1.1. Основные понятия, термины и определения
1.1.1. Аварийно-спасательное формирование (далее – АСФ) - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
1.1.2. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее – АСДНР) – совокупность первоочередных работ в зоне ЧС (зоне поражения), заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.
1.1.3. Аварийно-спасательные работы (далее – АСР) - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
1.1.4. Аварийно-восстановительные работы (далее – АВР) – первоочередные работы в зоне ЧС по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территорий.
1.1.5. Готовность органов управления РСЧС -способность органов управления в любых условиях обстановки и в установленные сроки успешно выполнить возложенные на них задачи.
1.1.6. Единая дежурная диспетчерская служба муниципального образования (далее - ЕДДС) - орган повседневного управления звена РСЧС, являющийся центральным звеном в Единой системе оперативно-диспетчерского управления в ЧС.
1.1.7. Зона ЧС - территория или акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
1.1.8. Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
1.1.9. Неотложные работы при ликвидации ЧС - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
1.1.10. Национальный центр управления в кризисных ситуациях (далее - НЦУКС) - орган повседневного управления РСЧС.
1.1.11. Нештатные аварийно-спасательные формирования - самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащённые спасательной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах ЧС.
1.1.12. Общественные аварийно-спасательные формирования - объединения, подразделения, создаваемые общественными организациями для участия в проведении работ по ликвидации ЧС.
1.1.13. Оперативная дежурная служба в системе МЧС России - осуществление несения оперативного дежурства оперативными дежурными сменами в целях своевременного приведения органов управления МЧС России в различные степени готовности; организации непрерывного сбора и обработки данных обстановки на территории Российской Федерации (далее – РФ) (соответствующего федерального округа, субъекта РФ); организации взаимодействия и обмена оперативной информацией с федеральными органами исполнительной власти и организациями РФ (органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления) при осуществлении мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
1.1.14. Оперативное (экстренное) реагирование на ЧС - осуществление взаимосвязанных действий органов управления РСЧС по незамедлительному получению информации о факте возникновения ЧС, своевременному оповещению о ней населения и заинтересованных организаций, а также уточнению и анализу обстановки, принятию решений и организации ликвидации ЧС соответствующими силами и средствами.
1.1.15. Организация реагирования и оперативного управления в кризисных ситуациях - комплекс мероприятий, осуществляемых органами управления РСЧС в целях создания благоприятных условий для успешной ликвидации возникших ЧС, эффективного применения сил и средств и поддержания их высокой готовности.
1.1.16. Организация связи -составная часть мероприятий РСЧС, охватывающая вопросы подготовки и практического применения узлов и подразделений связи, включающая планирование, постановку задач узлам и подразделениям связи и руководство ими в процессе развертывания, функционирования и свертывания системы связи, в том числе с использованием оперативных и технических возможностей единой сети электросвязи РФ.
1.1.17. Организация управления в РСЧС -совокупность процессов или действий, осуществляемых органами управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и уполномоченных организаций, ведущая к образованию и совершенствованию взаимосвязей между органами управления, силами и средствами территориальных и функциональных подсистем и звеньев РСЧС.
1.1.18. Пункт управления РСЧС (далее – ПУ РСЧС) - оборудованное и оснащенное необходимыми техническими средствами и системами жизнеобеспечения место, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого соответствующие органы управления РСЧС осуществляют управление силами и средствами ликвидации ЧС.
1.1.19. Режимы функционирования РСЧС - при различных обстоятельствах органы управления и силы РСЧС могут находиться в трех следующих режимах функционирования: повседневной деятельности, повышенной готовности и ЧС.
1.1.20. Силы и средства ликвидации ЧС РСЧС - силы и средства, предназначенные для ликвидации ЧС природного и техногенного характера. К ним относятся: военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти; формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф; формирования Россельхознадзора; военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Росгидромета; формирования гражданской обороны (далее – ГО) регионального, муниципального и объектового уровней; специально подготовленные силы и средства Минобороны России, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС, в том числе сил и средств Военного эксплуатационно-восстановительного управления связи Федерального агентства специального строительства, войск ГО; аварийно-технические центры Госкорпорации Росатом; службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Росавиации; восстановительные и пожарные поезда Росжелдора; аварийно-спасательные службы и формирования Росморречфлота (включая Государственный морской спасательный координационный центр и спасательные координационные центры); аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования, нештатные аварийно-спасательные формирования субъектов РФ, муниципальных образований, организаций и общественных объединений.
1.1.21. Территориальная подсистема РСЧС - подсистема РСЧС, создаваемая в субъекте РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах его территорий и состоящая из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этой территории.
1.1.22. Территориальные органы МЧС России - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – РЦ МЧС России) и органы, специально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ (далее - ГУ МЧС России по субъектам РФ).
1.1.23. Управление ликвидацией ЧС - процесс целенаправленного воздействия со стороны субъекта управления (руководителей и органов управления) на объекты управления - подчинённые органы управления и силы путем выработки и организации выполнения управляющих воздействий (решений), определяющих задачи подчиненным, порядок и способы их выполнения, обеспечивающие наиболее полное использование потенциальных возможностей сил для эффективного выполнения стоящих задач.
1.1.24. Функциональная подсистема РСЧС - подсистема РСЧС, создаваемая федеральным органом исполнительной власти или уполномоченной организацией для организации работы в области защиты населения (персонала) и территорий (объектов) от ЧС в сфере деятельности этого органа (организации).
1.1.25. Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- I. Общие положения
- 1.1. Основные понятия, термины и определения
- 1.2. Органы управления силами и средствами рсчс
- 1.3. Режимы функционирования органов управления рсчс
- 1.4. Порядок взаимодействия органов управления рсчс
- II. Организация управления рсчс
- 2.1. Основы работы по организации управления рсчс
- 2.2. Пункты управления рсчс
- 2.3. Организация связи и оповещения
- 2.4. Особенности организации связи в различных условиях
- 2.5. Организация межведомственного взаимодействия при информировании населения через сми
- 2.6. Обеспечение защиты информации
- 2.7. Применение навигационных систем
- 2.8. Обеспечение скрытности управления
- 2.9. Управление асднр при ликвидации чрезвычайных ситуаций
- III. Организация работы органов управления рсчс в повседневном режиме
- 3.1. Подготовка органов управления рсчс к оперативному (экстренному) реагированию и ведению асднр
- 3.2. Поддержание постоянной готовности органов управленияРсчс
- IV. Особенности работы органов управления и сил рсчс в различных условиях
- 4.1. Особенности работы органов управления рсчс при
- Угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, происшествия
- 4.2. Особенности работы органов управления рсчс при возникновении чрезвычайной ситуации, происшествия
- 4.3. Особенности работы органов управления и сил рсчс при проведении асднр
- 4.4. Особенности работы органов управления и сил рсчс в сложных условиях обстановки
- 4.5. Особенности действий сил рсчс в особых условиях
- V. Работа органов управления рсчс по
- 5.2. Разведка
- 5.3. Радиационная и химическая защита
- 5.4. Инженерное обеспечение
- 5.5. Противопожарное обеспечение
- 5.6. Дорожное обеспечение
- 5.7. Гидрометеорологическое обеспечение
- 5.8. Техническое обеспечение
- 5.9. Метрологическое обеспечение
- 5.10. Материальное обеспечение
- 5.11. Транспортное обеспечение
- 5.12. Медицинское обеспечение
- 5.13. Организация комендантской службы
- 5.14. Организация охраны общественного порядка
- VI. Организация оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий)
- 6.1. Права и обязанности специалистов оперативного (экстренного) реагирования, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, происшествий
- 6.2. Организация мероприятий по готовности к оперативному (экстренному) реагированию на чрезвычайные ситуации, происшествия
- 6.3. Организация и ведение асднр
- 6.4. Информационно-психологическое обеспечение асднр
- 6.5. Морально-психологическое обеспечение асднр
- 6.6. Материально-техническое обеспечение асднр
- 6.7. Медицинское обеспечение асднр
- VII. Анализ чрезвычайных ситуаций, происшествий, организации управления в системе рсчс при оперативном (экстренном) реагировании и ведении асднр
- VIII. Обобщение и распространение опыта ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Сокращения, используемые в Наставлении
- Оглавление