logo
sapronov_2009_-_Учебное_пособие

3.1. Жизнедеятельность сообщества и национальная безопасность

Законы развития цивилизаций

Людям вместе безопаснее. При этом безопасность личности зависит, как показано выше, от безопасности всех взаимовложенных сообществ разного уровня. В данном курсе рассматриваются проблемы безопасности сообществ двух высших уровней: глобального и национального. Проблемы глобальной безопасности, пути решения которых освещены в первой теме, возникли в новой эпохе. Проблемы же безопасности на национальном уровне существовали всегда. Однако в новой эпохе они приобрели новые особенности, поэтому их современное решение невозможно на традиционных принципах без анализа и учёта этих особенностей.

Нацией в настоящее время принято называть народ, объединённый в государство. Анализ законов развития и судеб народов лежит в основе ряда фундаментальных научных теорий, в основных своих чертах перекликающихся друг с другом.

Создателем первой европейской теории общественного развития считают немецкого философа Й.Г.Гердера (главный труд - «Идеи к философии истории человечества», 1784 - 1791). По его мнению, развитие народов составляет как бы единую цепь, где каждое звено связано с предыдущим и последующим. Каждый народ использует достижения своих предшественников и подготовляет почву для преемников. Подчёркнув единство человечества как биологического вида, Гердер показал и разнообразие в нём, определяемое в значительной степени географическими условиями. Значение благоприятных природных факторов он отмечал при рассмотрении причин бурного развития культуры европейских государств. Важным элементом культуры Гердер назвал «правление», поскольку совместная жизнедеятельность людей требует координации и руководства. «Естественным» он определил правление предводителями, выбранными по свободному решению для общей пользы. Прослеживая в общих чертах путь, пройденный человечеством в его культурном развитии, Гердер делает любопытный вывод, что культура развивает человека и в то же время, помещая его в тепличные условия, расслабляет, ограничивает его возможности.

Н.Я.Данилевский, выдающийся русский деятель и мыслитель («Россия и Европа», 1871), впервые отверг господствовавшую до того времени мысль, что история есть единая нить в развитии человечества, прогресс некоей общей цивилизации. Он построил теорию культурно-исторических типов, развитие которых идёт разными путями, отметив, что эти типы (народы), как и люди, рождаются, мужают, стареют и умирают. По мнению Данилевского, культурно-исторический тип характеризуется отдельным языком или группой языков, довольно близких друг другу. Необходимым условием возникновения локальной цивилизации, свойственной самобытному культурно-историческому типу, является образование самостоятельного государства. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа – каждый тип вырабатывает их для себя, при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций. Невозможно и одинаковое устройство гражданских и политических обществ – каждое вырабатывает такое устройство в зависимости от психического строя своего народа. Цивилизация, свойственная культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие. Когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств. В такой системе одно из государств является центральным, если его политическая линия наиболее соответствует текущим условиям, и потому оно является самым жизнеспособным.

Культурно-исторический тип есть понятие, по мнению Данилевского, «подчинённое в отношении к человечеству», и, следовательно, должен подчинять свои интересы и стремления общим интересам человечества. В то же время, обратив особое внимание на постоянные попытки насильственного перевёртывания русской жизни на иностранный лад, «европейничанья», Данилевский предупреждал, что это представляет собой «коренной вопрос, от решения которого зависит вся судьба России». Русский народ имеет самобытный характер и свою судьбу, он создал центральное государство одной из современных цивилизаций.

Англичанин А.Тойнби (первая половина XX века), также исследовавший вопросы возникновения, развития и исчезновения больших и устойчивых сообществ, как и Данилевский, опирался на понятие цивилизация. Развитие человечества после периода варварства, историю, Тойнби рассматривает как историю цивилизаций, а не государств и наций, полагая последних частными проявлениями жизни цивилизаций. Цивилизации – по Тойнби - есть «определённые типы человеческих сообществ, вызывающие определённые ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев – словом, в области культуры». На первое место в характеристике цивилизации, как видно, Тойнби поставил религию.

Тойнби перечислил большое количество цивилизаций в истории человечества, из которых к современным отнёс:

Показательно, что отечественную цивилизацию историк и философ Тойнби, обладающий мировым признанием, назвал русской, хотя в его времена не существовало государства Русь или Россия – был многонациональный Союз Советских Социалистических Республик. Этим он подчеркнул фундаментальную роль русского народа с его культурно-историческими особенностями в становлении одного из крупнейших долговременных объединений в истории человечества.

Тойнби отметил, что цивилизации развиваются, сталкиваясь между собой, а затем постепенно исчезают со сцены: «Бог не создал мир неизменным и не сделал существование неподвижным». Цивилизацию, находящуюся в процессе роста, можно определить как цивилизацию, у которой культурные компоненты гармонически сочетаются в единое целое. Распадающуюся цивилизацию можно по этому же принципу определить как цивилизацию, элементы культуры которой рассогласованы. Расщепление культуры подхватывается экспансией соседей, одна культура вторгается в другую. При этом экономический элемент воспринимается гибнущей культурой с наибольшей готовностью, за ним следует политика, а на последнем месте оказывается культурный элемент. Разложение интегральной культуры кончается социальной катастрофой.

По мнению Тойнби, «война, торговля, информационное воздействие – вот главные каналы отношений между цивилизацией и её внешними противниками. Опыт нескольких тысяч лет со времени появления первых цивилизаций даёт множество примеров столкновения цивилизаций. Впечатляет экспансия и мощь распространения Греко-римской цивилизации, распространившейся на большей части Старого Света вплоть до Индии, Британии и даже Китая и Скандинавии. Она в течение нескольких веков успешно вела борьбу, отражала контрудары оружия, но потерпела поражение от духовного контрнаступления новых религий, в особенности христианства. Этому натиску сдались не крепости, а сердца и души людей, а падение вслед за этим городов и укреплений, а затем и самой империи было делом времени. С империей рухнула и цивилизация».

Столкновения между цивилизациями – наиболее вероятный путь, по которому может в будущем пойти человечество. Знаменательны следующие замечания англичанина Тойнби:

«Совершенно очевиден экспансионистский характер Западной цивилизации. Всеми доступными ей средствами на протяжении многих столетий она стремилась поглотить иные культуры и цивилизации, в результате ей практически удалось пока захватить весь мир. Запад, скажут все русские и мусульмане, индусы и китайцы, и все остальные – это архиагрессор современной эпохи, и у каждого найдётся свой пример западной агрессии».

Ещё в 1947 году Тойнби писал:

«Достигшие огромной материальной мощи Соединённые Штаты будут претендовать на роль не только политического, но и цивилизационного гегемона в мире. Теперь уже Запад приходится считать не европейской цивилизацией, но цивилизацией евро-американской, в которой США доминируют во многих областях».

Наряду с угрозами от столкновения локальных цивилизаций, Тойнби уже в 50-х годах XX века видел опасность для современной общечеловеческой цивилизации в её мощных средствах массовой информации, политического, идеологического и психического воздействия на индивида и массы. Процесс «программирования» приобрёл размеры, угрожающие самой цивилизации. «Запрограммированный» человек утрачивает сущностные характеристики своей природы – способность свободно мыслить, свободно действовать, творить самого себя, свою жизнь и историю. Тем не менее, в разум человека он верил, а, следовательно, верил и в то, что история не прервётся трагически, что она имеет истинно человеческое будущее.

Л.Н.Гумилёв (середина XX века), углубляя понятия культурно-исторический тип, цивилизация, народ, ввёл понятие этнос. Этим, вслед за Гердером, он подчёркнул, что возникновение, развитие и исчезновение больших и устойчивых сообществ (этногенез) является результатом не только общего языка, не только даже развития социальных отношений между людьми, но ещё и результатом взаимодействия людей с окружающей средой, с ландшафтом и климатическими особенностями территории обитания.

По Гумилёву, природные объединения людей обладают общими стереотипами поведения, сформированными общими географическими и климатическими условиями существования, общими предками, общей историей, общей культурой, общей судьбой. Очень велико влияние на стереотипы поведения этноса географических и климатических условий. Это легко понять, сопоставив эти условия в странах с мягким, благодатным климатом (где температура воздуха практически не опускается ниже 0 градусов) и удобным для взаимосвязей положением (у незамерзающего моря, например) - в Западной Европе, США, Японии - с условиями в резко континентальных регионах России. Ясно, что образ жизни, обычаи и традиции, национальная культура и особенности психологии представителей этносов этих стран не могут быть одинаковыми (песня известной в прошлом группы На-на: «Папуасы, папуасы - снег не видели ни разу. Эскимосы, эскимосы - эскимо едят в морозы»). Гумилёв привёл примеры этносов: немцы, французы, англичане, шведы...

Каждый этнос в процессе своей жизнедеятельности, взаимодействуя как система с окружающей средой, постоянно ведет борьбу против многочисленных опасностей со стороны природы и соседей. Структура этноса, как и любой системы, всегда сложна. Он состоит из этнических групп (великороссы: московиты, жители центральной Руси, поморы, казаки, чалдоны и т.д.), различия между которыми позволяют путем отбора поддерживать конкурентоспособность этноса среди соседей. С другой стороны, в целях расширения масштабов жизнедеятельности и обеспечения безопасности этнос так или иначе сам входит в состав более крупных сообществ, называемых суперэтносами. Суперэтнос может быть назван народом, если он объединен одним государством. Примеры суперэтносов (аналогов, по существу, культурно-исторических типов и локальных цивилизаций): русский, западноевропейский, мусульманский, китайский.

Причина возникновения этносов Гумилёву неясна, он называет эту непонятную причину возникновением в сознании объединяющихся людей т.н. пассионарности, возможно, космического происхождения (в результате облучения космическими лучами). Носителями пассионарности являются пассионарии – люди, готовые на самопожертвование ради некоей идеи.

Этносы находятся в постоянных столкновениях и развитии, однако их развитие не беспредельно. Аналогично любому живому субъекту, оно имеет «начало, конец ... и вновь начало», но - начало уже другого сообщества, другого этноса, другого государства, другого компонента в составе «вечного» человечества. Это позволяет человечеству иметь необходимое для жизнестойкости разнообразие этносов (изменчивость, отбор - основы устойчивости эволюции). Длительность жизни наиболее жизнестойких этносов и сформировавшихся вокруг них суперэтносов Гумилёв определил из истории в 1200-1300 лет.

О.Шпенглер (первая половина XX века) обратил внимание на то, что западная цивилизация, доминирующая в индустриальной эпохе и основанная на рыночных отношениях, близится к своему закату. Исчерпали свои возможности тенденции безудержного роста преобразований окружающей природной среды, господства в обществе материальных, а не духовных ценностей – всего того, что лежит в основе западной цивилизации. Свою книгу он назвал «Закат Европы».

Краткий итог. Людям вместе безопаснее. Их объединение долговременно, если составляет самобытный культурно-исторический тип, отвечающий природным и историческим условиям, если оно организовано в государство и создаёт свойственную ему цивилизацию. Начала цивилизации не передаются народам другого типа. Время существования цивилизации ограничено.

Сила национального единства

Жизнеспособность и жизнестойкость объединения людей в народ (культурно-исторический тип, этнос, нацию) зависит от определённых обстоятельств, которые исследовал испанский историк и философ Х.Ортега-и-Гассет (первая половина XX века). По его мнению, объединение людей основывается не столько на насилии, материальном принуждении населения властителями, сколько на моральном внушении, стремлении осуществить общую программу грядущего. Одной силой никто никогда ничего путного не добился. Насилие создавало лишь псевдогосударства, которые, просуществовав краткий срок, исчезали с лица земли. Подлинное единство национального образования созидается проектом будущей совместной безопасной жизни, национальной идеей. Народ, образующий жизнеспособное государственное целое, всегда проживает вместе для чего-то: «Не то, чем мы были вчера, но то, чем все вместе будем завтра – вот что соединяет нас в одно государство».

И ещё: «Нация всегда или слагается, или разлагается. Третьего не дано. Сплочённость или обретается, или утрачивается, смотря по тому, насколько жизнеспособен замысел, который воплощает в данную минуту государство».

Исторический опыт показывает, что национальная идея должна отвечать ряду требований:

Например, Римская цивилизация выступала синонимом правовой дисциплины, организации. Идея порядка давала смысл жизни всем гражданам Рима и даже рабам, так как отвечала на вызовы грозной природы и диких племён, посягающих не только на скудные пищу и скарб, но на саму жизнь соседей. Порядок с неизбежными ограничениями жизнедеятельности был привлекательнее свободы дикаря, которая не обеспечивала элементарной безопасности. И окружавшие империю варвары подчинялись Риму, охваченные иллюзией участия в жизни, где каждый мог найти себе место.

Следующий вывод Ортега-и-Гассета: нация не может состоять исключительно из «народа», она нежизнеспособна без «избранного меньшинства». Это меньшинство представляет собой элиту, управляющую жизнедеятельностью народа: «Где отсутствует влияющее на массы меньшинство, и нет массы, готовой ему подчиняться, там общество либо отсутствует, либо находится на грани гибели». Люди меньшинства – это «те, кто строг и требователен к себе самому («подвижники»), берёт на себя труд и долг». Люди массы – это «те, кто снисходителен к себе, доволен собой, кто живёт без усилий, не стараясь себя исправить и улучшить, кто плывёт по течению». Деление нации на массы и избранное меньшинство – деление не на социальные классы, а на типы людей. В каждом классе можно найти и «массу» и «избранное меньшинство». В жизнеспособном народе избранное меньшинство преобладает в правящей элите, его историческая миссия заключается в том, чтобы национальная идея «сплотила людей в социальное целое, пронизала каждую живую клетку народной массы».

Объединяя идеи Гердера, Тойнби, Ортега-и-Гассета, Гумилёва и других мыслителей, структуру нации и функции её слоёв можно представить на схеме (Рис. 3.1).

Народ состоит из активных слоёв общества, стремящихся к самореализации и творчеству, и пассивной массы, в потребностях которой стремление к самореализации минимально, которая «плывёт по течению».

Функцию объединения народа выполняет «избранное меньшинство» из его активных слоёв, выдвигающее национальную идею и готовое жертвовать ради неё жизнью. Если этим пассионариям удаётся привлечь к себе души, порождая своего рода поле духовного тяготения, покорить и зажечь пассивную массу властью примера - они становятся основой, как говорят сегодня, правящей элиты, а народ в целом обретает жизнеспособность.

Однако правящая элита состоит не только из людей, одержимых национальной идеей. Туда устремляются энергичные и инициативные люди - карьеристы, интересующиеся исключительно властью и богатством (карьерист – человек, ставящий заботу о своей карьере и личных успехах выше интересов общественного дела /Словарь иностранных слов/). Не стремящихся к власти представителей активных слоёв, поглощённых развитием науки, техники или искусства, создающих элементы культуры, можно назвать творческими работниками.

Структура нации, представленная на схеме, является, естественно, моделью, составленной при определённых допущениях. В реальности нет чётких границ между слоями нации, в каждой личности присутствуют черты не одного слоя. Однако можно считать (в грубом приближении), что названные слои существуют, а в каждой личности превалирует какая-то черта. Это даёт возможность составить общее представление об условиях жизнеспособности нации.

Пока национальная идея не только владеет общественным сознанием, но и служит индивидуальным интересам всей правящей элиты, пока она обеспечивает духовное здоровье сообщества, т.е. механизм формирования национальных интересов с преобразованием интересов сообщества в первые интересы не только масс, но и карьеристов - нация сохраняет свою жизнеспособность. Римская цивилизация перестала существовать, когда исчезли пассионарии, когда правящая элита перестала думать о величии Рима, об общем для всего народа будущем, сосредоточившись на эгоистических интересах.

С потери духовного здоровья, с переориентации правящей элиты, а за ней и всего народа, на сугубо личные интересы - с потери единства - начинается потеря и жизнеспособности нации. Столь же опасна, как отметили упомянутые выше мыслители, переориентация народа на чужие ценности: «Любая внешне воспринятая цивилизация смертельна для тех, кто её заимствует» (А.Тойнби). Угроза потери духовного здоровья является главной внутренней угрозой национальной безопасности. Нет будущего у народа, не желающего думать о своём общем будущем, о своей безопасности.

Важная особенность современности подмечена Ортегой-и-Гассетом: сегодня массы многих народов достигли жизненного уровня, подобного тому, который прежде казался предназначенным лишь для элиты. Эта особенность имеет серьёзнейшие последствия. Такие, например, как потеря молодёжью, пестуемой старшим поколением, стимулов к производительному труду, искажение представления о своих правах на комфорт, обеспеченный трудами предшественников и требующий постоянной поддержки. При этом престиж и авторитет существующего благородного «избранного меньшинства», пекущегося об обязанностях и долге, падают и перестают определять характер жизнедеятельности народа. Его жизнеспособность падает.

Идеи национального единства и других условий жизнеспособности народа плодотворно дополняются теорией А.Тойнби, согласно которой истинной причиной генезиса общества, развития его до масштабов цивилизации служат Вызовы окружающей среды. В терминах теории безопасности это угрозы населению, проживающему на некоей территории. Первыми это были вызовы (угрозы) природной, затем социальной среды (в новой эпохе – ещё и техногенной её составляющей). Вызов побуждает Ответ, которым население решает вставшую перед ним проблему, объединяясь в развивающееся общество, чем переводит себя в более высокое, безопасное и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние.

Так, генезис египетской цивилизации был ответом на вызовы природы засушливой Афразийской степи: «Общины охотников и собирателей не изменив в ответ на вызов ни своего местопребывания, ни своего образа жизни, поплатились за это полным вымиранием. Но те, которые превратились из охотников в пастухов, искусно ведущих свои стада по сезонному маршруту миграции, стали кочевниками… Когда пастбища нильской долины стали Ливийской пустыней /и болотами/… героические первопроходцы… превратили их в благодатные земли Египта… болота были дренажированы, ограждены дамбами и превращены в поля. Появилась египетская цивилизация».

Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию: слишком хорошие условия, как правило, ведут к прекращению всякого роста и постепенной гибели сообщества. В то же время чрезмерно мощные вызовы, на которые сообщество не в состоянии дать адекватный ответ, также ведут к гибели сообщества: «Цивилизации рождаются и развиваются, успешно отвечая на последовательные Вызовы. Они надламываются и распадаются тогда, когда встречают Вызов, на который им не удаётся ответить».

Наиболее мощные вызовы – удары – возникают со стороны человеческого окружения. История свидетельствует, что в ответ на удары общество или сдаётся на милость (?) победителя или реагирует на беспрецедентно сильный удар столь же сильным взрывом целенаправленной энергии. Это зависит от внутреннего состояния общества, от уровня национального единства, определяемого наличием национальной идеи и пассионариев. Примерами различных ответов на удары из истории Римской империи служат взрыв её экспансии после удара со стороны Карфагена и безвольная сдача варварам после потери пассионарности народом, прежде всего, правящей элитой во главе с развратившимися императорами («рыба гниёт с головы»).

Краткий итог. Объединённые в государство люди составляют нацию. Это объединение основывается на общем представлении о безопасности в будущем. Такое представление, выражаемое в национальной идее, создают пассионарии. Замещение пассионариев в правящей элите людьми, ориентированными на власть и богатство, ведёт к разрушению единства и гибели нации.

Проблема национальной безопасности

Объединение людей в процессе жизнедеятельности, повышая уровень безопасности каждого участника этого объединения, удовлетворяет его коренную индивидуальную потребность и сформированный на её основе личный интерес. При этом возникают общие интересы участников в безопасности образованного сообщества, которые можно охарактеризовать как интересы общества.

Исторически наиболее устойчивой формой организации сообщества (этноса, суперэтноса) стало государство, а организованные государством сообщества принято называть народами или нациями (входящие в состав нации меньшие сообщества называют национальностями). Организационная структура – государство – включает в себя народ и государственную систему управления, занимающие определённую территорию. Проблемы безопасности этой организационной структуры составляют интересы государства.

Все названные интересы тесно связаны между собой, поскольку имеют в своей основе интересы человека как биосоциального существа, но, тем не менее, различаются. В Концепции национальной безопасности России эти интересы определены так.

«Интересы личности состоят в личной безопасности, в качестве и уровне жизни, в возможности физического, духовного и интеллектуального развития» (это, как легко увидеть, другая формулировка упоминавшихся ранее жизненно важных интересов человека по определению экспертов ООН).

«Интересы общества(нации)состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия».

«Интересы государства состоят в незыблемости суверенитета и территориальной целостности, в политической, экономической и социальной стабильности, в обеспечении законности, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества».

Необходимо заметить, что интересы государства, теоретически являющиеся расширенными интересами общества, в реальности представляются правящей элитой, поэтому к расширенным интересам общества добавляются властные интересы этой элиты.

Носители перечисленных интересов – личность, общество и государство - согласно теории безопасности, являются взаимовложенными объектами опасности. Их совместную безопасность называютнациональной безопасностью. В Законе РФ «О безопасности»:

«Безопасность /национальная/ состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Разница интересов объектов опасности, являющаяся естественным фактором, создаёт основу для столь же естественных конфликтов. Этот фактор постоянно присутствует в истории каждой нации и создаёт внутренние угрозы её безопасности. Нация жизнеспособна, если она находит баланс на основе компромисса конфликтующих интересов, по-разному достигаемый в разных исторических условиях, но обязательно формирующий общие национальные интересы (Рис. 3.2). Способность нации к такому компромиссу определяется духовным здоровьем общества.

«Национальные интересы – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства».

Вызовы нации со стороны окружающей среды представляют собой внешние угрозы национальным интересам, национальной безопасности. Они формируются природой, всегда содержащей угрозы человеку, другими государствами (агрессия и насилие со стороны других народов) и технологиями преобразования среды обитания.

Национальной безопасности, как и безопасности человека вообще, угрожает не только биосферная природа, но также и окружающая планету среда в виде космоса. Его пока не захватывают процессы мировой динамики, зависящие от жизнедеятельности человека. Но он влияет на эти процессы, поставляя на Землю, прежде всего, солнечную энергию, что может быть прервано воздействием человеческих технологий. Он также постоянно угрожает безопасности человека природными космическими явлениями типа встречи Земли с астероидами (человек уже может противостоять ряду таких угроз с помощью своих технологий).

Угрозы от природы естественны, неизбежны и понятны.

Естественность же и неизбежность угроз со стороны других народов требуют пояснений. Проявления агрессии и насилия являются следствием конфликтов между сообществами, их постоянной исторической борьбы за ресурсы самого различного рода. Конфликты тоже естественны, неизбежны и понятны: они возникают вследствие особенностей разума человека, который подсказывает привлекательность наиболее коротких путей удовлетворения своих потребностей и интересов. А отнять ресурс у соседа всегда кажется проще и быстрее, чем получить его в результате труда (например, отнять урожай, а не вырастить).

Конфликт интересов между людьми и сообществами, как отметил З.Фрейд, в принципе решается только посредством насилия. Насилие сильнейших в процессе развития человечества меняет свои формы, переходя от дикого истребления конкурентов к покорению теми или иными методами и использованию не только богатств, но и трудового потенциала побеждённых в своих интересах. Развитие цивилизации выработало сопротивление такому положению в форме права (в данном случае международного), когда большую силу одного компенсируют объединением слабейших и выработкой законов сотрудничества. Но и в случае господства законов, это господство поддерживается опять-таки насилием объединения (в разных формах) по отношению к сильнейшему, противопоставляющему себя остальным. Таким образом, неизбежность применения насилия между народами влечёт за собой постоянную внешнюю угрозу национальным интересам и национальной безопасности.

Появление глобальных угроз от жизнедеятельности, от применения технологий преобразования среды обитания, изменило общую постановку проблем безопасности.

До наступления новой эпохи проблемы безопасности и способы их решения были таковы, что их можно условно разделить на две категории. Уровень безопасности народа страны обеспечивался общим уровнем развития, а также военными и административными средствами и мерами государства. Индивидуальный уровень безопасности зависел от личного поведения в повседневной жизни. Для индивида безопасность общества, олицетворяемого государством, становилась важнее личной безопасности только в кратковременные периоды чрезвычайных ситуаций (как их называют сегодня) - в войнах за выживание. Правда, как уже упоминалось, цена способности членов общества к самопожертвованию была высока и выявлялась немедленно: выживали лишь сообщества, индивиды которых проявляли эту способность к самопожертвованию в критических условиях войн. Иначе сообщество, а вместе с ним и большинство его членов, гибли.

В новой эпохе на планете всё изменилось. Современная жизнедеятельность людей во всех своих проявлениях - социальном, политическом, техническом, экономическом, военном - не гарантирует вообще выживание человека как биологического вида. Комплекс проблем безопасности расширился, стал, как показано во второй теме пособия, более взаимосвязанным и приобрел качественно новый характер из-за возникновения новой и непрекращающейся угрозы существованию всего человечества от собственной жизнедеятельности. Фактически, угроза чрезвычайной ситуации в глобальном масштабе стала постоянной. Поэтому впредь действия каждой личности и жизнедеятельность сообществ людей любых уровней должны постоянно удовлетворять требованиям глобальной безопасности.

Для наглядности проблему национальной безопасности и вопросы, нуждающиеся в выяснении, целесообразно отобразить на схеме (Рис. 3.3):

Чтобы выявить пути решения проблемы безопасности жизнедеятельности на национальном уровне, необходимо:

После этого можно было бы рассматривать необходимые (и возможные) меры безопасности, включающие в себя и защиту и предотвращение угроз. Однако на этом этапе вопросы сферы образования заканчиваются, а начинаются вопросы политики, поскольку предлагаемые разными политическими силами меры безопасности («что делать» - конкретно) различаются, зачастую принципиально. Тем не менее, анализ перечисленных неполитических вопросов уже позволяет составить общую картину, знание которой даёт возможность каждому делать обоснованный и ответственный выбор своей гражданской позиции.

Краткий итог. Нация как объект опасности подвергается угрозам от окружающей среды и от конфликтов между интересами личности, общества и государства. Национальная безопасность зависит от состава и действий субъектов безопасности. Определение мер безопасности является политической задачей и лежит вне сферы образования.