3.5. Жизнедеятельность общества и национальная безопасность России
Государственная система обеспечения национальной безопасности
Концепция национальной безопасности в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 года включает в себя:
определение: «Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность её многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации»;
разделы, содержащие рассмотренные выше (с привлечением дополнительных источников) вопросы: «Россия в мировом сообществе», «Национальные интересы России», «Угрозы национальной безопасности Российской Федерации»;
завершающий раздел «Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации».
В завершающем разделе в соответствии с угрозами в сферах национальных интересов названы виды национальной безопасности:
экономическая,
социокультурная,
информационная,
техногенная,
социальная,
экологическая,
политическая,
международная,
пограничная,
военная.
В Концепции отмечено, что обеспечение всех видов национальной безопасности представляет собой единый взаимосвязанный спектр проблем. Решение этих проблем достигается своевременным прогнозированием угроз и принятием не только оперативных, но и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации выявленных угроз. Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства, осуществляющие обширный комплекс мер политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Полномочия компонентов системы определяются Конституцией, федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства, федеральными программами Российской Федерации.
В Концепции назван состав государственной инфраструктуры обеспечения национальной безопасности Российской Федерации:
Президент;
Федеральное Собрание;
Правительство;
Совет Безопасности;
Федеральные и региональные органы исполнительной власти.
Ведомства, предназначенные для непосредственного обеспечения безопасности: Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел и Министерство здравоохранения (примечание: с их задачами и деятельностью молодёжь знакомится в рамках школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»). Остальные компоненты государственной инфраструктуры, осуществляя различные функции, тем не менее, все опосредованно участвуют в защите и предотвращении угроз по соответствующим видам национальной безопасности.
Органы исполнительной власти проводят мероприятия по привлечениюграждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности.
Краткий итог. Субъектами национальной безопасности, согласно официальной Концепции, являются органы государственной власти, а граждане, общественные объединения и организации привлекаются к содействию.
Национальная безопасность России в новой эпохе
По мнению некоторых политологов (особенно зарубежных), современный кризис в России превратил её в «чёрную дыру» и свидетельствует об упадке, а, может, и конце русской цивилизации (с вымиранием её народа). Однако в Концепции национальной безопасности России заявлено:
«Россия намерена решительно и твёрдо обеспечивать свою национальную безопасность – залог устойчивого и динамичного развития страны в XXI веке».
Действительно, системный анализ с учётом тенденций мировой динамики показывает: если Россия
при переходе к устойчивому развитию сохранит свой запас культурных ценностей,
восстановит своё духовное и национальное самосознание,
обретёт пассионариев и новую национальную идею,
предложит миру идеологию социальной организации, построенной на достижениях науки и общечеловеческих ценностях,
то она, как локальная цивилизация, сможет занять достойное место в рациональном сверхобществе будущего.
Как подчёркивали историки и философы, жизнестойкость нации определяется не только деятельностью правящей элиты государства, но и характером жизнедеятельности всего общества, духовным здоровьем народа. Единство народа основывается на представлении о будущем, приемлемом для всех слоёв общества, на стремлении к общей цели, на национальной идее, выдвинутой пассионариями. Она позволяет создать баланс интересов личности и общества, необходимый для результативной борьбы с вызовами и угрозами. Этот баланс должен возникнуть в сознании людей, в общественном мнении и соответствовать народному менталитету, постоянно на уровне подсознания влияющем на ежедневный выбор человека в его действиях.
Наглядно представить основу мер по обеспечению национальной безопасности России от коренной угрозы – потери духовного здоровья общества – позволяет схема (Рис.3.10). На схеме с использованием шкалы соотношения черт индивидуализмаиколлективизма представлена картина изменения во времени этого соотношения длярусского менталитетаи дляобщественного мнения. Упоминалось, что соотношение черт индивидуализма и коллективизма присутствует в инерционном менталитете социума (в подсознании его членов) и в более подвижном общественном мнении (общественном сознании), постепенно воздействующем на менталитет и меняющем его положение на принятой шкале. Для поддержания жизнеспособности нации соотношение черт в её менталитете должно соответствовать не прошлому, а изменяющемуся, существующему на данный момент и, более того, надвигающемуся в будущем уровню угроз обществу (на схеме это отображено как «Необходимое положение русского менталитета в новой эпохе»).
Поиск оптимума при изменении уровня угроз вызывает естественные несоответствия изменчивого общественного мнения реальным условиям. Повышение уровня безопасности общества в конце XXвека вызвало в России сдвиг общественного мнения в сторону индивидуализма, в сторону увеличения прав и свобод личности в компромиссе между интересами личности и общества (траектория «Изменение общественного мнения в условиях либеральных реформ»). При этом удаление общественного мнения от необходимой доли коллективизма зашло далеко за оптимум, соответствующий реальному уровню современных угроз национальной безопасности («Необходимое положение русского менталитета…»).
В эйфории начатых реформ с курсом на образ жизни в западной цивилизации не учитывалась разница между уровнем существующих угроз для России и для Запада - хотя бы со стороны природы. Ведь в России, с её природными холодами и расстояниями, даже для поддержания достигнутого комфорта надо постоянно затрачивать больше усилий, чем в других странах. В суровых условиях жизнеспособность России зиждилась именно на коллективизме, как ведущей черте менталитета нации. Но даже, как неоднократно отмечено выше, и при прочих равных условиях отставшие страны (теперь это и Россия) не могут равняться на Запад, не смогут «жить как все» (т.е. как на Западе), идти по пути, пройденному передовыми странами. Это твёрдо установлено учёными и признано на Конференции ООН-92, причём для холодной России это тем более непреложно. В эйфории перемен не учитывались и перспективы мировой динамики, неизбежность перехода человечества к устойчивому развитию с необходимыми ограничениями западных свобод жизнедеятельности, с «закатом Европы».
Длительные и значительные отрывы состояния общественного мнения от реального уровня угроз и от существующего менталитета ведут к потере духовного здоровья, к неспособности народа сопротивляться возрастающим в новой эпохе угрозам. Поэтому защита от коренной угрозы – потери единства и духовного здоровья общества – может быть обеспечена только своевременным изменением общественного мнения народа России по траектории, необходимой для сохранения жизнеспособности нации и показанной на схеме (Рис.3.10).
Поскольку постоянно существовала и существует опасность подмены государственными чиновниками общественных целей своей деятельности на цели личные, для исключения угрозы недемократических решений со стороны бюрократических государственных структур в настоящее время решающее значение имеют:
обеспечение свободы слова в средствах массовой информации;
повышение роли выборных органов;
участие политических партий в управлении государством;
развитие общественных организаций и методов общественного воздействия на решение задач национальной безопасности.
На схеме (Рис. 3.11) иллюстрируется необходимость включения в число активных субъектов национальной безопасностиличности каждого гражданина имасс обществав составе политических партий, профессиональных коллективов и общественных организаций. Эта активизация призвана обеспечить:
контрольобщества над деятельностью правящей элиты;
появление пассионариев, несущих новуюнациональную идею.
На схеме необходимые меры обозначены пунктиром.
Новая национальная идея (общее представление о будущем, комфортном и безопасном для всех слоёв общества) должна соответствовать менталитету народных масс и быть привлекательной для окружающего мира. Такой идеей может стать новый проект сверхобщества, альтернативный «западнистскому» и соответствующий устойчивому развитию человечества.
Никакие меры «политического, правового, организационного, экономического, военного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства», на которых концентрируется внимание чиновников - представителей государственной инфраструктуры; никакие рыночные механизмы, реализуемые свободными предпринимателями; всё это - не обеспечит национальную безопасность, если ей не будет сознательно подчинена жизнедеятельность всего общества. Если в сознании личности из большинства народа (масс общества) главные ценности не будут формироваться самобытной национальной культурой, современной культурой безопасности, построенной на гармонии Знания и Веры, и национальной идеей, адекватной новой эпохе. Поэтому только механизмы, представляющие собой общественное обеспечение национальной безопасности России, определят жизнеспособность народа и цивилизации России в новой эпохе.
Краткий итог. Национальная безопасность России в новой эпохе зависит от изменения мировоззренческих установок и жизнедеятельности масс. Для выхода из национального кризиса требуется появление пассионариев с новой идеологией и активное участие каждого гражданина в общественной деятельности. Россия или восстановит духовное здоровье и единство народа, станет одним из двигателей устойчивого развития, или сойдёт с мировой арены вместе с самобытной русской цивилизацией, потеряв большинство своего населения.
Предотвращение
Переход России к устойчивому развитию
Будущее России спланировано в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утверждённой Указом Президента Российской Федерации в 1996 году.
Концепция содержит разделы:
Устойчивое развитие – объективное требование времени.
Россия на пороге XXIвека.
Задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию.
Региональный аспект устойчивого развития.
Критерии принятия решений и показатели устойчивого развития.
Россия и переход к устойчивому развитию мирового сообщества.
Этапы перехода России к устойчивому развитию.
Концепция обращает внимание на то, что переход к устойчивому развитию осуществить нельзя, сохраняя нынешние стереотипы мышления, но «идеи устойчивого развития чрезвычайно созвучны традициям, духу и менталитету России». Идеи устойчивого развития могут сыграть важную роль в консолидации российского общества, в определении государственных приоритетов и перспектив социально-экономических преобразований. Вывод Конференции ООН по окружающей среде и развитию о том, что«на пороге XXI века человечество переживает решающий момент своей истории», особенно актуален для России, освобождающейся от старых идеологических догм и выходящей на новый путь развития.
Особое место в осуществлении социально-экономических преобразований принадлежит молодёжи, которой должно быть гарантировано безопасное будущее и возможность участия в принятии решений.
Направлениями перехода к устойчивому развитию, согласно Концепции, должны быть:
Реализация комплекса мер, направленных на сохранение жизни и здоровья человека,
Решение демографических проблем,
Борьба с преступностью,
Искоренение бедности,
Изменение структуры потребления,
Уменьшение дифференциации в доходах населения.
Программы перехода к устойчивому развитию должны разрабатываться и реализовываться для каждого региона с последующей интеграцией этих программ при разработке государственной политики. Никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от неё не превышает вызываемого ущерба окружающей среде. Россия должна действовать в тесном международном сотрудничестве.
Этапами длительного процесса перехода России к устойчивому развитию названы:
Начальный – решение острых экономических и социальных проблем при соблюдении обоснованных экологических ограничений на хозяйственную деятельность, одновременная разработка программ оздоровления окружающей среды.
Следующий - осуществление основных структурных преобразований в экономике, технологическое обновление, существенная экологизация процесса социально-экономического развития.
В дальнейшем постепенно должна решаться проблема гармонизации взаимодействия с природой всего мирового сообщества.
Конечной целью движения человечества является формирование предсказанной Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные, а не материальные ценности. В Концепции утверждается, что Россия, на долю которой приходится значительная часть ненарушенных экосистем, со своим менталитетом и научным потенциалом будет играть в этом процессе одну из ключевых ролей.
Краткий итог. Предпосылки благополучного будущего для России имеются. В концепции, наметившей направления и этапы её перехода к устойчивому развитию, отмечено, что «идеи устойчивого развития чрезвычайно созвучны традициям, духу и менталитету России».
- Современный комплекс проблем безопасности
- Оглавление
- Тема 1. Новая эпоха:
- Тема 2. Безопасность и жизнедеятельность человека. ……..….………................................32
- Тема 3. Безопасность жизнедеятельности
- Введение
- Тема 1.
- Новая эпоха:
- Глобальные проблемы
- Безопасности жизнедеятельности
- 1.1. Понятие о новой эпохе
- 1.2. Первые признаки новой эпохи
- 1.3. Научные исследования глобальных последствий жизнедеятельности
- 1.4. Мировое сообщество и глобальные проблемы новой эпохи
- 1.5. Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности
- Глобальная безопасность под угрозой: экологическое опустошение, блага экономического развития доступны не всем, распространены несправедливость, нищета и насилие.
- II. Принципы:
- Уважать Землю и всё живое.
- Вопросы для самоконтроля по теме 1
- Тема 2. Безопасность и жизнедеятельность человека
- 2.1. Начала общей теории безопасности
- 2.2. Безопасность индивида и общества
- 2.3. Безопасность как результат жизнедеятельности
- 2.4. Глобальные проблемы безопасности жизнедеятельности
- 2.5. Системный анализ проблем безопасности
- 2.6. Условия безопасности жизнедеятельности
- Вопросы для самоконтроля по теме 2
- Тема 3. Безопасность жизнедеятельности на национальном уровне
- 3.1. Жизнедеятельность сообщества и национальная безопасность
- 3.2. Россия в мире цивилизаций
- «Жить сообща и не за счёт других».
- 3.3. Жизнедеятельность мирового сообщества в новой эпохе
- Тенденция унификации культуры проявляется двояко.
- 3.4. Россия в новой эпохе
- 3.5. Жизнедеятельность общества и национальная безопасность России
- Вопросы для самоконтроля по теме 3
- Заключение
- Источники
- Дополнительная литература