4.4. Особенности работы органов управления и сил рсчс в сложных условиях обстановки
Действия органов управления и сил РСЧС зависят от характера, масштабов ЧС и специфических условий. Наиболее характерными условиями обстановки при возможных ЧС могут являться разрушения, радиоактивное загрязнение, химическое заражение, затопление, массовые пожары, инфекционные заболевания и другие, особенности действий сил РСЧС будут иметь место также при ликвидации транспортных аварий и катастроф. Личным составом формирований МЧС России используются средства индивидуальной защиты и медицинские средства индивидуальной защиты при ведении АСДНР, а также применяются средства коллективной защиты для укрытия личного состава, техники и материальных средств формирований МЧС России при ведении АСДНР.
4.4.1. Особенности действий при массовых разрушениях жилых зданий, объектов и сооружений.
4.4.1.1. Для ликвидации ЧС, возникших при землетрясениях, взрывах, ураганах, смерчах, обвалах, селях и других источниках, вызывающих массовые разрушения, привлекаются силы и средства МЧС России, инженерные, радиационной, химической и биологической защиты (далее – РХБ защиты) и другие воинские части Минобороны России, подразделения и части МВД России, а также специализированные формирования министерств и ведомств РФ, добровольные АСФ.
4.4.1.2. Наряду с выполнением АСДНР проводятся следующие мероприятия: временное отселение из пострадавших районов населения; организация комендантской службы в районе разрушения и организация пропускного режима; проведение необходимых мероприятий по организации и оказанию медицинской помощи населению, противоэпидемическому и санитарно-гигиеническому обеспечению; размещение населения, пострадавшего в ЧС, в пунктах временного размещения; организация учета и распределения поступающей материальной помощи; организация справочно-информационной службы о месте и времени захоронения погибших, размещении пострадавших в лечебных учреждениях и местах временного проживания.
4.4.1.3. Для организации непрерывного управления силами РСЧС при проведении АСДНР в условиях массовых разрушений зона ЧС разделяется на комендантские районы и участки, в которых определяются первоочередные объекты ведения работ (школы, детские сады, объекты производственного, социального и культурного назначения, жилые дома, гостиницы и другие). Определяются органы управления, которые необходимо создать на участках (районах) действия сил РСЧС.
4.4.1.4. Помимо задач по организации пропускного режима, патрулирования и охраны объектов, на комендантов участков возлагается учет и захоронение погибших, регистрация эвакуируемого (временно отселяемого) населения, организация учета, сбора и хранения материальных ценностей, а также доведения до населения информации об обстановке, режимах поведения и принятых решениях.
4.4.2. Особенности действий в условиях радиоактивного загрязнения.
4.4.2.1. Радиоактивное загрязнение может являться следствием аварий на атомных электростанциях, объектах производства ядерного горючего, аварий транспортных средств с ядерными энергетическими установками или транспортных средств, перевозящих радиоактивные материалы.
4.4.2.2. При возникновении радиационных аварий принимаются меры по защите населения, локализации и ликвидации аварий и радиоактивного загрязнения объектов и местности.
4.4.2.3. Основными мероприятиями по защите населения являются: оповещение об опасности; укрытие персонала и населения в защитных сооружениях или других строениях; применение средств индивидуальной защиты и средств медицинской профилактики; эвакуация населения из зон опасности, оказание медицинской и другой помощи пострадавшим, соблюдение установленных режимов поведения; ведение радиационной разведки, дозиметрического контроля облучения людей и заражения объектов; защита водоисточников, продовольствия, пищевого сырья и сельскохозяйственных животных; охрана общественного порядка в зоне ЧС и ограничение доступа людей на загрязненную территорию; дезактивация территории, дорог, сооружений, техники; санитарная обработка людей; сбор, вывоз и захоронение радиоактивных отходов и зараженных предметов.
4.4.2.4. Силы РСЧС привлекаются для проведения локализации и ликвидации аварий, ведения разведки и осуществления дозиметрического контроля и контроля загрязненности объектов внешней среды; оказания медицинской помощи пострадавшим; дезактивации территории, дорог, сооружений, техники, санитарной обработки людей; сбора, вывоза, захоронения радиоактивных отходов и предметов.
4.4.2.5. Радиационная разведка ведется наземными и воздушными, а в прибрежных районах и морскими (речными) средствами. Для ведения разведки привлекаются разведывательные подразделения спасательных центров МЧС России, РХБ защиты и других войск военных округов (флотов) Минобороны России, формирований различных министерств, ведомств РФ.
4.4.2.6. Для проведения работ по дезактивации привлекаются формирования коммунально-технической службы, спасательные центры МЧС России, подразделения аварийно-технического центра Госкорпорации Росатом, войск РХБ защиты Минобороны России. Дезактивация территории и сооружений проводится в районах проведения АСР и местах проживания населения.
4.4.2.7. Дезактивация транспорта и санитарная обработка людей проводится на пунктах специальной обработки (далее - ПУСО), которые размещаются на внешних границах зоны загрязнения. Сбор, вывоз и захоронение радиоактивных отходов производится специализированными организациями, имеющими лицензию на осуществление данного вида деятельности.
4.4.3. Особенности действий в условиях химического заражения.
4.4.3.1. Химическое заражение может явиться следствием аварий на химически опасных объектах или аварий на транспорте, перевозящем аварийно химически опасные вещества (далее - АХОВ).
4.4.3.2. Основными способами защиты персонала объектов и населения будут являться использование средств индивидуальной защиты, укрытие в специальных защитных сооружениях и эвакуация из зоны заражения.
4.4.3.3. Ликвидация последствий заключается в выполнении спасательных работ по дегазации территории, сооружений, техники и санитарной обработке людей.
4.4.3.4. К ликвидации последствий химических аварий привлекаются преимущественно профессиональные газоспасательные, пожарные, медицинские формирования, а также воинские части и подразделения химических войск.
4.4.3.5. Основными задачами этих сил являются: разведка очага заражения; организация эвакуации населения; проведение спасательных работ; оказание помощи пострадавшим; локализация аварий; дегазация зоны химического заражения; санитарная обработка пострадавших.
4.4.3.6. Органы разведки определяют: тип АХОВ, устанавливают и обозначают границы зараженного участка и направление распространения зараженного воздуха; определяют пути подхода к объектам работ; места нахождения пораженных; изучают характер повреждения на коммунально-энергетических сетях; намечают способы и средства прекращения утечки химических веществ; определяют возможность пребывания личного состава в районе аварии без средств защиты после ликвидации заражения; докладывают обстановку начальнику, организующему ликвидацию ЧС.
4.4.3.7. В целях локализации аварии производится: перекрытие утечки АХОВ; перепуск его в запасные герметические емкости и проведение обвалования местности вокруг разлившегося химического вещества; установка водораспылителей или других механизмов для создания водных завес, снижающих концентрацию химического вещества в воздухе и уменьшающих скорость испарения, а также ограничивающих распространение его парогазовой фазы; установка временных заграждений, исключающих поступление АХОВ к местам ведения АВР.
4.4.4. Особенности действий в условиях затопления.
4.4.4.1. Затопления возникают при наводнениях, разрушении гидротехнических сооружений, при цунами, селях, ледовых заторах на реках и других природных явлениях. При затоплениях проводятся спасательные и другие работы, а также весь комплекс мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего населения.
4.4.4.2. Проведение АСДНР включает: ведение разведки и наблюдения; розыск и эвакуацию пострадавших и оказание им медицинской помощи; эвакуацию сельскохозяйственных животных из зон затопления; локализацию и ликвидацию аварий на производстве, энерго-, газо-, водо- и коммунальных сетях, сетях связи; проведение противоэпидемических и сангигиенических мероприятий; медицинское обеспечение пострадавших; обеспечение пострадавшего населения продовольствием, одеждой, предметами первой необходимости, финансами, коммунальными услугами (жилье, тепло).
4.4.4.3. Для проведения АСДНР привлекаются подразделения военизированных и аварийно-спасательных формирований, спасательные центры МЧС России, оснащенных плавсредствами, а также подразделения (формирования) добровольных спасателей.
4.4.5. Особенности действий в условиях массовых пожаров.
4.4.5.1. Массовые лесные (низовые, верховные), подземные (торфяные), степные (полевые) пожары являются следствием природных явлений, аварий, не соблюдения правил пожарной безопасности.
4.4.5.2. При возникновении пожара организуется разведка, устанавливающая:
вид, размеры и границы пожара, рельеф местности, ожидаемое развитие пожара во время его тушения, степень угрозы населенным пунктам, объектам лесозаготовок и торфяным полям, глубина залегания торфа;
участки и объекты, где возможно наиболее интенсивное развитие пожара (хвойный молодняк, захламленные участки леса, временные склады лесоматериалов, торфяные и лесоразработки);
возможные препятствия, способствующие распространению огня и выгодные для организации защиты (дороги, реки, просеки и другие);
местонахождение и состояние водоемов и возможность их использования;
необходимое (достаточное) количество сил и средств, привлекаемых к тушению пожара;
маршруты выхода и способы спасения людей и сельскохозяйственных животных, оказавшихся в зоне пожара.
4.4.5.3. Работы по тушению пожара включают этапы: остановку распространения кромки пожара, локализацию, дотушивание очагов горения, оставшихся внутри пожарища, и окарауливания пожарища. Основные задачи по ликвидации пожаров выполняют пожарные формирования (подразделения, части).
4.4.6. Особенности действий в условиях эпидемий, эпизоотии, эпифитотий.
4.4.6.1. При возникновении эпидемий проводятся экстренные мероприятия по защите населения, предупреждению распространения инфекционных заболеваний и ликвидации очагов. Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, действующими в рамках функциональной подсистемы РСЧС проводится оценка ситуации, определяются границы эпидемического очага, формируется прогноз и вносятся предложения по проведению необходимых мероприятий, в том числе режимно-ограничительного характера (обсервация, карантин). Среди населения проводится выявление, изоляция и госпитализация больных. Устанавливается противоэпидемический режим и производится санитарная обработка людей.
4.4.6.2. Работы в зонах эпидемий выполняются под руководством органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор с привлечением специальных медицинских формирований, медицинских учреждений и любых медицинских сил и средств, оказавшихся в зоне ЧС.
4.4.6.3. Формирования медицинской службы в эпидемическом очаге работают совместно с медицинскими подразделениями и спасательными центрами МЧС России, военных округов (флотов). Они занимаются оказанием медицинской помощи пострадавшим, в том числе выявляют, изолируют и госпитализируют инфекционных больных, проводят экстренную профилактику. Санитарно-эпидемиологический контроль за работой предприятий общественного питания, продовольственной торговли и водоснабжения, качеством проведения санитарной обработки и дезинфекции осуществляют формирования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в рамках функциональной подсистемы РСЧС.
4.4.6.4. Подразделения РХБ защиты проводят дезинфекцию мест размещения сил РСЧС и других привлекаемых сил, пунктов специальной обработки. Спасательные центры МЧС России во взаимодействии с подразделениями и формированиями ООП участвуют в обеспечении режима карантина или обсервации в эпидемическом очаге.
4.4.6.5. В условиях эпизоотии проводятся мероприятия по предупреждению распространения заболеваний сельскохозяйственных животных, лечение заболевших или их забой и утилизацию. Выявляется вид возбудителя болезни, устанавливаются зоны эпизоотии, проводятся профилактические меры, при необходимости устанавливается карантин, проводятся работы по дезинфекции территории и обработке животных.
4.4.6.6. При выявлении общих заболеваний животных и людей принимаются меры по защите населения. Силы РСЧС могут привлекаться для проведения дезинфекции объектов и выполнения других работ, связанных с защитой населения.
4.4.6.7. В условиях эпифитотий проводятся мероприятия по выявлению вида заболевания растений, определению зон заражения, химической обработке растений и введению ограничений на вывоз урожая. Работы в зонах эпифитотий проводят учреждения и подразделения службы защиты растений и другие привлекаемые силы РСЧС.
4.4.7. Особенности действий при транспортных авариях.
4.4.7.1. Транспортные аварии могут происходить на наземных (подземных), водных и авиационных транспортных средствах. Они сопровождаются разрушением транспортных средств и пожарами. Транспортные аварии характеризуются скоротечностью и ограничением времени для оказания помощи пострадавшим.
4.4.7.2. Для проведения работ при наземных транспортных авариях привлекаются силы пожарно-спасательных подразделений, скорой медицинской помощи и службы медицины катастроф, аварийно-восстановительные и пожарные поезда, спасательные центры МЧС России и другие силы РСЧС, которые выполняют задачи по прокладке проездов и проходов к месту аварии, извлечению пострадавших из поврежденных транспортных средств, оказанию им первой медицинской помощи и эвакуации из зон аварии.
4.4.7.3. При авариях в железнодорожных тоннелях и метрополитене учитываются дополнительные особенности выполнения задач по ликвидации ЧС из-за возможных подземных пожаров, обрушений горных пород (грунтов), затопления водой и загазованности тоннелей.
4.4.7.4. К ликвидации аварий, наряду с силами РСЧС, привлекаются специальные формирования соответствующих министерств, ведомств, военизированные газоспасательные и горноспасательные части.
4.4.7.5. При водных транспортных авариях для их ликвидации привлекаются АСС ВМФ РФ, морских и. речных ведомств и организаций, экспедиционные отряды спасательных, судоподъемных и подводно-технических служб, службы по очистке водных поверхностей от загрязнения.
4.4.7.6. При авиационных авариях основная задача сил РСЧС заключается в быстром определении места катастрофы и немедленной доставке АСФ, сил и средств Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы и службы авиапарашютной доставки и оборудования.
4.4.7.7. В случае авиационной катастрофы с опасным грузом на борту привлекаются спасательные центры МЧС России, а также части инженерных, РХБ защиты и других войск Минобороны России.
- Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- I. Общие положения
- 1.1. Основные понятия, термины и определения
- 1.2. Органы управления силами и средствами рсчс
- 1.3. Режимы функционирования органов управления рсчс
- 1.4. Порядок взаимодействия органов управления рсчс
- II. Организация управления рсчс
- 2.1. Основы работы по организации управления рсчс
- 2.2. Пункты управления рсчс
- 2.3. Организация связи и оповещения
- 2.4. Особенности организации связи в различных условиях
- 2.5. Организация межведомственного взаимодействия при информировании населения через сми
- 2.6. Обеспечение защиты информации
- 2.7. Применение навигационных систем
- 2.8. Обеспечение скрытности управления
- 2.9. Управление асднр при ликвидации чрезвычайных ситуаций
- III. Организация работы органов управления рсчс в повседневном режиме
- 3.1. Подготовка органов управления рсчс к оперативному (экстренному) реагированию и ведению асднр
- 3.2. Поддержание постоянной готовности органов управленияРсчс
- IV. Особенности работы органов управления и сил рсчс в различных условиях
- 4.1. Особенности работы органов управления рсчс при
- Угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, происшествия
- 4.2. Особенности работы органов управления рсчс при возникновении чрезвычайной ситуации, происшествия
- 4.3. Особенности работы органов управления и сил рсчс при проведении асднр
- 4.4. Особенности работы органов управления и сил рсчс в сложных условиях обстановки
- 4.5. Особенности действий сил рсчс в особых условиях
- V. Работа органов управления рсчс по
- 5.2. Разведка
- 5.3. Радиационная и химическая защита
- 5.4. Инженерное обеспечение
- 5.5. Противопожарное обеспечение
- 5.6. Дорожное обеспечение
- 5.7. Гидрометеорологическое обеспечение
- 5.8. Техническое обеспечение
- 5.9. Метрологическое обеспечение
- 5.10. Материальное обеспечение
- 5.11. Транспортное обеспечение
- 5.12. Медицинское обеспечение
- 5.13. Организация комендантской службы
- 5.14. Организация охраны общественного порядка
- VI. Организация оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий)
- 6.1. Права и обязанности специалистов оперативного (экстренного) реагирования, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, происшествий
- 6.2. Организация мероприятий по готовности к оперативному (экстренному) реагированию на чрезвычайные ситуации, происшествия
- 6.3. Организация и ведение асднр
- 6.4. Информационно-психологическое обеспечение асднр
- 6.5. Морально-психологическое обеспечение асднр
- 6.6. Материально-техническое обеспечение асднр
- 6.7. Медицинское обеспечение асднр
- VII. Анализ чрезвычайных ситуаций, происшествий, организации управления в системе рсчс при оперативном (экстренном) реагировании и ведении асднр
- VIII. Обобщение и распространение опыта ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Сокращения, используемые в Наставлении
- Оглавление