logo search
sapronov_2009_-_Учебное_пособие

Тенденция унификации культуры проявляется двояко.

Наиболее заметно появление массовой культуры. Её рассадником являются США, где собрались разноязычные искатели «лучшей жизни» (карьеристы), оторвавшиеся от своих культурных сред. Их новые культурные контакты базируются на самых первых (низменных) потребностях. Не случайно там так модны простейшие негритянские музыкальные ритмы и телодвижения. В условиях современного глобального информационного пространства такая «новейшая» культура и для масс (особенно молодёжи) в других странах более доступна и привлекательна, чем традиционные национальные культуры, задающие людям не только права, но и обязанности (и этим обеспечившие своим народам многовековую жизнестойкость).

Как заметил Х.Ортега-и-Гассет, с ростом комфортности жизни проявляются новые черты масс общества: «Безудержный рост жизненных вожделений и неблагодарность ко всему, что позволило так хорошо жить... Среди представителей нашей эпохи не найдётся ни одной группы, которая бы не присваивала себе все права и не отрицала обязанностей».

«Новейшая» культура, получившая название массовой, позволяет человеку погрузиться в мир потребления и простейших удовольствий. Такому человеку не до смены парадигмы жизнедеятельности, требуемой для выживания общества в новой эпохе.

Второе проявление тенденции унификации культуры менее заметно, однако не менее опасно для современного человечества. Как считают культурологи (например, А.Я.Флиер), в новом времени конкуренция индивидов выделяет из общества наиболее образованных и способных людей, владеющих профессией, языками и информационными технологиями. Таким профессионалам всё равно, где жить и работать - в России, в США или Австралии. Это – «люди мира». Среди них, прежде всего, представители транснационального бизнеса, искусства, спорта, информационных технологий. Их «родина» – не какая-либо локальная цивилизация со своей неповторимой культурой, а там, где больше платят. Они являются носителями элитной культуры, культуры «общечеловеческой». Разрыв между такой профессиональной элитой и массами, по мнению культурологов, будет всё нарастать, поскольку образование будет всё более дорогим и труднодоступным. Очевидно, в этом случае грядущая стабилизация численности народонаселения будет происходить за счёт отсталых масс, к каким бы цивилизациям они ни принадлежали. Представленная модель будущего соответствует стремлению разнообразных слоёв элиты выживать в новой эпохе, отделившись от своих масс. Это становится возможным и с помощью смены страны проживания, и в результате образования автономных анклавов внутри собственных стран. Человечество, по мнению культурологов, перед неизбежной стабилизацией численности как бы делится на две ветви. Элита станет новым видом человечества вместо уходящего homo sapiens. Так, перед превращением кроманьонцев в homo sapiens, были вынуждены оставить историческую арену неандертальцы, уступавшие кроманьонцам по приспособленности нравов к условиям эпохи. Нынешние массы – это как бы «новые неандертальцы», обречённые на вымирание. Выполняемая сегодня ими нетворческая работа может быть возложена на роботов.

Появление «элитной» культуры вместо культур национальных тесно связано с деятельностью транснациональных корпораций, глобализирующих экономические связи и подрывающих национальные суверенитеты.

По поводу тенденции унификации культуры можно отметить следующее. Человечество в целом приспосабливалось к изменениям в условиях своего существования за счёт разнообразия национальных культур. Это позволяло в нужный момент выдвигать в лидеры мировой культуры ту из них, которая наиболее соответствует наступающей эпохе. Становление же унифицированной культуры – что элитной, что массовой - порождает целый комплекс угроз. Оно ставит под вопрос и жизнестойкость наций, основанную на своеобразии национальных культур, и способность человечества в целом к приспособлению - в самый ответственный момент его истории.

Международный терроризм. Терроризм – это использование насилия, вплоть до прямых массовых убийств, для достижения политических целей. Любой террор создаёт в обществе чувство незащищённости, его жертвами становятся чаще всего ни в чём неповинные люди. Современный терроризм имеет международный характер и многими считается сегодня основной глобальной угрозой современности, что связано с возможностью применения в террористических актах оружия массового поражения.

Природа современного терроризма не соответствует представлению об исламизме как его источнике, навязываемому общественному мнению через средства массовой информации. В деятельности этих средств ярко проявляется превосходство западной цивилизации в информационных технологиях, в методах манипуляции сознанием. Реальным источником современного терроризма служит отмеченное выше стремление к доминированию западных стран, прежде всего США, обладающих превосходством в развитии и ресурсах. Оно реализуется через «государственный терроризм», который осуществляется во всех сферах жизни общества: явно – в военной сфере (войны в Ираке, Югославии, Афганистане, угрозы нападения Ирану, Северной Корее и др.), а неявно - в сферах информационной, экономической, политической. Это вызывает сопротивление «покоряемых» народов, но у них нет достаточных ресурсов в перечисленных сферах. Поэтому сопротивление выражается в действительно бесчеловечных террористических актах, которые, однако, не более бесчеловечны, чем «государственный терроризм».

В целом, как это ни прискорбно, международный терроризм стал одним из инструментов «столкновения цивилизаций» и реальной угрозой национальной безопасности стран мира.

Краткий итог. Существенными чертами глобализации, порождающей новые угрозы безопасности, являются глобальное информационное пространство, транснациональная экономика, унифицированная культура, международный терроризм.

На пути к сверхобществу

Рассмотренная картина современных особенностей мирового сообщества, характеризующая новые угрозы, составлена в предположении постоянства существующих направлений развития общества. Это предположение не учитывает глобального кризиса человечества и биосферы, требующего перехода к научно обоснованному устойчивому развитию. При этом переходе картина не может не измениться радикально. Анализу современной ситуации в мире и возможных изменений в будущем посвящены размышления А.А.Зиновьева и Н.Н.Моисеева - выдающихся отечественных мыслителей.

Как следует из теоретических обобщений, история человечества с точки зрения национальной безопасности есть история возникновения, эволюции, борьбы и гибели сообществ. В схематизации, предложенной А.А.Зиновьевым, эта история имеет три стадии по уровню социальной организации: предобщества, общества и сверхобщества.

Предобщества характеризуются родовой основой. Это большие семьи, роды, племена, союзы племён.

Общество образуется тогда, когда на какой-то ограниченной территории достаточно большое число людей вынуждается на постоянную совместную жизнь в течение многих поколений не вследствие родственных отношений, как в предобшествах, а по другим причинам. Эти люди образуют группы, имеющие свои частные интересы. Общество возникает как общее для разнородных людей и их групп с различными интересами при условии удовлетворения их частных интересов. Компонентами социальной организации общества служат государство, экономика, идеология. Основная функция государства – обеспечить жизнь и самосохранение общества как единого целого (безопасность - можно вспомнить Карамзина). Задача государства состоит в управлении обществом для выполнения основной функции.

На стадии общества формируются и наиболее крупные объединения людей – культурно-исторические типы или цивилизации (локальные). Цивилизация состоит из обществ, между которыми имеются различные контакты, взаимодействия, связи. Какая-то часть из них живёт совместной исторической жизнью. Эта часть меняется: одни общества исчезают, другие появляются. Но во все периоды имеет место совместность, преемственность и взаимное влияние – культурное, экономическое, идеологическое. В результате входящие в данную цивилизацию общества становятся социально однотипными.

Однако эволюция сообществ не закончилась стадией общества. В XX веке начался «великий эволюционный перелом в истории человечества» – переход от стадии обществ к стадии сверхобществ.

Сверхобщество возникает из обществ, на их основе. Над компонентами социальной организации обществ (государствами, экономиками, идеологиями) вырастают сверхгосударство, сверхэкономика, сверхидеология как «надстройка», ограничивающая национальную самобытность и независимость, вводящая некие единые для всех обществ принципы и законы развития. Сверхобщество превращает социальную эволюцию в планируемую разумом человека.

Однако необходимо подчеркнуть: учёные утверждают, что разум человека не всесилен – невозможна такая ноосфера, при которой развитие и человека и природы будет полностью ему подвластно. Разум должен направлять развитие человечества (В.И.Вернадский), т.е. определять рамки безопасности жизнедеятельности, но не управлять жизнедеятельностью народов. Как сказал Л.Н.Толстой: «Если допустить, что жизнь может управляться разумом – то уничтожится сама возможность жизни». Разум человека и естественный отбор совместно должны найти для человечества ограниченную нишу в составе естественной природы биосферы и удерживать мировое сообщество в этой нише.

Два «проекта» сверхобщества. Исторически первым сверхобществом стало то, которое начали строить в СССР после Октябрьской революции 1917 года. Другое сверхобщество зародилось во второй половине XX века в рамках западноевропейской цивилизации. Эти сверхобщества стали «точками роста» в эволюции человечества, вступившими в непримиримую борьбу за мировую гегемонию. Два пути к сверхобществу противоположны по условиям возникновения и основным характеристикам.

В СССР сверхобщество формировалось в условиях революционной, предвоенной, военной и послевоенной разрухи, нищеты, голода, хаоса, дефицита культуры на базе коллективистского менталитета народов русской цивилизации. Сверхобщество складывалось в постоянной борьбе с внешними и внутренними врагами как средство физического выживания народа. Социальная организация обществ, входивших в состав сверхобщества, создавалась усилиями высшей власти - как это имело место в истории России с самого начала её существования. Основами этого сверхобщества, названного А.А.Зиновьевым «коммунистическим», стали: отсутствие частной собственности на средства деятельности общественного значения; обязанность каждого члена общества трудиться в коллективе; социальный статус личности, определяемый положением в коллективе. Этот статус не устраняет социальное и материальное расслоение людей, их неравенство, но сводит их к некоторому минимуму. Важнейшей функцией государства в СССР стали планирование деятельности всех частей общества и контроль за исполнением планов. Структура коммунистического (советского) сверхобщества, формировавшаяся присоединением к нему целого ряда обществ планеты, которые стремились обеспечить свою безопасность ускоренным развитием и объединением, отличалась «горизонтальностью» связей на всех уровнях. Это определялось как идеологией, так и отсутствием человеческого материала с качествами господ, какими в избытке обладают народы западной цивилизации.

То сверхобщество, которое создал и сейчас стремится расширить Запад, строится как структура «вертикальная». Она базируется на таких чертах западных народов как повышенная склонность к индивидуализму, практицизм, деловитость, расчётливость, конкурентоспособность, авантюристичность, честолюбие, повышенное чувство собственного достоинства, чувство превосходства над другими народами, стремление управлять другими и способность к этому. Люди с такими чертами встречаются у всех народов, но у западных народов их процент выше, чем у других, причём величина этого процента оказалась достаточной, чтобы образовать качественное отличие. Упомянутые качества позволили этим народам ещё во времена великого переселения захватить наиболее благоприятные для проживания места на планете, а в последние столетия определять прогресс человечества в интеллектуальной и материальной культуре. Они дали возможность возвыситься над прочим человечеством за счёт завоеваний, ограблений и колонизации других народов, за счёт эксплуатации всей доступной части планеты в своих корыстных интересах. А отборные слои уже всех народов, обладающие такими качествами, собрались и продолжают собираться в США, что позволило этой стране возглавить формирование сверхобщества данного типа.

В отличие от коммунистического, «западнистское» (термин Зиновьева) сверхобщество строится в условиях баснословного богатства и изобилия. Оно вырастает не по инициативе сверху, а снизу, из всех сфер жизни западных обществ, которые не были ослаблены или разрушены агрессивными соседями, а, наоборот, достигли всестороннего развития и высочайшего уровня. Тут нет насилия и жестокости, какие вследствие условий имели место в случае советского варианта. Функции этих мер выполняют меры экономического принуждения.

Основой «западнистского» сверхобщества является частная собственность. Главными ценностями служат свобода частного предпринимательства и деньги как обобщённый критерий успеха любой деятельности. Вся многомерная шкала человеческих ценностей заменена одномерным денежным измерением. Статус члена общества определяется его «стоимостью» в денежном выражении, вне зависимости от того, как был приобретен его капитал. Основная масса народа с рождения до смерти живёт в атмосфере приоритета частной собственности, стремления иметь её любой ценой, накапливать, охранять, использовать для безграничного наращивания потребления. Стремление сохранять и развивать такой образ жизни объединяет людей «западнистского» сверхобщества.

Захватив глобальное информационное пространство, создав транснациональную экономику и контролируя большую часть мировых ресурсов, внедряя повсюду унифицированную американскую культуру, западный мир выработал стратегию глобализации как покорения человечества. Его сверхобщество предполагает:

Выработана тактика «западнизации» (более толерантно - «вестернизации»), имеющей целью включить все страны мира в сферу влияния и эксплуатации, присоединить их к западному сверхобществу не в роли равноправных партнёров, а в роли зоны колонизации. В неё вошли меры такого рода. Дискредитировать все основные атрибуты общественного устройства страны, которую предстоит западнизировать. Дестабилизировать её. Способствовать кризису экономики, государственного аппарата и идеологии. Расколоть население на враждующие группы, атомизировать его, поддержать любые оппозиционные движения, подкупать интеллектуальную элиту и привилегированные слои. Одновременно вести пропаганду достоинств западного образа жизни. Создавать иллюзию, будто западное изобилие достижимо в кратчайшие сроки, если страна встанет на путь преобразований по западному образцу. Заражать народ пороками западного общества, изображая их как проявление подлинной свободы личности. Оказывать экономическую помощь в той мере, в какой это способствует разрушению экономики, порождает паразитизм и создаёт Западу репутацию бескорыстного спасателя от язв прежнего образа жизни. При этом Запад обладает огромной экономической, идеологической и политической мощью, чтобы заставить мирным путём сделать то, что ему нужно. Но в случае надобности Запад не останавливается перед применением оружия, будучи уверен в своём подавляющем превосходстве.

Столкновение двух описанных проектов сверхобщества («холодная война») закончилось победой западного варианта. В этом большую роль сыграло достижение народами коммунистического сверхобщества благополучного уровня жизни, что поставило под вопрос для основной массы населения методы насилия со стороны власти, а представителей последней поманило прелестями потребительства при западном образе жизни. С крахом СССР – второй сверхдержавы мира – планета стала «однополюсной». И началась стремительная западнизация её стран под прикрытием идеологической и пропагандистской дезинформации, манипуляции сознанием людей. Западный тоталитаризм прикрывает свою агрессию лозунгами гуманизма, демократии, свободы, борьбы за права человека, справедливости. А по существу, по своим делам и последствиям, он страшнее и опаснее гитлеровского тоталитаризма, бывшего его предварительным вариантом. Он не обнажает себя, масштабнее, располагает неизмеримо большими средствами, имеет поддержку большинства народов западного мира и народов сферы западного влияния, идеологически обманутых или подкупленных подачками. И пока он не встречает серьёзного сопротивления.

Проблема будущего. Теоретически, происходящее и проанализированное А.А.Зиновьевым возникновение сверхобщества при эволюции человечества не случайно. Оно соответствует прозорливому учению В.И.Вернадского о ноосфере, поскольку именно сверхобщество способно в эпоху ноосферы с помощью Коллективного Разума ограничить свободу жизнедеятельности, обеспечив её безопасность. Однако черты «победоносно» формирующегося в настоящее время «западнистского» сверхобщества не согласуются с принципами устойчивого развития, сформулированными ООН в «Повестке дня на XXI век».

Учёные Римского клуба (например, А.Кинг, Б. Шнайдер – «Первая глобальная революция», 1991) отмечали в своих докладах, что устойчивое общество никогда не возникнет в рамках мировой экономики, которая опирается только на действие рыночных сил. Это должно быть общество заботы о сохранении природы и её восстановлении. В равной мере это должно быть общество социальной справедливости, поскольку большие различия в уровне благосостояния и привилегиях могут привести к возникновению губительных разногласий между людьми. Все черты будущего, перечисленные в докладах Римскому клубу, противоречат мировоззренческим взглядам и принципам жизнедеятельности западной цивилизации.

Судя по всему, «западнистское» сверхобщество, не соответствуя обозначенным требованиям устойчивого развития, будет способствовать переходу к устойчивому развитию, который не может произойти одномоментно. Функционирование такого промежуточного сверхобщества приведёт к неизбежному уменьшению численности населения Земного шара (его созидателями предполагается, что за счёт неконкурентоспособных масс, в основном, из колонизированных народов) и соответствует нисходящей ветви расчётного графика динамики народонаселения планеты (Форрестер-Медоуз), относящейся к XXI веку (Рис. 3.6).

Его существование не может не порождать протесты, сопротивление, антизападнистские действия и поиски альтернативы западнизму после периода перехода, характеризуемого жестокостью и беспощадностью по отношению к народам, оказавшимся нежизнеспособными. При этом далеко неясно, какие народы окажутся нежизнеспособными в этот период в конце концов. Возможно, борьба против западнизации приведёт к полному краху не периферию «западнистского» сверхобщества, как хотелось бы созидателям, а его сердцевину, сами западные общества. Так что «окончательная победа» и предстоящее господство Запада не видятся очевидными. Особый же интерес представляют анализы проблемы будущего после перехода к устойчивому развитию.

Согласно представлениям А.А.Зиновьева, реальная альтернатива западнизму, скорее всего, возникнет не стихийно, а как результат сознательно-волевой деятельности людей. И началом этой деятельности должно стать создание новой идеологии. Направленность новой идеологии должна базироваться на отрицании западнизма (что не есть негативное отношение к Западу как к совокупности конкретных стран и народов). Но это не может быть и идеология коммунизма, приобретшая в сознании большинства людей прочный негативный смысл. Она не может ориентироваться на какие-то чётко определённые классы и слои, как это было с марксизмом. Новая идеология должна будет создать новый идеал социальной организации, построенный на уроках предыдущих сверхобществ и достижениях науки. Авторы новой идеологии могут появиться только из интернациональной среды новых поколений со сравнительно высоким уровнем образования, культуры, нравственности - из интеллектуальной, творческой и деловой элиты, обеспокоенной гибельными последствиями господствующего направления эволюции человечества. Чтобы идеологическое учение смогло выжить и сыграть заметную роль, должна появиться организованная группа людей, которые принимают это учение как свои убеждения и готовы посвятить свои силы и свою жизнь защите и пропаганде его. Эти люди не должны участвовать в мелочной общественно-политической суете в рамках существующей социальной организации. У них более значительная цель эпохального масштаба. И даже после появления такой организованной группы людей (по Гумилёву – пассионариев) требуется историческое терпение, ибо их деятельность может принести желаемые плоды лишь через много лет, возможно – десятилетий.

Другой отечественный мыслитель – Н.Н.Моисеев – обращает внимание на два процесса, представляющиеся ему фундаментом современной эволюции.

Первое. Уже в настоящее возможности частной собственности на средства производства исчерпаны или близки к исчерпанию: собственность во всё большей степени становится общественной, выполняя общественные функции. Наиболее показательным примером собственности, принадлежащей всем, являются знания, идеи, культурные ценности, информация: «Если я у тебя возьму яблоко, у нас останется то же яблоко. Если же я возьму у тебя идею, то у нас уже будут две идеи» (англичанин Б.Шоу).

Второе. Исходя из общих принципов эволюционизма, следует предполагать, что после перехода к устойчивому развитию увеличится разнообразие форм собственности, культур, национальных и религиозных особенностей жизни людей, отвечающих разнообразию их духовных миров. Но в интересах обеспечения безопасности жизнедеятельности в любых общественных структурах появятся общие черты: жёсткое соблюдение экологических требований, единых правил финансового обращения, признания главенства решений ООН, самоограничения суверенитетов и т.д.

Рационально организованное сверхобщество эпохи устойчивого развития, могущее в разных регионах мира (в составляющих его обществах) иметь свои особенности, должно, по мнению Н.Н.Моисеева, обладать рядом общих свойств:

  1. Способностями обеспечивать раскрытие потенциала отдельной личности, её таланта, её интеллектуальных возможностей, её воли; при этом умением мыслить сколь угодно свободно, но действовать по принципу «семь раз отмерь – один раз отрежь»;

  2. Обеспечить высокий уровень социальной защищённости личности, что необходимо для реализации первого условия; это требует определённого компромисса между свободой и равенством, противоречие между которыми вечно, а компромисс в разных условиях в разных обществах имеет свою меру;

  3. Выполнять условия экологического императива; развитие производительных сил не может переступать запретной границы человеческой активности;

  4. Рационально сочетать свободы действия рыночного механизма и направляющего воздействия общества – компромисса рынка и антирынка.

В целом можно напомнить, что развитие цивилизации, чтобы стать устойчивым, должно стать направляемым Коллективным Разумом, как говорил ещё В.И.Вернадский. Это означает введение достаточно жёстких границ, определённых наукой и обеспечивающих безопасность жизнедеятельности, при предоставлении людям полной свободы творчества внутри этих границ.

Краткий итог. В новой эпохе неизбежно объединение человечества в сверхобщество. Из проектов XX века побеждает сверхобщество западной цивилизации, что способствует уменьшению численности населения Земли. В будущем ожидается рационально организованное сверхобщество с императивом безопасности жизнедеятельности.