2.2. Безопасность индивида и общества
Безопасность - коренная потребность человека
Мотивация активности человека, как показали исследования психологов, имеет сложную структуру. В этой структуре влияние инстинктивной составляющей, присущей всем живым организмам, в целом незначительно. Преобладает разумная составляющая, опирающаяся на интересы личности и общества, как осознанную нужду в чём-то необходимом для жизнедеятельности.
Французский философ-просветитель К.А.Гельвеций (XVIII век) утверждал: «Всякий, в сущности, всегда повинуется интересу… Личный интерес есть единственная и всеобщая мера человеческих поступков». Интересы личности формируются под влиянием её социального положения, образа жизни, духовных ценностей и культуры общества, социальной психологии конкретной группы общества. Из этого следует, что они не только разнообразны, но и переменчивы, зависят от условий существования личности. Отмеченное экспертами ООН наличие единых для всех людей жизненно важных интересов, о чём упоминалось выше, справедливо лишь для современных условий. Например, в эпоху дикости не существовало современного понятия о вожделенном благосостоянии.
Однако, как установил основоположник теории мотивации А.Маслоу («Мотивация и личность» - 1954 г.), в основе разнообразных и переменчивых интересов людей лежит неизменная для всех и всегда матрица базовых потребностей человека, внутренних побудителей активности. Иногда упоминаются три основных типа потребностей: материальные, социальные и духовные. Но общепринятой считается классификация Маслоу, представленная на схеме (Рис. 2.1), где потребности размещены в иерархическом порядке.
В основание пирамиды Природой заложены потребности естественные (физиологические - в терминологии Маслоу), свойственные всем живым организмам: в питании, в сне, в продолжении рода и т.п. (на схеме - в основании пирамиды).
Далее идут потребности, свойственные только homo sapiens (человеку разумному – лат.), и первой из них является потребность в безопасности. Понятие безопасность применимо только к человеку, поскольку оно относится к будущему удовлетворению естественных потребностей, а представление о будущем посильно только разуму. «Ничто не важно для человека, если оно не направлено в будущее» (испанский философ XX века Ортега-и-Гассет). На схеме ломаная стрелка (слева вниз) – подчёркивает предназначение потребности в безопасности.
Как показано учёными, каждая из следующих потребностей возникает только после удовлетворения предыдущих. Следовательно, все остальные потребности, отличающие человека, возникают только после удовлетворения потребности в безопасности (как и последняя - после удовлетворения естественных потребностей).
Уместно, правда, отметить важное замечание «мастера психологии» Маслоу: «Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозы». Это замечание очень актуально в сегодняшней ситуации: когда в центре внимания общества находятся вопросы «развития» и, лишь постольку-поскольку, частные задачи обеспечения безопасности. Люди не чувствуют современных глобальных угроз. Как если бы на получившем пробоину и тонущем Титанике пассажиры были озабочены комфортом и пожарной безопасностью в каютах.
Но следующие потребности человека появляются не только после удовлетворения потребности в безопасности, а ещё и способствуют более полному удовлетворению этой потребности. Так, потребность в социальных связях ведёт к объединению людей в сообщества, в которых вследствие взаимопомощи – вместе безопаснее.
Уместно отметить замечание «мастера психологии» Маслоу: «Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозы». Это замечание очень актуально в сегодняшней ситуации: когда в центре внимания общества находятся вопросы «развития» и, лишь постольку-поскольку, частные задачи обеспечения безопасности. Люди не чувствуют современных глобальных угроз. Как если бы на получившем пробоину и тонущем Титанике пассажиры были озабочены комфортом и пожарной безопасностью в каютах.
Но следующие потребности человека появляются не только после удовлетворения потребности в безопасности, а ещё и способствуют более полному удовлетворению этой потребности. Так, потребность в социальных связях ведёт к объединению людей в сообщества, в которых вследствие взаимопомощи – вместе безопаснее.
С объединением людей появляется новая категория – безопасность сообщества (см. схему рис. 2.1). Между личностью и сообществом, в котором для совокупности личностей безопаснее, возникает конфликт (жирная стрелка на схеме между безопасностью личности и безопасностью сообщества). В критических ситуациях члены сообщества для его выживания (т.е. для выживания большинства его членов) бывают вынуждены жертвовать своими интересами, включая жизненно важные. Этот конфликт имеет фундаментальный характер, он испокон веков находится в центре внимания религий, философии, искусства, морали и нравственности. Это конфликт добра, под которым подразумеваются интересы большинства членов сообщества, и зла, которым принято считать интересы личности, противоречащие интересам сообщества. Он является источником личных трагедий. Непонимание диалектики этого конфликта часто приводит к одностороннему истолкованию выдающихся исторических событий. Из них очевидны военные ситуации, когда выживание народов определяется способностью людей жертвовать своей жизнью ради победы над врагами. Однако спустя какое-то время эти жертвы начинают некоторым казаться непонятными, а то и выдуманными: что двигало Зоей Космодемьянской, Александром Матросовым или Олегом Кошевым? Вообще, мол – всё это расписанные журналистами пропагандистские легенды!
Возможность разрешения конфликта добра и зла в пользу сообщества (хотя первыми для личности всегда являются её интересы: «своя рубашка ближе к телу») оказалась предусмотренной Природой с помощью заложенной ею в человека потребности в уважении. С помощью этой потребности интересы сообщества преобразуются в первые личные интересы (на схеме стрелка между потребностью в уважении и жирной стрелкой конфликта).
Самой высшей потребностью человека, личности является потребность в самореализации. Она служит основой духовного развития, творчества, стремления к максимальным действиям. Благодаря этой потребности людьми совершаются прорывы в незнаемое, создаются новые технологии, достигаются небывалые прежде результаты. Но стимулируется всё это опять-таки потребностью в уважении (на схеме рис. 2.1 вторая ломаная стрелка слева вниз), а служит, в конце концов, всё более полному удовлетворению потребности в безопасности.
Таким образом, получается, что потребность человека в безопасности служит как бы «корнем», из которого «произрастают» и которому «служат» его остальные базовые потребности. Поэтому она заслуживает названия не только первой среди базовых потребностей человека, выделяющих его из остального мира, но и коренной. Изложенное позволяет также утверждать, что безопасность является конечной целью сознательной активности человека во всех сферах его жизнедеятельности.
В дополнение к структуре взаимодействия базовых потребностей человека полезно отметить их связи с такими явлениями, как конкуренция и развитие. На схеме эти связи обозначены пунктирными стрелками. Конкуренция возникает на индивидуальном уровне – в соревновании личностей за уважение в сообществе, за место в его иерархии. На уровне сообществ конкуренция определяет жизнеспособность данного сообщества. Именно конкуренция стимулирует развитие сообщества в целях обеспечения и повышения уровня его безопасности. Развитие является инструментом обеспечения безопасности, оно вторично. А осуществляется развитие творчеством, самореализацией членов сообщества и условиями, которые создаёт сообщество для самореализации. Там, где больше свободы - для полезной самореализации – там выше уровень развития и безопасности сообщества.
Краткий итог. Базовые потребности человека, определяющие мотивацию его действий и заложенные Природой, исходят из коренной потребности в безопасности и служат наибольшему её удовлетворению. Безопасность является конечной целью сознательной активности человека во всех сферах его жизнедеятельности.
Безопасность и духовное здоровье
Как показано, сообщество оказывается жизнеспособным только в том случае, если решающее большинство его членов готово поставить интересы сообщества выше индивидуальных, эгоистических интересов. В противном случае сообщество распадается или даже гибнет при первой же критической ситуации. Конфликт индивидуальных и общественных интересов разрешается базовой потребностью каждого человека в уважении.
В жизнеспособном сообществе возникает особый механизм преобразования общественных интересов в личные на основе потребности его членов в уважении. Таким механизмом в коллективе, где все друг друга знают (а когда-то в племени), являются мнение окружающих, обычаи и традиции, согласно которым член коллектива, рисковавший собой и преуспевший в действиях на общее благо, добивается уважения и получает определённые привилегии – что служит его индивидуальным, эгоистическим интересам. Современные крупные сообщества объединяют в государство людей, живущих на большой территории и незнакомых по большей части друг с другом. В этих сообществах к обычаям и традициям уважения и привилегий для «самоотверженных» граждан прибавлены законы, согласно которым привилегии утверждаются государством.
Но, оказывается, в крупном сообществе для надежности преобразования общественных интересов в личные недостаточно уважения окружающих людей и привилегий, заданных законом. Ни одно «гражданское» общество, построенное на сводах самых лучших законов, не в состоянии полностью проконтролировать выполнение этих законов своими гражданами. Непобедимый принцип «своя рубашка ближе к телу» влечёт разум каждого члена общества использовать всяческие лазейки для удовлетворения своих эгоистических интересов вопреки интересам общества. Такая ситуация делает неэффективной любую пирамиду общественных (государственных) контролёров-надсмотрщиков за исполнением законов, поскольку каждый из этих надсмотрщиков «тоже человек», руководствующийся в первую очередь своими эгоистическими интересами. Поэтому, для становления механизма преобразования общественных интересов в личные, мнение окружающих и формальные законы должны подкрепляться определённой идеологией с внедрением в сознание людей веры в идеалы.
История показала, что самой эффективной идеологией оказалась религия. Религия - вера во Всевышнего - создала с помощью религиозных канонов мораль, в основе которой лежат интересы общества. Она посадила «надсмотрщика» в виде совести в голову каждого верующего. Совесть можно определить как ощущение человеком несоответствия его неблаговидных поступков (если они совершаются) требованиям морали. Религия внушает верующей личности ответственность за её «зло» не перед людьми, а перед Богом, которого невозможно обмануть (людей, сообщество обмануть можно: «не пойманный не вор»). От религии, от понятия духа, как божественной субстанции, начала, определяющего моральное поведение личности, возникли термины духовность, духовное здоровье.
Духовность, согласно православным богословам, такое состояние человека, которое возвышает его над материальными ценностями и потребностями: «Духовность есть мера присутствия в человеке Бога» (известный учёный и богослов А.И.Осипов). Духовно здоровая личность – это человек, поступки и всё поведение которого отвечают нормам общепринятой морали. Если решающее большинство сообщества составляют духовно здоровые личности - это духовно здоровое сообщество (к сожалению, «в любой семье не без урода»). Это значит, что в таком сообществе действует надёжный механизм преобразования общественных интересов в личные, что оно жизнеспособно. В противном случае оно будет существовать до первой критической ситуации, его безопасность не обеспечена. Оно нежизнеспособно, как нежизнеспособным окажется и большинство его членов, которых покорит другое, более сплочённое сообщество. Вся история человечества служит иллюстрацией этой истины. При этом покорённые сообщества (народы, ранее племена) зачастую не только теряли свою независимость и национальные особенности, но и уничтожались физически.
Краткий итог. Люди ради безопасности объединяются в сообщества. Жизнеспособность сообщества зависит от духовного здоровья - наличия механизма преобразования общественных интересов в личные.
Уровень безопасности
Для оценок эффективности решений задач безопасности необходимо иметь возможность численного определения уровня безопасности различных объектов. В среде специалистов этот уровень принято определять с помощью достаточно сложной теории рисков. Однако интегрально уровень безопасности личности, как основы взаимовложенной структуры объектов опасности, может быть охарактеризован просто и наглядно продолжительностью жизни.
Наиболее долгое сохранение жизни, бесспорно, является одной из основных целей жизнедеятельности, несмотря на то, что философы до сих пор спорят о смысле жизни. Не случайно сохранение жизни и здоровья эксперты ООН назвали первым и главным жизненным интересом личности. Исходная, заложенная природой, продолжительность жизни индивидов каждого вида живых организмов (в нашем случае вида Homo sapiens) укорачивается за счёт реализации опасностей от взаимодействия с окружающей средой. Именно поэтому реальная продолжительность жизни, несомненно, будучи зависимой от природной видовой величины, но отличная от неё, характеризует уровень безопасности.
При анализах уровня безопасности нужно иметь в виду три различных показателя:
биологическую продолжительность жизни, определённую природой человеку как виду;
индивидуальную продолжительность жизни, относящуюся к конкретной личности (с её особенностями);
среднюю продолжительность жизни в данном сообществе.
Биологическая продолжительность жизни служит исходным показателем. Для природы (в данном случае - для биосферы), создавшей человека и предусмотревшей эту продолжительность, важно воспроизводство человеческого рода. Человек должен вырасти до взрослого состояния и произвести потомство, а затем вырастить своих потомков до взрослого состояния. После этого данный индивид природе не нужен, поскольку его функции (для наших рассуждений неважно - какие именно) и воспроизводство рода будут осуществлять уже его потомки. Приняв за возраст взрослого состояния 25 лет, получаем 25+25 =50. Если на разброс возраста воспроизводства и другие погрешности наших рассуждений положить запас 1,5-2,0 (как делается при проектировании технических объектов), то ориентировочно получим биологическую продолжительность жизни 75-100 (в среднем ~ 80) лет. «Дополнительные» годы можно рассматривать и как время, отведенное природой для творческой жизнедеятельности личности на благо общества (известно, кстати, что люди, занимающиеся творческим трудом, чаще живут долго).
Значительная часть людей до биологического предела не доживает. Их индивидуальная продолжительность жизни укорачивается необеспеченностью безопасности, которая зависит, прежде всего, от их собственного поведения в повседневной жизни и в складывающихся опасных ситуациях. Один постоянно строит свои действия с учётом их последствий для своей безопасности (как «муравей» в известной басне Крылова), другой бездумно следует своим сиюминутным желаниям и стремлению к удовольствиям, о безопасности не заботясь («стрекоза»). Личность, пренебрегающая принципами здорового образа жизни, не умеющая предвидеть, избегать опасностей, а в случае необходимости рационально действовать, не может надеяться на продолжительную жизнь.
Однако безопасность личности зависит не только от её личного поведения, но также от количества и силы угроз, формируемых её взаимодействием с окружающей средой (природной, социальной, техногенной). А состояние окружающей среды во многом определяется результатами преобразовательной жизнедеятельности общества. Уровень безопасности, достигнутый преобразовательной жизнедеятельностью данного сообщества для обеспечения защищённости своих членов от различного рода угроз, характеризуется средней продолжительностью жизни в сообществе. Эту величину получают, усредняя реальные значения продолжительности жизни индивидов сообщества.
Уровень безопасности сообществ, как показывает рост средней продолжительности жизни, с прогрессом цивилизации пока что постоянно растёт, хотя и неравномерно в разных странах. Рядовому жителю древнего Египта, средняя продолжительность жизни в котором по некоторым данным была 22 года, трудно было выжить более 40-45 лет, несмотря на максимально «безопасное» по тем временам поведение (это не относилось к жрецам, находившимся в особых условиях и потому имевшим возможность дожить до биологического предела). Живший позже римлянин жил дольше, поскольку мылся в построенной для того бане («термы Каракаллы»: термы – баня, Каракалла – римский император), а воду пил из водопровода («сработанного рабами Рима») - в отличие от египтянина, у которого и для мытья и для питья был один и тот же Нил. В наиболее гармонично развитых на сегодня странах средняя продолжительность жизни достигла 80 лет (Скандинавия, Япония). По-видимому, это уже тот самый биологический порог, практически достижимый предел роста продолжительности жизни.
Таблица
Сообщества | Древний Египет | Древний Рим | Россия XIX век | СССР конец XX века | РФ 2000 г. | Япония, Скандинавия начало XXI века |
Ср. продолжительность жизни | 22 | 24 | 35 | 72 | 64 | ~80 |
Неравномерность роста средней продолжительности жизни в разных странах зависит от неравномерности их развития. Сравнение этих интегральных показателей даёт возможность оценить темпы и уровни развития любой из рассматриваемых стран, в частности, России (таблица).
Таким образом, уровень безопасности личности, измеряемый индивидуальной продолжительностью жизни, зависит не только от её поведения, но и от уровня безопасности, достигнутого сообществом, членом которого она является. Поведение конкретной личности позволяет ей только реализовать (или не реализовать) достигнутый сообществом уровень безопасности. Рост уровней безопасности и личности, и сообщества стал результатом преобразовательной жизнедеятельности.
Если говорить о человечестве в целом, то наиболее впечатляющим является ускоряющийся до настоящего времени рост другого (тесно связанного с первым) показателя уровня безопасности общества – численности населения Земного шара. Как уже упоминалось, до появления первых технологий преобразования окружающей среды (сельского хозяйства), на всей Земле жило около 5 млн. человек. Т. е. 10 тысяч лет назад население всей планеты составляло половину населения сегодняшней Москвы. К началу новой эры (2 тысячи лет назад) людей на Земле стало уже 200-300 млн., что соизмеримо с населением сегодняшней Западной Европы. С прогрессом цивилизации, с увеличением преобразованной среды – анклавов техносферы – численность населения планеты стала возрастать всё стремительнее, составляя в 2005 году уже более 6,5 млрд. человек.
Краткий итог. Уровень безопасности индивида определяется продолжительностью жизни. Он зависит не только от личного поведения, но и от уровня безопасности, достигнутого сообществом. Величина и динамика средней продолжительности жизни в данной стране может служить для оценки уровня и темпов её развития.
- Современный комплекс проблем безопасности
- Оглавление
- Тема 1. Новая эпоха:
- Тема 2. Безопасность и жизнедеятельность человека. ……..….………................................32
- Тема 3. Безопасность жизнедеятельности
- Введение
- Тема 1.
- Новая эпоха:
- Глобальные проблемы
- Безопасности жизнедеятельности
- 1.1. Понятие о новой эпохе
- 1.2. Первые признаки новой эпохи
- 1.3. Научные исследования глобальных последствий жизнедеятельности
- 1.4. Мировое сообщество и глобальные проблемы новой эпохи
- 1.5. Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности
- Глобальная безопасность под угрозой: экологическое опустошение, блага экономического развития доступны не всем, распространены несправедливость, нищета и насилие.
- II. Принципы:
- Уважать Землю и всё живое.
- Вопросы для самоконтроля по теме 1
- Тема 2. Безопасность и жизнедеятельность человека
- 2.1. Начала общей теории безопасности
- 2.2. Безопасность индивида и общества
- 2.3. Безопасность как результат жизнедеятельности
- 2.4. Глобальные проблемы безопасности жизнедеятельности
- 2.5. Системный анализ проблем безопасности
- 2.6. Условия безопасности жизнедеятельности
- Вопросы для самоконтроля по теме 2
- Тема 3. Безопасность жизнедеятельности на национальном уровне
- 3.1. Жизнедеятельность сообщества и национальная безопасность
- 3.2. Россия в мире цивилизаций
- «Жить сообща и не за счёт других».
- 3.3. Жизнедеятельность мирового сообщества в новой эпохе
- Тенденция унификации культуры проявляется двояко.
- 3.4. Россия в новой эпохе
- 3.5. Жизнедеятельность общества и национальная безопасность России
- Вопросы для самоконтроля по теме 3
- Заключение
- Источники
- Дополнительная литература