий, объектов производственного и социального назначения;
возможную радиационную, химическую, биологическую (бактериологическую), эпизоотическую, инженерную, пожарную и другие виды обстановки;
предварительные данные о потерях персонала предприятий, населения и о причиненном материальном ущербе;
ориентировочный объем предстоящих работ и какие первоочередные мероприятия необходимо провести по защите населения (укрытие в убежищах, эвакуация, отселение и др.);
влияние на выполнение задач местности, дорожной сети и маршрутов выхода, метеорологических условий, времени года, суток; температуры воздуха, направления и скорости ветра, характера осадков, возможного прогноза погоды.
4.2.2.13. При оценке обстановки анализируются только те элементы, которые необходимы для принятия решения.
4.2.2.14. Замысел действия вырабатывается одновременно с оценкой обстановки, в котором руководитель ОШ ЛЧС определяет:
выводы из оценки характера ЧС, возможных последствий, состояния и обеспеченности сил РСЧС;
цель предстоящих действий;
районы (объекты) сосредоточения основных усилий при ликвидации ЧС;
способы проведения АСДНР;
группировку сил, которую необходимо создать в зоне ЧС и порядок ее построения.
4.2.2.15. При ограниченном времени, после определения замысла и объявления решения ОШ ЛЧС отдаются подчиненным распоряжения с указанием в них состава сил, характера предстоящих действий и решаемых задач, сроков готовности.
4.2.2.16. В решении ОШ ЛЧС указываются: краткие выводы из обстановки; объем и характер предстоящих задач, замысел действий; задачи подчиненным, взаимодействующим и другим силам, задействованным в ликвидации ЧС, а также указываются задачи решаемые силами старшего начальника; порядок всестороннего обеспечения, в том числе финансового; организация взаимодействия и управления.
4.2.2.17. Решение ОШ ЛЧС оформляется на карте (плане, схеме). К решению прилагается пояснительная записка - краткое описание действий (замысел), необходимые расчеты, таблицы, графики, справочные и другие материалы.
4.2.2.18. Задачи до подчиненных органов управления и сил РСЧС доводятся приказами и распоряжениями.
4.2.2.19. Способы доведения задач до исполнителей (по средствам закрытой или открытой связи, по АСУ или устно с обязательным письменным подтверждением) определяются начальником органа управления.
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- I. Общие положения
- 1.1. Основные понятия, термины и определения
- 1.2. Органы управления силами и средствами рсчс
- 1.3. Режимы функционирования органов управления рсчс
- 1.4. Порядок взаимодействия органов управления рсчс
- II. Организация управления рсчс
- 2.1. Основы работы по организации управления рсчс
- 2.2. Пункты управления рсчс
- 2.3. Организация связи и оповещения
- 2.4. Особенности организации связи в различных условиях
- 2.5. Организация межведомственного взаимодействия при информировании населения через сми
- 2.6. Обеспечение защиты информации
- 2.7. Применение навигационных систем
- 2.8. Обеспечение скрытности управления
- 2.9. Управление асднр при ликвидации чрезвычайных ситуаций
- III. Организация работы органов управления рсчс в повседневном режиме
- 3.1. Подготовка органов управления рсчс к оперативному (экстренному) реагированию и ведению асднр
- 3.2. Поддержание постоянной готовности органов управленияРсчс
- IV. Особенности работы органов управления и сил рсчс в различных условиях
- 4.1. Особенности работы органов управления рсчс при
- Угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, происшествия
- 4.2. Особенности работы органов управления рсчс при возникновении чрезвычайной ситуации, происшествия
- 4.3. Особенности работы органов управления и сил рсчс при проведении асднр
- 4.4. Особенности работы органов управления и сил рсчс в сложных условиях обстановки
- 4.5. Особенности действий сил рсчс в особых условиях
- V. Работа органов управления рсчс по
- 5.2. Разведка
- 5.3. Радиационная и химическая защита
- 5.4. Инженерное обеспечение
- 5.5. Противопожарное обеспечение
- 5.6. Дорожное обеспечение
- 5.7. Гидрометеорологическое обеспечение
- 5.8. Техническое обеспечение
- 5.9. Метрологическое обеспечение
- 5.10. Материальное обеспечение
- 5.11. Транспортное обеспечение
- 5.12. Медицинское обеспечение
- 5.13. Организация комендантской службы
- 5.14. Организация охраны общественного порядка
- VI. Организация оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий)
- 6.1. Права и обязанности специалистов оперативного (экстренного) реагирования, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, происшествий
- 6.2. Организация мероприятий по готовности к оперативному (экстренному) реагированию на чрезвычайные ситуации, происшествия
- 6.3. Организация и ведение асднр
- 6.4. Информационно-психологическое обеспечение асднр
- 6.5. Морально-психологическое обеспечение асднр
- 6.6. Материально-техническое обеспечение асднр
- 6.7. Медицинское обеспечение асднр
- VII. Анализ чрезвычайных ситуаций, происшествий, организации управления в системе рсчс при оперативном (экстренном) реагировании и ведении асднр
- VIII. Обобщение и распространение опыта ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Сокращения, используемые в Наставлении
- Оглавление