25. Ворота
предусматривают для проезда средств транспорта и проход людей. Кроме этого, ворота служат важным композиционным элементен при решении архитектуры фасадов.
Расстояние между воротами устанавливают исходя из технологиче ских требований и условий эвакуации людей из помещений. Размеры во рот увязывают с габаритами транспортных средств и перемещаемых грузов. Так, для автомобильного транспорта различной грузоподъемности размеры ворот принимают 3x3; 3,6x3; 3,6x3,6 и 3,6x4,2 м, а для железнодорожного транспорта узкой и нормальной колеи - 4,2x4,2 и 4,8x5,4 м. Для пропуска электрокаров устраивают ворота размером 2,4x2,4 м.
В зависимости от принципа действия ворота подразделяют на распашные, откатные и подъемные (рис. XVIII-6).
Рис. XVIII-6. Основные типы ворот промышленных зданий: а - распашные; б - откатные; в - подъемные; г - раздвижные; д - раздвижные складчатые; е - подъемно-поворотные
В свою очередь, распашные ворота могут быть распашными складчатыми, в которых одно из полотен разделено на две части, складывающиеся по вертикальной оси при открывании. Откатные ворота могут иметь одно отодвигающееся в сторону полотно или два полотна, отводящиеся при открывании в разные стороны. Иногда откатные ворота выполняют раздвижными складчатыми, когда полотна дополнительно складываются по вертикальной оси. В подъемных воротах различают подъемно-складчатые, подъемно-поворотные и телескопические разновидности конструкций открывания. Выбор способа открывания ворот зависит от интенсивности движения транспорта, размеров пространства перед воротами для открывания и требуемой степени герметизации помещений. Все виды ворот могут быть выполнены с ручным или механизированным открыванием. Для районов с суровым и холодным климатом (расчетная температура ниже -40°С) разработаны специальные варианты конструкций воро1
Распашные ворота применяют в зданиях различного назначения для проезда безрельсового и рельсового транспорта в помещения категориями производств пожарной опасности В, Г и Д. Распашные рота не допускается применять в зданиях с агрессивной средой и в каче
стве противопожарных. Ворота состоят из рамы, петель и полотна с приборами для открывания.
Полотна ворот могут быть выполнены из трубчатых профилей с заполнением филенками, панелями типа "сэндвич", деревянными брусками, обшитыми водостойкой фанерой и с полистирольным заполнением внутри или деревянными досками (рис. - XVIII-7). В левой створке полотна, кроме ворот из досок, возможно устройство калитки.
Рама ворот состоит из ригеля и двух стоек, устанавливаемых на фундамент и закрепляемых к нему анкерными болтами. Раму устанавливают с наружной стороны стены здания. Стойки и ригель посредством пластин крепят к закладным деталям стены. Полотна навешивают на раму с помощью шарнирных петель. Фиксация полотна в закрытом и открытом положениях осуществляется верхним и нижним запорными устройствами. Типовые распашные ворота разработаны для координационных размеров проемов ворот (ширина х высота): для ворот из трубчатого профиля - 3x3; 3,6x3,6; 4,2x4,2 и 4,8x5,4 м; для ворот из панелей "сэндвич" -ЗххЗ; 3,6x3,6 и 4,2x4,2; из досок- 3,6x3,6; 4,2x4,2 и 4,8x5,4; ворот клее-фанерных - 2,4x2,4 и 3x3 м.
Откатные ворота применяют в зданиях для проезда рельсового и безрельсового транспорта с интенсивностью движения 50-100 циклов в сутки. Их можно устраивать в угловых пролетах, а также в пролетах, имеющих шаг колонн 12 м. Откатные ворота с открыванием полотен в две стороны (раздвижные ворота) обладают большей надежностью, долговечностью и пропускной способностью.
Все типы откатных ворот, как правило, выполняют из легких несущих элементов рам и полотен. Рамы и обвязку полотен выполняют из гнутых профилей или из прямоугольных труб, а полотна из легких панелей типа "сэндвич", профилированных листов и др.
Откатные ворота с ручным открыванием (время открывания не более 60 секунд) с применением гнутых профилей состоят из полотна, монорельса, двух кареток, уплотнительных профилей и колесоотбойников (рис. XVIII-8). Полотно заполняется трехслойными панелями, включающими минераловатные плиты марки 200, облицованные профилированным оцинкованным листом толщиной 0,8 мм. Несущей частью ворот является балка козырька, к которой крепится монорельс. Крепление балки осуществляют с помощью крепежных элементов к колоннам каркаса или фахверка. Полотно подвешивают к кареткам, которые установлены на монорельсе и обеспечивают катание полотна. По периметру проема ворот устанавливают обрамление из металлических профилей с уплотнительной резиной, которые, взаимодействуя с утеплительными профилями полотна, обеспечивают герметичность. Конструкция ворот устанавливается с наружной стороны стены здания и занимает два шестиметровых шага.
Откатные ворота могут иметь размеры 3x3; 3,6x3,6; 4,2x4,2 и 4,8х х5,4 м. Их, как и распашные, не разрешается применять в зданиях с агрессивной средой и в качестве противопожарных.
Ворота подъемного типа применяют в условиях большой интенсивности движения транспорта (около 100 циклов в сутки). По сравнению с распашными и откатными воротами тех же размеров на их открывание (закрывание) в ручном режиме требуется меньшее усилие (не более 15 кг). Из числа различных типов подъемных ворот наибольшее применение получили подъемно-складчатые с полотнами из панелей типа "сэндвич", клеефанеры и досок.
В условиях весьма интенсивного движения применяют ворота распашного, откатного и подъемного типов с механизированным открыванием, автоматическим управлением и воздушно-тепловыми завесами (автобусные, троллейбусные парки, трамвайное депо и др.)- Механизм привода в таких конструкциях ворот размещают в верхней части ворот на внутренней или наружной поверхностях стены. Внутренний привод до~ пускается во невзрьшоопасных помещениях. Ворота подобного типа не считаются эвакуационным выходом.
Двери в промышленных зданиях выполняют деревянными и металлическими. В объектах точного приборостроения и других помещениях чистых производств для обеспечения зрительной связи между помещениями применяют остекленные конструкции дверей. Наряду с обычным волнением двери могут быть специального назначения: противопожар-«искрящие, дымозащитные, с повышенной тепло- и звукоизоли-щей способностью и т.п. Особое внимание уделяют устройству на-ных дверей, через которые возможны значительные теплопотери при ивном движении людей. В целях уменьшения теплопотерь преду-вают тамбуры, тепловые завесы и другое. В случае применения туров их глубина должна быть больше ширины дверного полотна на U,4-U,5 м.
Деревянные двери устраивают в зданиях с нормальным яературно-влажностным режимом и пожаронеопасными производ-j выполняют в виде блоков, состоящих из коробки и полотен фис. Xvlil-y, a).
Двухпольные двери могут иметь одинаковые и разные по ширине полотна. Размеры дверей стандартизируют. Однопольные двери выполняют шириной 884 и 984 мм (0,9 и 1,0 м), высотой: наружные двери - 2000 и 2300 мм, внутренние - 1800 и 2000 мм. Двухпольные двери делают шириной 1274, 1474 и 1874 мм, высотой 2000 и 2300 мм.
Коробку деревянных дверей выполняют из брусков 94x56 мм. Наружные двери, как правило, выполняют с порогами, которые укрепляют стальными полосами размером 14x4 мм на шурупах (через 100 мм). Полотна склеивают из досок толщиной 40 мм, отделывают облицовочной фанерой или твердой древесно-волокнистой плитой. На нижней части наружных дверей делают экранирующие накладки из бумажно-слоистого пластика, оцинкованной стали или алюминия (ширина накладки 220 мм).
В противопожарных деревянных дверях полотна выполняют из двух щитов, склеенных из досок и расположенных "вразбежку". Между щитами прокладывают асбестовый картон. Щиты между собой соединяют гвоздями и обрамляют обкладкой. Поверхность полотен обклеивают фанерой. Коробку и щиты пропитывают антипиренами, а все трущиеся части выполняют из неискрящих металлов (сталь с латунью и т.п.).
Металлические двери из стали наиболее распространены в зданиях из легких металлических конструкций. Алюминиевые двери применяют в зданиях административного назначения и объектах точного машиностроения, радиоэлектроники и других производств, характеризующихся высокими эстетическими качествами.
Стальные двери (однопольные и двухпольные) выполняют шириной 0,9; 1,5 и 1,8 м, высотой 2,1 и 2,4 м. Коробку и обвязку полотна двери делают из стальных холодногнутых оцинкованных и окрашенных профилей, а полотна - из трехслойных вставок, состоящих из наружных и внутренних стальных листов и среднего слоя из полужестких минеральных плит на синтетическом связующем (рис. XVIII-9, б).
Горизонтальные и вертикальные элементы обвязок коробки и полотна соединяют между собой при помощи специальных уголков и самонарезающих винтов.
Противопожарные стальные двери состоят из металлических рам (вместо коробок) и полотен. Рамы крепят к конструкциям стен металлическими анкерами. Полотна выполняют, как правило, из деревянных щитов толщиной 40 мм со сплошным заполнением. Поверху полотен устраивают обшивку из оцинкованной стали толщиной 0,5 мм по асбестовому картону толщиной 5 мм. Для обшивки кромок полотен, а также трущихся частей применяют неискрящие цветные металлы.
Распространены металлические противопожарные двери с полотнами из легких утепленных конструкций. Полотно двери в них выполняют из
металлических обшивок и менераловатных плит. Во избежание коробления двери при воздействии высоких температур предусматривают специальные механизмы, запирающие полотно в верхнем, нижнем и боковом притворе, а для исключения проникания в соседнее помещение продуктов горения по контуру полотна или коробок устанавливают герметизирующие прокладки.
Стеклянные двери, чаще всего качающегося типа, устраивают в главных входах и вестибюлях в месте интенсивного потока людей. Полотна из стекла "сталинит" с обрамлением из алюминиевых профилей (рис. XVIII-9, в) навешивают к коробке из прокатных или гнутых профилей. В зависимости от интенсивности движения людей стеклянные двери могут быть одно-, двух- и многопольными.
26. Деформационные швы. В промышленных зданиях с большими размерами в плане или состоящих из нескольких объемов с различными высотами и нагрузками на основание, предусматривают деформационные швы, которые в зависимости от назначения подразделяют на температурные, осадочные и антисейсмические.
Температурные швы имеют целью предохранять от образования трещин конструктивные элементы зданий вследствие деформаций, вызываемых колебаниями температуры наружного и внутреннего воздуха. Температурные швы (продольные и поперечные), расчленяя по вертикали все надземные конструкции здания на отдельные части, обеспечивают независимость их горизонтальных перемещений.
Фундаменты и другие подземные элементы здания не расчленяют температурными швами, так как они под воздействием температуры не деформируются до опасной величины.
Осадочные швы предусматривают в тех случаях, когда ожидается неодинаковая и неравномерная осадка смежных частей здания. Такая осадка может происходить при значительной разнице высот смежных частей (более 10 м или выше 3 этажей), при различных по величине и характеру нагрузках на основание, при разнородных грунтах основания под фундаментами и наличии пристроек к зданиям.
Осадочные швы устраивают в стыках смежных частей здания, и в отличие от температурных они расчленяют по вертикали все конструкции здания, допуская самостоятельную осадку отдельных его объемов. Осадочные швы обеспечивают и горизонтальные перемещения расчлененных частей, поэтому их можно совмещать с температурными швами. В этом случае их называют температурно-осадочными.
Антисейсмические швы предусматривают в зданиях, располагаемых в районах с землетрясениями. Такие швы разрезают здание на отдельные отсеки, представляющие собой самостоятельные устойчивые объемы, и обеспечивают их независимую осадку.
В промышленных зданиях массового строительства обычно устраивают только температурные швы, которые подразделяют на поперечные и продольные. Расстояние между температурными швами назначают в зависимости от конструктивного решения здания, климатических показателей района строительства и температуры внутреннего воздуха (таблица ХУЛЫ). В деревянно-каркасных зданиях температурные швы не устраивают.
Для железобетонных конструкций одноэтажных промышленных зданий расстояние между температурными швами допускается без расчета увеличения на 20 %, а при обосновании расчетом и на большую величину.
Таблица XVIH-1
Наибольшие расстояния между температурными швами, допускаемые при наружной температуре не ниже -40°С
Конструкции каркаса | Неотапливаемые здания | Отапливаемые здания | Открытые сооружения |
| Расстояние между температурными швами, м | ||
Сборные железобетонные | 40 | 60 | 40 |
Смешанные (железобетонные |
|
|
|
колонны, стальные или дере- | 40 | 60 | 40 |
вянные фермы или банки) |
|
|
|
Монолитные и сборно-моно- | 30 | 50 | 30 |
литные из тяжелого бетона |
|
|
|
То же, из легкого бетона | 25 | 40 | 25 |
Стальные | 200 | 230 | 130 |
При температуре наружного воздуха ниже -40°С расстояние между швами при стальном каркасе принимают: в отапливаемых зданиях - 60 м, в неотапливаемых - 140 и в открытых сооружениях - 100 м.
Поперечные температурные швы в одноэтажных зданиях устраивают на парных колоннах без вставки (см. рис. IV-1, д-е), а в многоэтажных зданиях - на парных колоннах со вставкой или без нее (см. рис. IV-3). Более технологичны швы без вставки, так как для них не требуются доборные ограждающие элементы. Парные колонны в местах поперечных температурных швов опирают (см. рис. XI-5, в) на общие фундаменты.
Продольные температурные швы в одноэтажных зданиях устраивают на двух рядах колонн со вставкой, ширину которой в зависимости от вида привязки в смежных пролетах принимают 500, 750 и 1000 мм (см. рис. IV-1, ж-к). При совмещении продольного температурного шва с перепадом высот смежных пролетов размер вставки принимают иным (см. рис. IV-2, а~в). Эти условия соблюдаются и в местах примыкания взаимно перпендикулярных пролетов (см. рис. IV-2, г-д).
В зданиях с железобетонным каркасом без мостовых кранов допускается устраивать продольные температурные швы на одинарных колоннах. При этом несущие конструкции одного из прилегающих к шву пролетов ставят на колонны через скользящие прокладки из фторопласта или кат-ковые опоры (рис. XVIII-11, а, б). Такой шов, отличаясь простотой, позволяет отказаться от парных колонн и подстропильных конструкций, а также от доборных элементов в стенах и покрытии.
В зданиях без кранов с металлическим или смешанным каркасом (железобетонные колонны и стальные фермы) продольные температурные швы также допускается конструировать на одном ряду колонн. При этом фермы одного из пролетов, прилегающих к шву, опирают на колонны через гибкие металлические пластины (рис. XVIII-11, в).
Рис. XVIII-11. Температурные швы:
а - на одном ряду колонн при скользящих опорах; б-то же, на Катковых опорах; в-то же, на гибкой пластине; г-поперечный шов в покрытии, О продольный; е - шов в месте перепада высот смежных пролетов; ж без вставки; з-в полах на грунте со сплошной одеждой; «-перекрытиях; к - в полах с оклеечной гидроизоляцией; 1 - несущие j покрытия; 2- стальные пластины с прокладками из фторопластовой пл« , колонна; 4-каток; 5-гибкая пластина; б-настилы покрытия; «>нои
компенсатор; *- кровельная сталь; 9- стеклоткань; 10- кирпичная стенка и стеновая панель; 12 -мастика или пакля; 13 -уголок; 14 - компенсатор, 15 гидроизоляция
В ограждающих конструкциях здания температурные швы предусматривают в тех же местах, что и в несущих конструкциях. (В полах устраивают дополнительные швы.)
Температурные швы в покрытиях выполняют без разрыва кровельного ковра (рис. XVIII-11, г,д). Швы перекрывают пол у цилиндрическим и стальными компенсаторами; к плитам покрытия их крепят дюбелями. На компенсаторы укладывают полужесткие минераловатные плиты, затем оцинкованную сталь и водоизоляционный ковер, который в пределах шва усиливают дополнительными слоями из рулонного материала и стеклоткани на мастике.
Для заделки кровельного ковра в местах перепада высот на покрытии пониженных пролетов устраивают кирпичную стенку (рис. XVIII-11, e). Сверху шов покрывают компенсатором и фартуком из оцинкованной стали.
Стеновые панели в местах швов крепят к колоннам так же, как и рядовые (рис. XVIII-11, ж). В швах со вставкой применяют специальные доборные блоки. Полость шва заполняют просмоленной паклей или упругим материалом. Иногда шов закрывают компенсатором, прикрепляемым к стеновым панелям дюбелями.
Температурные швы в полах на фунте с бетонным подстилающим слоем и при жестких покрытиях предусматривают только в помещениях, в период эксплуатации которых возможны положительные и отрицательные температуры воздуха (рис. XVIII-11, з). Такие швы размещают через 6-8 м во взаимно перпендикулярных направлениях.
Швы, показанные на рис. XVIII-11, и, к, устраивают в местах расположения основных температурных швов здания. В полах с уклоном швы совмещают с водоразделом стока жидкостей.
27. Объемно-планировочные и конструктивные решения бытовых и административных зданий. При разработке объемно-планировочных решений бытовых и административных зданий, как правило, используют принцип зонирования. В соответствии с этим принципом выделяют основные группы помещений или блоки: гардеробный, общественного питания, здравоохранения и блок административных помещений. В отдельную группу выделяют вестибюли, холлы, коридоры, лестницы и другие коммуникационные помещения.
Гардеробные блоки, занимающие до 60% площади бытовых помещений, располагают смежно друг с другом. Их можно располагать на любом этаже, однако целесообразнее всего их размещение на уровне, близком к уровню рабочих мест в производственных цехах. Часто гардеробные блоки размещают поэтажно, чтобы "мокрые" помещения (душевые, умывальные и т.п.) были друг над другом. Гардеробные не требуют обязательного естественного освещения, поэтому их можно размещать в середине зданий. Не допускается размещение "мокрых" помещений у наружных ограждающих конструкций.
Блок общественного питания, как правило, занимает несколько этажей. На первом этаже располагают загрузочные помещения, а обеденные залы и кухни могут быть как на первом, так и последующих этажах. Над столовой нежелательно размещение помещений другого назначения, особенно административных, из-за возможного проникновения пищевых запахов. В большинстве случаев оправданным является вариант расположения столовых полностью в пределах первого этажа или, когда столовую выделяют в отдельный объем, связанный с административно-бытовым корпусом общим вестибюлем.
Блок помещений здравоохранения также целесообразнее размещать на первом этаже, чтобы была более удобная связь с санитарным транспортом. Возможно размещение здравпунктов на уровне надземного перехода, соединяющего бытовые помещения с рабочими местами производственных зданий. Медицинские помещения обязательно должны иметь естественное освещение, поэтому их размещают у наружных стен.
Административные помещения располагают в зависимости от частоты их посещения вблизи вестибюлей и холлов. Однако в силу их лучшей изоляции от шума, влаги и запахов их размешают чаще всего на верхних
этажах.
Бытовые и административные зоны связывают между собой коммуникационными помещениями, отвечающими требованиям переходного движения и аварийной эвакуации. Количество эвакуационных выходов из бытовых и административных зданий и помещений, в том числе из встроек и вставок, должно быть не менее двух. Входы в здания предусматривают через тамбуры, которые должны быть соединены с вестибюлями или коридорами и лестничными клетками. Тамбуры могут быть встроенными и пристроенными, одинарными и двойными. Во всех случаях они должны надежно защищать входную зону от климатических и производственных воздействий.
Планировочные решения вестибюлей и холлов должны способствовать удобному распределению работающих и посетителей, обеспечивать кратчайшую связь с лестницами, лифтами, коридорами. Вестибюли и холлы, как правило, являются лицом бытовых и административных помещений и, вследствие этого должны иметь соответствующую композицию и отделку. Коридоры обеспечивают естественным освещением (окна в торцах, световые "карманы", второй свет и т.п.). Ширину коридоров назначают из условия возможного открывания дверей внутрь коридоров по ходу движения человека из помещения.
Лестницы располагают в лестничных клетках в пределах объема здания или в специальных пристройках к нему. Количество лестниц в бытовых и административных зданиях должно быть не менее двух. Расстояние по коридору от двери наиболее удаленного помещения до ближайшего выхода на лестничную клетку зависит от степени огнестойкости здания, классов функциональной и конструктивной пожарной опасности, численности работающих и геометрических параметров помещений и эвакуационных путей. Это расстояние строго нормируется и, как правило, не должно превышать 60 м. При расстоянии отметок пола вестибюля и верхнего этажа более 12 м необходимо предусматривать лифты. Число лифтов принимают по расчету и их должно быть не менее двух. Один из лифтов должен быть грузовым, а из числа пассажирских один должен иметь глубину не менее 2,1 м.
Высота бытовых помещений от пола до потолка должна быть не менее 2,5 м, а в климатических подрайонах IA, 1Б, 1Г, 1Д и IVA - не менее 2,7 м. Высоту встроенных помещений допускается принимать не менее 2,4 м, а высоту административных помещений, столовых и залов собраний - не менее 3 м.
Большинство бытовых и административных зданий промышленных предприятий имеют высоту до 5 этажей, не требующих устройства лифтов. При строительстве отдельных крупных промышленных предприятий или группы предприятий возводят здания высотой до 16 этажей. Их архитектурно-планировочные решения соответствуют, как правило, индивидуальным проектам. Типовые проекты бытовых и административных зданий обычно предполагают использование сетки колонн (6 + 6)х6, (6 + 3 + 6)х6 и (6 + 6 + 6)х6 м. В некоторых случаях для размещения бытовых и административных зданий эффективна сетка колонн (9 + 9)х6 м. Типовые варианты хорошо обеспечивают рациональное использование площади, естественное освещение, вентиляцию и экономичное конструктивное решение.
На рис. XIX-8 показан пример размещения административно-бытового корпуса предприятия алюминиевой промышленности, решенного с использованием типовой секции с сеткой колонн (6 + 6 + 6)х6 м. Одним из недостатков показанного варианта является размещение над столовой конструкторского бюро.
Бытовые и административные здания, разработанные по индивидуальным проектам, позволяют более рационально разместить их относительно производственных помещений, обеспечить улучшенные нестандартные условия обслуживания, разнообразить архитектурно-художественную сторону промышленного предприятия.
Особую сложность представляет размещение и конструктивное исполнение помещений на реконструируемых предприятиях. В этих условиях, как правило, из-за недостатка резервных площадей, приходится изыскивать возможности размещения бытовых и административных помещений на площадях и участках, не всегда позволяющих достаточно полно обеспечить все требования к ним (естественное освещение, зонирование и др.). Реконструкцию бытовых и административных зданий осуществляют по индивидуальным проектам с использованием как типовых параметров и конструктивных приемов, так и нестандартных размеров пролетов, шага колонн, высот этажей. Нередко используют конструктивную схему с несущими наружными и внутренними стенами.
В практике эксплуатации производственных зданий часто возникает необходимость перепланирования бытовых и административных зданий из-за изменения производственных процессов, соотношения мужских и женских профессий и т.д. В этих случаях в планировочных решениях стремятся выявить неизменяемые и изменяемые элементы. К неизменяемым элементам реконструируемых зданий относят, в первую очередь, лестницы, лифты и другие коммуникационные помещения (вестибюли,
коридоры), а также помещения здравоохранения и крупные зальные помещения. Изменяемые планировочные элементы чаще всего составляют гардеробные блоки и административные помещения.
В последнее десятилетие для размещения бытовых и административных помещений широко используют каркасно-панельные конструкции многоэтажных зданий, имеющих межвидовое применение. Конструкции таких зданий нашли применение во многих общественных зданиях и подробно рассмотрены при изучении раздела о гражданских зданиях. При проектировании бытовых и административных зданий необходимо особо тщательно выполнять требования к обеспечению параметров микроклимата. Так, в гардеробно-душевых и медицинских блоках в зависимости от температуры наружного воздуха в холодный и жаркий периоды года должны быть выполнены условия притока и вытяжки воздуха, обеспечения требуемой температуры и влажности. В соответствии с этими требованиями назначают соответствующие конструкции и отделку помещений. Например, полы в гардеробных и душевых выполняют из влагостойких и нескользких материалов с обогревом горячей водой, циркулирующей по трубам, уложенным в основание пола. В целом отделку помещений решают в соответствии с общими требованиями к интерьерам
28. Нагрузки и воздействия на здания в окончательном виде складываются из составляющих, получаемых на различных этапах проектирования. Так, при разработке технологической части проекта выявляют функциональное место, вид подъемно-транспортных средств, массу оборудования, количественные и качественные воздействия
на внутреннюю среду (выделение тепла, влажность, степень агрессивности и т.п.). При разработке объемно-планировочного решения выявляются размеры основных конструктивных элементов, способы восприятия ими нагрузок и воздействий. При привязке проектируемого объекта к конкретному участку застройки устанавливают другие виды воздействий: климатические (температура, ветер, осадки, гидрогеологические, особые, а также нагрузки, возникающие при изготовлении, доставке и возведении). В процессе эксплуатации могут возникать дополнительные нагрузки (рис. XI-1).
Нагрузки подразделяют на постоянные и временные. К постоянным нагрузкам относят: массу всех частей здания, в том числе массу несущих и ог-
Рис. XI-1. Нагрузки и воздействия на
здание:
1 - масса частей здания; 2 - давление грунта; 3 - нагрузки от кранового оборудования и перемещаемого фунта; 4 - масса технологического оборудования и обрабатываемых изделий; 5-давление и отсос от ветра; 6 - масса снега и пыли; 7-особые нагрузки; £-вибрации от технологического процесса; 9 - температура (внутренняя и наружная) и ее колебания; 10-влага наружного и внутреннего воздуха; 11 -грунтовая влага; 12- осадки (дождь, град, снег); 13 - солнечная радиация; 14 - химические (агрессивные) реагенты среды производства; /5-то же, наружного воздуха; 16- биологические разрушители; 17- блуждающие токи; 18-шум
раждающих конструкций; массу и давление грунтов (насыпей, засыпок), горное давление.
Временные нагрузки могут быть длительные, кратковременные и особые. К длительным временным нагрузкам относят: вертикальные от мостовых и подвесных кранов, от массы стационарного оборудования (станков, аппаратов, моторов, трубопроводов, транспортеров и т.п.); нагрузки на перекрытия от складируемых материалов, от массы отложений пыли; снеговые нагрузки; температурные, климатические и др. Кратковременными считают: нагрузки от оборудования, возникающие в пускоостано-вочном, переходном и испытательном режимах, а также при его перестановке или замене; от массы людей; от массы ремонтных материалов в зонах обслуживания и ремонта оборудования; от подвижного подъемно-транспортного оборудования (погрузчиков, электрокаров и т.п.); ветровые, гололедные и др. К особым нагрузкам относят: сейсмические и взрывные воздействия; нагрузки, вызываемые резким нарушением технологического процесса; воздействия, обусловленные деформациями основания, сопровождающимися коренным изменением структуры грунта (при замачивании просадочных грунтов) или оседанием его в местах горных выработок и в карстовых районах.
Несиловые воздействия на здания также весьма разнообразны. К ним относят: температуру (наружную и внутреннюю) и ее колебания; влагу наружного и внутреннего воздуха, а также грунтовую; осадки (дождь, снег); солнечную радиацию: химические (агрессивные) реагенты среды производства и наружного воздуха; шум, биологические разрушители и др.
Некоторые несиловые факторы могут вызывать и силовые воздействия (например колебания температуры наружного и внутреннего воздуха приводят к знакопеременным деформациям конструкций). И наоборот, ветер, являющийся силовым фактором, вызывает также несиловые воздействия - переохлаждение помещений и изменение влажности среды производства.
Все эти факторы, воздействуя на здание в отдельности и в совокупности, могут вызывать те или иные разрушения конструкций и изменять параметры внутренней среды производства. Сюда относятся: снижение несущей способности конструкций вследствие изменения структуры грунтов оснований и материалов, потеря теплозащитных качеств ограждений из-за увлажнения, переохлаждения или перегрева помещений, химическая коррозия материалов конструкций, разрушение покрасок и облицовок, образование трещин в конструкциях и др.
При проектировании зданий учитывают как все отдельные факторы, так и комплексное воздействие их в наиболее неблагоприятных сочетаниях.
29-30. Связи. Для повышения устойчивости одноэтажных зданий в продольном направлении предусматривают систему вертикальных и горизонтальных связей между колоннами каркаса и в покрытии.
Вертикальные связи при железобетонных колоннах каркаса в зданиях без мостовых кранов и с подвесным транспортом устанавливают только при высоте помещений более 9,6 м. Их располагают в середине температурных блоков в каждом ряду колонн. При шаге колонн 6 м по верху всех колонн дополнительно устанавливают продольные распорки. В зданиях, оборудованных мостовыми кранами, связи устанавливают в подкрановой части. Связи по колоннам делают крестовыми и портальными (рис. XI-20, а). Выбор формы связей зависит от шага колонн, высоты от пола до головки подкранового рельса и вида напольного транспорта. Крестовые связи чаще всего применяют при шаге колони 6 м, высоте до головки подкранового рельса до 10 м и малогабаритном напольном транспорте, а портальные - при шаге 6 и 12 м в более высоких зданиях с использованием крупногабаритного транспорта (автомобили, штабеллеры и т.п.).
Вертикальные связи по стальным колоннам каркаса предусматривают в каждом продольном ряду колонн в виде основных (подкрановые) и верхних (надкрановые). Основные связи устраивают в середине здания или температурного отсека, благодаря чему достигается свобода температурных перемещений конструкций в обе стороны, а также снижаются температурные напряжения в колоннах. Верхние связи устанавливают по краям температурного отсека, а также в тех панелях, где расположены вертикальные, поперечные и горизонтальные связи между ригелями покрытия (рис. XI-20, б).
Связи в покрытиях выбирают с учетом вида каркаса, типа покрытия, высоты здания, вида внутрицехового подъемно-транспортного оборудования, его грузоподъемности и режима работы.
Рис. XI-20. Связи между колоннами:
а - связи между железобетонными колоннами; б - то же, между стальными ко-лоннами постоянного сечения; в - то же, при двухветвеаых колоннах; / - связи крестового типа; 2~ то же, портального; 3- основные связи; 4- верхние связи
Рис. XI-21. Связи в покрытиях при железобетонных стропильных
конструкциях:
а - при шаге 6 м в бескрановых зданиях без подстропильных конструкций; б- то же, с подстропильными конструкциями; е- при шаге 12м в зданиях с мостовыми кранами; 1 - вертикальная связь по фермам; 2- распорка; 3- горизонтальная распорка по подстропильным фермам; 4 - горизонтальная ферма в торцах; 3-связь по колоннам
Вертикальные связи между опорами железобетонных стропильных конструкций ставят только в покрытиях с плоской кровлей. В зданиях без подстропильных конструкций такие связи размещают в каждом ряду колонн, а с подстропильными конструкциями - только в крайних рядах колонн при шаге 6 м.
Между опорами ферм или балок вертикальные связи устанавливают не чаще чем через один шаг колонн. В местах отсутствия вертикальных связей ставят распорки, располагаемые поверху колонн (рис. XI-21, а).
По средним рядам колонн крайние подстропильные фермы в каждом температурном блоке связывают с верхними поясами стропильных ферм горизонтальными распорками (рис. XI-21, б). В покрытиях при шаге колонн крайних и средних рядов 12 м предусматривают горизонтальные связевые фермы, размещая их в уровне нижнего пояса стропильных ферм по торцам температурных блоков в каждом пролете.
В зданиях с мостовыми кранами тяжелого режима или при технологическом оборудовании, вызывающем колебания каркаса, в середине
каждого пролета ставят распорки (тяжи) и вертикальные связи по нижнему поясу стропильных конструкций. Роль горизонтальных связей в верхних поясах ферм или балок выполняют крупноразмерные панели покрытия.
Вертикальные и горизонтальные связи покрытия изготавливают и: уголков, швеллеров и труб и крепят к железобетонным конструкциям болтами и сваркой.
В пролетах с фонарями, в торцах фонарных проемов, устанавливают горизонтальные крестовые связи. В пределах длины фонарного проеме по коньку ферм, устанавливают распорки.
В покрытиях зданий со стальным каркасом предусматривают горизонтальные связи в плоскостях верхних и нижних поясов стропильные ферм а также вертикальные связи между фермами.
На рис. XI-22 рассмотрены типы связей, устанавливаемых в покрытии при уклоне верхнего пояса 1,5% с ограждением из железобетонных плит (в других типах покрытий в систему связей могут входить дополнительные элементы). Связи по верхним поясам стропильных ферм состоят из распорок, раскосов и растяжек, монтируемых в пределах фонарногс проема.
По нижним поясам стропильных ферм (рис. XI-22, б) в систему связей входят: поперечные горизонтальные связевые фермы, размещаемые е торцах температурного отсека здания (при длине отсека более 96 м устанавливают также промежуточные связевые фермы через 42-60 м); продольные горизонтальные связевые фермы, размещаемые в одно-, двух- и трехпролетных зданиях только вдоль крайних рядов колонн, а в зданиях с числом пролетов более трех - также и вдоль средних рядов колонн через 2-3 пролета (в зависимости от режима работы); распорки и растяжки.
Вертикальные связи располагают вдоль стоек стропильных и фонарных ферм с интервалом 6-12 м. Ставят их по нижним поясам стропильных ферм в местах размещения поперечных горизонтальных связей.
31. Фундаменты под сборные железобетонные колонны устраивают в основном в виде отдельных опор с отверстиями стаканного типа. Ленточные фундаменты по продольным рядам колонн или сплошную фундаментную плиту под все здание применяют в исключительных случаях, когда фундаменты в виде отдельных опор не обеспечивают необходимую прочность и устойчивость или когда это целесообразно по условиям обеспечения "гибкости" и универсальности размещаемого производства.
Конструкции фундаментов относятся к числу материалоемких элементов здания. На их устройство требуется до 20% общего расхода бетона, а стоимость их возведения составляет от 5 до 20% от стоимости здания.
Фундаменты под колонны в виде отдельных опор по способу возведения подразделяют на монолитные и сборные.
Монолитные фундаменты более предпочтительны, так как располагают лучшими возможностями получения нужных форм и размеров, диктуемых нагрузками и местными условиями строительства. В большинстве своем они экономичнее сборных вследствие меньшего расхода стали и затрат на транспортирование и монтаж.
Монолитный фундамент состоит из подколенника с отверстием (стаканом) для заделки колонн и ступенчатой плитной части (рис. XI-5, а). В целях ограничения типоразмеров опалубочных элементов, а также для более четкой градации арматурных изделий, все опалубочные размеры фундаментов унифицированы.
Высота унифицированных фундаментов составляет 1,5 и от 1,8 до 4,2 м с градацией через 0,6 м, размеры их подошв в плане от 1,5x1,5 до 6,6x7,2 м с модулем 0,3 м, а размеры подколонников в плане - от 0,9x0,9 до 1,2x2,7 м (через 0,3 м). Высоту ступеней принимают 0,3 и 0,45 м с совмещением уступов, обеспечивающих уклон 2:1.
Сборные фундаменты под колонны применяют, когда их можно сделать из одного блока ограниченной массы (обычно не более 6 т). В случае необходимости сборные фундаменты могут быть установлены на опорные плиты (рис. XI-5, б). Размеры сборных фундаментов подчинены тем же модулям, что и монолитные.
Под спаренные колонны в местах деформационных швов устраивают монолитные фундаменты с двумя раздельными стаканами (рис. XI-5, в). Установлены следующие размеры стаканов: глубина 0,8, 0,9 и 1,25 м; размеры по верху и дну соответственно на 150 и 100 мм больше размеров сечения колонн (рис. XI-5, е). После установки колонн стаканы заливают бетоном класса В20 или В25 на мелком гравии. На изготовление монолитных и сборных фундаментов используют бетоны классов В10 и В15. Под монолитные фундаменты делают подготовку толщиной 100 мм из бетона класса В7,5 или из щебня с проливкой цементным раствором. Это предотвращает вытекание цементного
молока из бетонной смеси и перемешивание бетонной смеси с грунтом.
При наличии слабых грунтов под фундаменты устраивают свайные основания (рис. XI-5, г). В практике промышленного строительства наибольшее применение получили забивные и буронабивные сваи.
Железобетонные забивные цельные сваи сплошного квадратного сечения рекомендуются к преимущественному применению. Их выполняют с ненапрягаемой и напрягаемой арматурой длиной от 3 до 20 м с размерами сечения 300x300; 350x350 и 400x400 мм. Головки свай после забивки (допускается разница в их уровне 1-2 см) заделывают в ростверк на глубину не менее 150 мм.
Буронабивные сваи изготавливают непосредственно в грунте. Для этого в пробуренную скважину устанавливают арматурный каркас и укладывают бетонную смесь. В зависимости от инженерно-геологических условий и особенностей передаваемых на фундамент нагрузок буронабив-ные сваи армируют на всю длину или только в верхней части для связи с ростверком. Буронабивные сваи изготавливают длиной от 2 до 50 м вращательным бурением без закрепления или с закреплением стенок скважин. Диаметры ствола скважин составляют от 500 до 800 мм (без учета уширения в нижней части). Сваи такого типа целесообразны: при больших нагрузках на фундаменты; на территориях с просадочными и слабыми фунтами; в стесненных условиях строительной площадки, на которой невозможна забивка свай или когда недопустимы динамические воздействия на рядом расположенные объекты; при необходимости усиления фундаментов существующих зданий.
В целях унификации и сокращения числа типоразмеров колонн верх монолитных и сборных фундаментов располагают на 150 мм ниже отметки +0.000. Это позволяет монтировать колонны при засыпанных котлованах, после устройства подготовки под полы и прокладки подземных коммуникаций.
Фундаментные балки из сборного железобетона разработаны под кирпичные, блочные, панельные самонесущие и панельные навесные варианты исполнения наружных стен.
В зависимости от веса наружных стен и шага колонн фундаментные балки имеют тавровое и трапециевидное сечение. Балки таврового сечения (рис. XI-6, а) применяют при кирпичных стенах толщиной 380 и 510 мм, также при блочных толщиной до 500 мм и панельных самонесущих стенах толщиной до 300 мм при шаге колонн 6 м. Балки трапециевидного сечения (рис. XI-6, б, в), применяют при шаге колонн 6 и 12 м. Их выполняют при кирпичных стенах толщиной 250 мм, панельных самонесущих стенах - 200 и 240 мм и панельных навесных - 160, 200, 240 и 300 мм.
Фундаментные балки опирают на бетонные столбики (приливы), устраиваемые сечением 300x600 мм (рис. XI-6, г, д) в пределах подколенников. Отметка верха столбиков зависит от высоты фундаментных бало и может составлять -0,350; -0,450 и -0,650 мм. Длина фундаментных б лок согласуется с шагом колонн, размерами подколенника и местом укладки. Так, при шаге колонн 6 м длина балок может быть 5 4750, 4400 и 4300 мм, а при шаге 12 м - 11950, 10750, 10400 и 1
Верх фундаментных балок располагают на 30 мм ниже уровня чистого пола (отметка - 0,030). На этом уровне устраивают гидроизоляцию из одного-двух слоев рулонного материала на мастике. Допускается выполнять гидроизоляцию из цементно-песчаного раствора (1:2) толщиной
О мм. Для предохранения балок от деформации при пучении грунтов снизу или с их боков делают подсыпку из шлака, крупнозернистого песка или кирпичного щебня (рис. XI-6, д). В отапливаемых зданиях в целях утепления пристенной рабочей зоны ширина подсыпки из утеплителя может составлять -1...2 м.
По периметру здания устраивают отмостку из асфальта или бетона шириной 0,9-1,5 м с уклоном от стены не менее 1 : 12. Несущие стены в бескаркасных зданиях или с неполным каркасом опирают на фундаменты, выполняемые, как и в гражданских зданиях, из сборных элементов.
- 1. Требования к промышленным зданиям.
- 2. Область применения одноэт многоэт и смш этажн зданий
- 6. Требования к освещенности и способы освещения помещений.
- 7. Естественное освещение помещений
- 9. Искусственное освещение помещений.
- 14. Цель унификации и типизации в пром стр-ве. Модульная система и параметры зданий.
- 19. Производственно-технологическая схема как основа объемно-планировочного решения здания.
- 20. Виды планировок и блокирование цехов.
- 24. Противопожарные мероприятия.
- 25. Эвакуация людей из зданий и помещений.
- 26. Технико-экономическая оценка зданий.
- 27. Приемы и средства архитектурной композиции промышленных зданий
- 29. Охрана окружающей среды
- 30. Благоустройство территории
- 1. Железобетонные подкрановые и обвязочные балки.
- 3. Несущие конструкции покрытий из сборного железобетона,
- 4. Стальные несущие конструкции покрытия,
- 5. Выбор конструктивной схемы и материалов каркасов
- 6. Железобетонные каркасы одноэтажных промышленных зданий.
- 7. Стальные каркасы
- 8. Конструктивные решения многоэтажных зданий с техническими этажами.
- 9. Пространственные покрытия
- 10. Фахверк
- 11. Требования к стенам и их классификация.
- 12. Стены из облегченных конструкций
- 14. Заполнения оконных проемов
- 15. Требования к ограждающим конструкциям. Основные виды.
- 16. Покрытие по прогонам.
- 17. Кровли и другие элементы ограждающих конструкций покрытия.
- 19. Типы фонарей и их назначение.
- 20. Световые и светоаэрационные фонари
- 21. Аэрационные фонари
- 24. Полы с покрытиями из штучных, рулонных и листовых материалов
- 25. Ворота