logo search
Gladysheva_Yu_Yu

Заключение

Неотъемлемой частью практически любого туристского продукта являются экскурсии. Это относиться как к экскурсионным турам, так и к пляжным и деловым поездкам. Чаще всего экскурсии проводятся по главным достопримечательностям города и музейным учреждениям. Многие города, которые уже давно зарекомендовали себя как туристские центры, имеют огромное количество самых разных по тематики и направленности музеев.

Исключением не стал и Переславль-Залесский. Этот город и Переславский муниципальный район могут похвастаться разнообразием достопримечательностей: Плещеево озеро, Клещино, Синий камень, Спасо-Преображенский собор, церкви, монастыри, земляные валы, и, конечно же, музеи. В этом плане Переславль может удовлетворить запросы практически любого путешественника, так как в городе расположены такие музейные учреждения как Переславский государственный историко-архитектурный музей-заповедник и его филиал «Ботик Петра I», «Дом Берендея», музей хитрости и смекалки, утюга, денег, чайника, вазы, ремесел, Дендрологический сад им. С.Ф. Харитонова. Кроме этого, в 2013 был открыт для посетителей музей «Рождения сказки», а в 2014 году - целый комплекс музеев «Русский парк» и музей Александра Невского.

Среди музеев Переславля-Залесского особо можно выделить Переславский железнодорожный музей, который находиться в 18 километрах от самого города. Данная дипломная работа бакалавра посвящена разработки проекта детской железной дороги на базе этого предприятия. Для разработки данного проекта были решены следующие задачи:

  1. рассмотрены теоретические основы организации и функционирования детских железных дорог, а также история их возникновения;

  2. проанализировано современное состояние Переславского железнодорожного музея с целью выяснить, возможна ли на базе данного предприятия разработка подобного проекта;

  3. выявлена востребованность данного проекта;

  4. описана общая концепция проекта, даны рекомендации по реализации проекта.

Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Детская железная дорога – это предприятие железнодорожного транспорта, представляющий собой участок изолированного узкоколейного пути, на котором дети школьного возраста под руководством квалифицированных инструкторов проходят практическое обучение железнодорожным специальностям. Родина детских железных дорог – СССР, где первый подобный проект был построен в 1935 году в г. Тифлисе (Тбилиси). Всего на данный момент в современной России действуют 25 детских железных дорог.

В первую очередь, данное предприятие – это учреждение, несущее образовательные функции. Процесс обучения состоит из изучения теории и практики. На обучение принимаются дети 5х-7х классов. Обучение рассчитано на 4 года. Первые два года изучаются такие профессии как проводник, осмотрщик вагонов, ревизор, дежурный по станции, по перрону, по залу, кассир, диспетчер, диктор, стрелочник. Вторая половина обучения посвящена изучению таких специальностей как машинист локомотива, помощник машиниста локомотива, бригадир поезда, монтер пути, бригадир пути и так далее. Летом дети проходят практику, закрепляющую знания, полученные в ходе обучение. После прохождения полного курса обучения дети получают сертификаты, подтверждающие факт обучения и дающий льготы при поступлении в специализированные средне-специальные и высшие учебные заведения.

Наиболее близкой к Переславскому железнодорожному музею является Ярославская детская железная дорога. Она была открыта в 1970 году в Яковлевском бору. Кроме непосредственно самой дороги есть Музей необыкновенных путешествий, который посвящен истории железнодорожного дела в России.

  1. Переславский железнодорожныймузей был открыт в 1990 году на базе Переславской узкоколейной железной дороги. Музей и сайт данного предприятия имеет еще одно неофициальное название «Кукушка». Организационно-правовая форма предприятия – некоммерческое партнерство. В музейную коллекцию входят локомотивы, вагоны, дрезины, автомобили, локомобили, различные фрагменты машин, депо, хозяйственные постройки, железнодорожные пути длиной 2,5 километра. Большинство экспонатов было найдено силами сотрудников в самых разных географических точках.

Также для анализа современного состояния музея было проведено интервью с директором Д.С. Дорожковым и было выяснено, что основной источник дохода – продажа билетов туристам, и музей не имеет финансовой поддержки со стороны государства, то есть у данного предприятия есть проблемы с финансированием. Кроме этого, в штат сотрудников входят всего 4 человека, что не лучшим образом сказывается на работе данного предприятия. По этой же причине музей не принимает большие экскурсионные группы. Но что самое главное было выяснено, на базе данного предприятия можно построить детскую железную дорогу. Кроме интервью с представителем музея был проведен конкурентный анализ, который показ, что у Переславского железнодорожного музея нет прямых конкурентов, также SWOT-анализ, который показал, что у предприятия есть возможности для дальнейшего развития и продвижения.

  1. Востребованность данного проекта также была выяснена. Для этого были проведены интервью. Первое интервью с представителем Ярославской детской железной дороги, которая сообщила, что востребованность услуг данного предприятия в туризме высока и детские железные дроги интересны туристам. Интервью с двумя переславскими учителями показали, что у переславских школьников нет возможности познакомиться с железной дорогой и профессией железнодорожника, но, безусловно, им это будет интересно и полезно. Также у переславских школ есть возможность выделить время в учебном процессе для занятий и учебные классы. Во время интервью с Ярославскими учителями, как с потенциальными потребителями, было выяснено, что им интересен как сам Переславский железнодорожный музей, так и будущая Переславская детская железная дорога как объект для посещения.

  2. На основе выше указанных исследований была разработана общая концепция проекта строительства детской железной дороги на базе музея «Кукушка» в Переславском районе. Для реализации данного проекта необходимо выполнить ряд рекомендаций, к которым относится: ремонт железнодорожных путей, строительство станций и платформ, заказ нового подвижного состава, реорганизация территории музея, организация обучения детей железнодорожным специальностям в школах, организация детского летнего лагеря для детей, занимающихся на детской железной дороги.

Таким образом, строительство Переславской детской железной дороги:

  1. даст возможность переславским школьникам познакомиться с профессией железнодорожника, также подобное учреждение займет подрастающие поколение нужным делом, отвлечет местных детей от негативных явлений в жизни современного общества;

2. спровоцирует реорганизацию самого музея (предполагается сохранить его в комплексе с деткой железной дорогой), привлечет дополнительные финансовые вложения на реорганизацию и развитие, а также внимание к проблемам предприятия;

3. повысит туристскую привлекательность Переславля-Залесского, привлечет дополнительных туристов, даст возможность потребителям еще более разнообразить свой отдых.