logo search
208795_1167D_shpory_po_arhitekture_promyshlenny

20. Виды планировок и блокирование цехов.

Классификация отраслей промышленности включает около 150 наименований, а разновидностей предприятий и производств - несколько тысяч. Размещаемые в промыш­ленных зданиях технологическое оборудование и установки весьма раз­нообразны как по геометрическим размерам, так и по условиям эксплуа­тации. В силу этих обстоятельств диапазон различий в видах и типах промышленных зданий, в первую очередь по конфигурации и размерам планировок, очень широк.

Все виды планировок можно разделить на два основных типа: раз­дельные и сплошные.

Раздельные планировки присуши предприятиям незначительной ощности, когда его составляющие производства размещают в неболь-|их отдельно стоящих зданиях с пролетами ограниченных размеров.

Предприятия с раздельным размещением производств имеют следу-Цие недостатки: большую площадь застройки, что увеличивает протя­женность инженерных и транспортных сетей и объем работ по благоустройству территории; отсутствие возможности организации поточного производства и необходимость в межцеховом транспорте.

Современная практика показывает, что производства с однотипными, а иногда и различными технологическими процессами (если это не про­тиворечит санитарно-гигиеническим требованиям, пожаро- и взрывобезопасности) целесообразно блокировать в одном здании.

Для значительного числа производств в здании под одной крышей можно расположить все основные, подсобные, вспомогательные и склад­ские помещения. Сблокированные здания представляют собой многопро­летные корпуса большой площади, имеющие сплошную планировку.

Сблокированные здания допускают многовариантную расстановку технологического оборудования, позволяют уменьшить площадь завод­ской территории на 30-40%, сократить периметр наружных стен до 50%, снизить стоимость строительства на 10-15%, сократить длину коммуни­каций и транспортных путей, снизить расходы на эксплуатацию зданий и благоустройство территории.

Вместе с тем в чрезмерно укрупненных зданиях возникает ряд не­удобств: удорожается устройство естественного освещения помещений, затрудняется водоотвод с покрытий, усложняются пути передвижения персонала и транспортировки грузов. Поэтому сблокированные корпуса не следует проектировать более 30-35 тыс.м2.

Блокировать цехи особенно целесообразно в тех случаях, когда смеж­ные производства не требуется разделять капитальными стенами и разни­ца в их высоте не превышает 2 м (желательно приведение разных высот к одной), если не требуется увеличивать площадь, обслуживаемую кранами большей грузоподъемности по сравнению с отдельными зданиями, когда не нужны дополнительные проезды, и, наконец, если не ухудшаются условия технологии производства и труда рабочих.

При блокировании производств в здании сплошной застройки, как правило, используют принципы зонирования. Зонирование предполагает по возможности рациональную фуппировку в пределах объема производ­ственного здания помещений, участков и зон в соответствии с опреде­ленными признаками (технологические, уровни производственной вред­ности, пожаро- и взрывоопасность, направленность транспортных и людских потоков, перспективы расширения и переоснащения и т.п.). Так, в пределах одноэтажного здания блокированного типа могут быть выделены зоны подъезда автомобильного и железнодорожного транспор­та, складов, подсобно-производственных помещений, вентиляционных и энергетических систем, основных производств, административных и бы­товых помещений и т.п.

Зонирование может осуществляться по горизонтали (в пределах эта­жа) и по вертикали (в многоэтажных зданиях). Однако даже в одноэтаж­ных зданиях может быть использовано горизонтальное и вертикальное зонирование, так как все чаще инженерные коммуникации размещают выше или ниже рабочей зоны в пределах межферменного пространства или в подпольных каналах.

Промышленные здания должны иметь простую конфигурацию в пла­не; следует избегать периметральных пристроек к корпусу, усложняющих расширение и реконструкцию производств.

В качестве примера целесообразного блокирования на рис. У-3 пока­зан главный корпус Волжского автозавода. В этом здании, имеющем раз­меры в плане 1848x468 м и состоящем из шести одноэтажных блоков, 'азмещены многие основные и вспомогательные производства. С южной гороны парные блоки соединены пролетами для сборочных конвейеров промежуточных складов. Бытовые, вспомогательные и транспортные смещения расположены в восьми встройках, размещенных между ос­новными блоками. Для строительства главного корпуса применена единая сетка колонн 12x24 м. Встройки запроектированы с сеткой колонн

12 х 12 м, высота корпуса - 10,8 м.

21-23

Во всех случаях в здании должны быть обеспечены требуемые нормами санитарно-гигиенические и бытовые условия для работающих, а также выполнены требования пожарной безопасности.

Выбор ширины и высоты пролетов, шага колонн. Конфигурация и размеры плана, высота и профиль промышленных зданий определяются технологическими параметрами, числом и взаимным расположением пролетов. Эти факторы, как отмечалось, зависят от технологии производства, характера выпускаемой продукции, производительности предприятия, требований санитарных норм и пр. Ниже рассмотрены те компоненты, из которых складываются объемно-планировочные параметры пролетов (ширина, высота и шаг колонн). Ширину пролета L- расстояние между продольными разбивочными

осями - увязывают с пролетом мостового крана LK и расстоянием К между осью рельса подкранового пути и разбивочной осью, которые определены ГОСТом (рис. V-4). Размер К принимают: 750 мм - при кранах Q < 50 т; 1000 мм (и более, кратно 250 мм) – при кранах Q > 50 т, а так же при устройстве в надкрановой части колонн прохода для обслуживания подкрановых путей. При железобетонных колоннах проходы вдоль подкрановых путей чаще располагают рядом с колоннами.

В размер привязки подкранового пути входит зазор (не менее 60 мм) между торцовой плоскостью крана и колоннами, а также расстояние между центром катков крана и его торцовой плоскостью, принимаемое от 125 до 500 мм в зависимости от грузоподъемности кранов. Ширину пролетов, не имеющих мостовых кранов, принимают равной расстоянию между разбивочными осями. Минимально допустимая ширина пролетов, определяемая только условиями технологии производства (габариты и характер оборудования, система его расстановки, ширина проездов и др.), не всегда экономически целесообразна.

При выборе ширины пролетов следует учитывать также тенденции развития данной отрасли промышленности, оптимальные возможности изготовления и монтажа конструкций покрытий зданий, грузоподъемность внутрицехового транспорта и т.д.

Шаг колонн (расстояние между поперечными разбивочными осями) выбирают с учетом габаритов и способа расстановки технологического оборудования, размеров выпускаемых изделий, вида внутрицеховых подъемно-транспортных средств и других факторов. Так, при крупногабаритном оборудовании и больших изделиях шаг колонн назначают возможно большим, обеспечивая помещениям технологическую гибкость.

Увеличение шага колонн в большинстве случаев повышает эффективность использования производственных площадей, но усложняет конструкции покрытия и подкрановых путей здания. Поэтому размер шага колонн всегда обосновывают технико-экономическим расчетом. Наиболее распространены шаги колонн 6 и 12 м.

Высота пролетов (расстояние от уровня пола до низа несущих конструкций покрытия) в основном зависит от технологических и санитарно-гигиенических требований. Складывается она в пролетах с мостовыми кранами из расстояния от уровня пола до верха кранового рельса Н1 и расстояния от рельса до низа несущих конструкций покрытия H2

Высоту пролета предварительно определяют суммированием следующих параметров: высоты наибольшего технологического оборудования (при небольших его размерах принимают а > 2,3 м); просвета между верхом наибольшего оборудования и низом перемещаемого груза, поднятого в верхнее положение (б > 0,5 м); высоты перемещаемых грузов в транспортном положении (в); расстояния от верха транспортируемого изделия до центра крюка (г > 1 м); расстояния от центра крюка до головки рельса (зависящего от Q крана и принимаемого д = 0,05...4,8 м); высоты крана = 0,5...5,9 м); просвета между верхом крана и низом несущих конструкций покрытия (е > 0,2 м).

Определение высоты бескрановых пролетов или с подвесным транспортом не вызывает затруднений. Следует подчеркнуть, что из-за одного какого-либо технологического агрегата, превышающего по высоте остальное оборудование, нецелесообразно увеличивать высоту всего пролета. В таких случаях иногда решают заглубить высокий агрегат или делают над ним надстройку.

Длину пролетов определяют графическим способом – путем расстановки макетов технологического оборудования с соблюдением ширины проездов и проходов или аналитическим способом - делением общей площади цеха, подсчитанной с учетом мощности предприятия, на принятую ширину (как сумму ширины всех пролетов).

Наметив основные размеры пролетов, их подчиняют требованиям унификации.

Одноэтажные здания, как правило, проектируют с параллельно расположенными пролетами одинаковой ширины и высоты. По требованиям технологии допускается проектировать здания с пролетами взаимно-перпендикулярного направления и разной унифицированной ширины.

При разной высоте параллельных пролетов перепады высот рекомендуется совмещать с продольными температурными швами, а величину понижения принимать 1,2 м и более.

При назначении размеров зданий должны быть соблюдены санитар ные нормы, предусматривающие на каждого рабочего не менее 15 м3 объема и не менее 4,5 м2 площади помещения.

Многовариантность технологических компоновок, предлагаемая на стадии обсуждения проекта, при обычном проектировании требует массы чертежей. При макетном проектировании надобность в непроизводительных графических работах отпадает, так как любой предлагаемый вариант получают перестановкой макетов или шаблонов оборудования.