«Жить сообща и не за счёт других».
Русская цивилизация с характерными для неё менталитетом и культурой объединила представителей многих национальностей. Есть большой смысл в том, что за рубежом всех представителей России называют русскими, будь они по национальности татары, ингуши, евреи, башкиры, калмыки. Русскими часто называют даже грузин, армян, казахов и других бывших советских граждан, потому что за долгое время жизни вместе с русскими они приобрели черты неповторимого русского менталитета. Примеры:
Известный чемпион мира по боксу К.Цзю, кореец по национальности (родился в СССР, последние 16 лет живёт с семьёй в Австралии), на вопрос, почему он любит русский танец, ответил: «Ну, мы же - русские!».
«Я умудрялся от эпизода до эпизода забывать, что я еврей. Не потому, что не хочу или стесняюсь быть евреем, а потому, что ощущаю себя человеком русской культуры по рождению, воспитанию, образованию…» (поэт А.Б.Кушнер).
Киргиз Ч.Айтматов не только создал свои всемирно известные литературные произведения на русском языке, но, будучи уже представителем независимого Кыргызстана, настоял на введении русского языка в качестве официального в Совете Европы.
Русские менталитет и культура плохо совмещается с современными стремлениями к индивидуальному комфорту и личному успеху, с принципами конкуренции и транснациональной экономикой, основанной на рыночной системе. Но, соответствуя принципам устойчивого развития, они могут стать духовной основой выживания России, как локальной цивилизации, в будущем.
Особенности развития. Анализ природных и исторических особенностей России позволяет понять, почему Россия в своём развитии по уровню экономики и качеству жизни населения постоянно отстаёт от передовых в этом смысле стран. Это является следствием как неблагоприятных геоклиматических условий и потому высоких издержек, затрачиваемых на физическое выживание, так и упомянутой ограниченной инициативности коллективистских масс. К этому добавляются огромные потери в жестоких схватках с беспощадными захватчиками. Однако, когда отставание страны становится критически опасным из-за нарастания внутренних конфликтов и экспансии конкурирующих соседей, народ, благодаря традициям коллективизма и подчинения личности общему делу, оказывается способным на мобилизационный рывок. Через напряжение всех сил и трагическую потерю значительной части населения страна достигает необходимого для выживания могущества. За рывком следует более спокойный период жизни, потому что напряжение всех сил погубило бы страну и без внешнего воздействия. А далее - новое отставание, потом новый рывок. Таким образом, развитие России принципиально скачкообразное. Схема (Рис. 3.5) иллюстрирует это обстоятельство.
За исходную позицию здесь обозначено соотношение уровней развития стран Западной Европы и Киевской Руси, которые были, как минимум равны (на самом деле Русь была, по-видимому, впереди вследствие большей близости к центру тогдашней культуры – Византии). Развитие стран Западной Европы, которые сегодня являются передовыми в смысле уровня жизни (это замечается людьми в первую очередь) на схеме условно аппроксимировано «восходящей» прямой линией. Ломаная же линия, состоящая из ряда «падающих», а затем, после очередных критических отставаний (грозят гибелью), «взмывающих вверх» отрезков, соответствующих мобилизационным рывкам - демонстрирует скачкообразное развитие России.
Рывков разной амплитуды было немало, самыми значимыми учёные считают эпохи Ивана Грозного (преодоление перед лицом польско-литовской агрессии княжеской и боярской раздробленности, приведших к гибели Киевской Руси; переход к централизованному русскому государству), Петра Великого (всесторонняя модернизация страны, ликвидация угрозы со стороны шведов; переход к империи), Иосифа Сталина (ликвидация социальной и технологической отсталости, угрожающей закабалением или даже уничтожением со стороны Запада; переход в индустриальное общество).
Трагические потери во время мобилизационных рывков с позиций более позднего времени зачастую кажутся неоправданными, однако именно благодаря этим рывкам народ России долгие столетия выживал, сохранял свою независимость и создавал свою самобытную цивилизацию – в отличие от народов тех же Хазарского каганата, Киевской Руси, Золотой Орды, Великого княжества Литовского.
Например, только благодаря мобилизационному рывку в советское время стране удалось противостоять фашистскому нашествию. Ведь Гитлер в интервью А.Тойнби ещё с приходом к власти изложил свой план «расчистки жизненного пространства» для настоящих арийцев от русских на востоке Европы до Урала – подобно расчистке пространств Северной Америки для переселенцев из Европы от индейцев. Но одним из главных достижений последнего рывка России стал рост городского населения и сравнительно высокий образовательный уровень. При 80% неграмотного населения в начале XX века, к концу века Россия добилась всеобщего среднего образования и профессиональной подготовки мощного слоя интеллигенции, всесторонне развившей науку и создавшей передовые образцы во всех областях современной техники. И именно достижения образования, науки и техники позволили стране победить в военном противостоянии силам Европы, объединённым фашистами, и не только выжить, но и стать к концу XX века второй державой мира.
Высокий уровень образования населения пока что является важным потенциалом России – он соответствует повышению требований к личности и обществу при переходе к устойчивому развитию.
Краткий итог. Ядром многонациональной русской цивилизации является русский этнос, менталитет и культура которого выражаются в принципе «жить сообща и не за счёт других». Жизнестойкость и качества русского этноса привлекли к нему соседей, что сформировало самобытный культурно-исторический тип.
Развитие России закономерно скачкообразное – постоянное отставание от стран передовых цивилизаций вследствие неблагоприятных природных условий и мобилизационные рывки при появлении угроз существованию, возможные благодаря особенностям менталитета и культуры народа.
- Современный комплекс проблем безопасности
- Оглавление
- Тема 1. Новая эпоха:
- Тема 2. Безопасность и жизнедеятельность человека. ……..….………................................32
- Тема 3. Безопасность жизнедеятельности
- Введение
- Тема 1.
- Новая эпоха:
- Глобальные проблемы
- Безопасности жизнедеятельности
- 1.1. Понятие о новой эпохе
- 1.2. Первые признаки новой эпохи
- 1.3. Научные исследования глобальных последствий жизнедеятельности
- 1.4. Мировое сообщество и глобальные проблемы новой эпохи
- 1.5. Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности
- Глобальная безопасность под угрозой: экологическое опустошение, блага экономического развития доступны не всем, распространены несправедливость, нищета и насилие.
- II. Принципы:
- Уважать Землю и всё живое.
- Вопросы для самоконтроля по теме 1
- Тема 2. Безопасность и жизнедеятельность человека
- 2.1. Начала общей теории безопасности
- 2.2. Безопасность индивида и общества
- 2.3. Безопасность как результат жизнедеятельности
- 2.4. Глобальные проблемы безопасности жизнедеятельности
- 2.5. Системный анализ проблем безопасности
- 2.6. Условия безопасности жизнедеятельности
- Вопросы для самоконтроля по теме 2
- Тема 3. Безопасность жизнедеятельности на национальном уровне
- 3.1. Жизнедеятельность сообщества и национальная безопасность
- 3.2. Россия в мире цивилизаций
- «Жить сообща и не за счёт других».
- 3.3. Жизнедеятельность мирового сообщества в новой эпохе
- Тенденция унификации культуры проявляется двояко.
- 3.4. Россия в новой эпохе
- 3.5. Жизнедеятельность общества и национальная безопасность России
- Вопросы для самоконтроля по теме 3
- Заключение
- Источники
- Дополнительная литература