logo search
sapronov_2009_-_Учебное_пособие

2.4. Глобальные проблемы безопасности жизнедеятельности

Характер жизнедеятельности

и сценарии будущего

Установить или рассчитать удовлетворительно точный прогноз развития человечества в новой эпохе невозможно. Это развитие во многом будет зависеть от характера и результатов жизнедеятельности людей. Прогнозы учёных Римского клуба следует считать условными, поскольку они рассчитаны в предположении (допущении), что ничего не будет меняться. А изменяется, как известно, всё. Можно говорить лишь о возможных сценариях будущего, выявленных всем комплексом исследований учёных. Они обобщены и изображены на диаграмме вариантами изменения во времени численности населения Земного шара (Рис. 2.4).

Процесс развития человечества вследствие роста масштабов его преобразовательной жизнедеятельности в настоящее время вошел в зону кризиса (точка т.1), т.е. в такое состояние, при котором неизбежен резкий, крутой перелом в ходе этого процесса. Далее возможны пять принципиально разных сценариев будущего (вариантов хода процесса).

Если человечество не сумеет осуществить идею В.И.Вернадского о «направляемом развитии», т.е. если после настоящего времени (т.1) будет продолжаться стихийное (рыночное) развитие до достижения предела роста (т. 3), то его, скорее всего, ждёт одна из катастроф:

К сожалению, пока что не только в массовом сознании, но и практически у всех политиков сохраняются наивные представления о том, что всё как-нибудь образуется, будущее не потребует коренной перестройки всех сформировавшихся структур цивилизации – экономических, политических, культурных, религиозных. Такие представления поддерживаются последователями Д.И.Менделеева, заявившего в началеXXвека о том, что Земля сможет прокормить до 8 миллиардов человек, если на её поверхности выращивать самые урожайные сельскохозяйственные культуры. К их числу относился дажеВ.И.Вернадский, посчитавший, что при использовании энергии атомного ядра это может быть даже больше 22,5 млрд. человек. Современные оптимисты, исходя из таких же вычислений, но с учётом результатов «зелёной революции» и повышения урожайности сельскохозяйственных культур, называют возможную численность народонаселения Земли после неизбежной стабилизации в 12 - 14 миллиардов человек. Этотпривлекательный сценарий будущего (вариант 4) предрекают и апологеты синергетики (С.П.Капицаи др.) Проблема, по их мнению, заключается лишь в благополучном разрешении межнациональных конфликтов (без применения технологий взаимного уничтожения глобальной мощности) при «демографическом переходе» к стабилизации численности народонаселения стран с разным уровнем развития.

Однако, как показали фундаментальные исследования экологов (В.Г.Горшкови др.), биосфера способна выдерживать антропогенное давление не более 1 миллиарда человек, и то – при разумном ограничении потребностей. В математических моделях оптимистов не учтены пределы устойчивости биосферы к «возмущениям» в виде антропогенного давления (например, через распространение искусственных растений и животных, не участвующих в биотической регуляции) и её «хозяйственная ёмкость», определяющая способность регенерировать отходы человеческой жизнедеятельности. Давление даже существующих сегодня 6 миллиардов неизбежно ведёт к экологической катастрофе. Поэтому возможность благополучного «демографического перехода» на устойчивое развитие вызывает серьёзные сомнения: этот путь, скорее всего, приведёт к скатыванию на катастрофные варианты 1 и 2.

Критическим, по-видимому, будет следующее обстоятельство: наступят ли предвестники биосферной катастрофы (вопрос о предотвращении техногенной катастрофы типа «ядерной зимы» более ясен), достаточно убедительные для политиков и большинства населения, до начала необратимых процессов деградации биосферы, или же они будут восприняты, когда времени и шансов на предотвращение катастрофы не останется.

Чтобы избежать катастрофы, человечеству необходимо заранее, сознательно и ответственно перейти на режим устойчивого развития (т.2), принять за основы жизнедеятельности новые принципы. В этом случае самойзаманчивой перспективой стал бывариант 5, связанный с выходом человечества к т.н. «астроинженерной» деятельности, с «ноокосмическим» развитием цивилизации. Он обещает неограниченный рост потребляемых ресурсов, но требует времени для освоения космического пространства (ниже представлен анализ возможности такого расширения сферы жизнедеятельности). К сожалению, в пределах ближайших десятилетий, важнейших для преодоления кризиса развития человечества (если не вообще), этот вариант представляется нереальным.Наиболее вероятнымпоэтому представляется сценарийварианта 3с сокращением народонаселения Земли до 0,5–1 млрд. человек. Согласно теории Горшкова это обеспечит уменьшение антропогенной нагрузки на биосферу до пределов, ограниченных её способностью к регенерации загрязнений. Если же расчёты Горшкова неточны (очень хотелось бы), товозможенсценарий, промежуточныймежду вариантами 3 и 4. Неизбежное в этих сценариях сокращение народонаселения Земли, очевидно, будет происходить как за счёт конкретных индивидов, так и, учитывая масштабы сокращения, за счёт целых народов.

Реалистичное представление о будущем должно предотвратить обманчивый необоснованный оптимизм и предопределить углубление соответствующих научных исследований и самые решительные действия на опережение: надёжное обеспечение безопасности жизнедеятельности, создание гражданского общества, готового преодолеть самые серьезные трудности.

Таким образом, возможные сценарии будущего делятся на две группы:

  1. Катастрофа для всего человечества при непринятии неотложных мер (пучок сценариев К между вариантами 1, 2).

  2. Устойчивое развитие с кардинальным изменением принципов и характера жизнедеятельности (пучок сценариев УР между вариантами 3, 4; вероятен промежуточный вариант с потерей значительной части численности человечества).

Краткий итог. Сценарии будущего представляют альтернативу - катастрофа или устойчивое развитие. Переход к устойчивому развитию требует незамедлительных действий по изменению целей и характера жизнедеятельности.

Возможности расширения сферы жизнедеятельности

Одной из причин современного кризиса является ограничение сферы жизнедеятельности человечества пределами планеты (первая причина, выявленная Вернадским – достижение технологиями геологической мощности). Достигнуты пределы роста, заданные самой природой планеты: невозобновляемые ресурсы, площадь и продуктивность возделываемых земель, способность окружающей среды к регенерации производимых человеком загрязнений.

Ряд учёных, в первую очередь отечественных, рассматривал возможности расширения сферы жизнедеятельности человечества за пределы Земли, в Космос. Известно даже такое направление философской мысли – «русские космисты» (Н.Ф.Фёдоров, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевскийи др.). Смысл учения Вернадского, например, состоит в том, что появление и эволюция человека рассматривается как этап развития биосферы, которая в свою очередь является частью космического единства. Вернадский утверждал, что цивилизация человечества является органической частью Космоса, поэтому«не может прерваться и уничтожиться». Циолковский видел будущее человечества в освоении околоземного космоса, затем солнечной системы, а потом и дальнего космоса,«расселения по всему Млечному Пути».

Идеи и работы Циолковского ещё в начале XXвека дали толчок к ракетно-космическому направлению развития техники, которое пообещало человеку преодолеть «пределы роста» на планете ограниченных размеров. Циолковский первым в работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903 г.) научно обосновал реактивный принцип движения, показав, что благодаря ему возможно движение в пространстве без среды, т.е. в космосе. Все другие принципы движения нуждаются в посторонней опоре для отталкивания – земле (при ходьбе, при движении колёсного транспорта), воде (при гребле веслом, при тяге винта), воздухе (при взмахе крыльев, при тяге винта). Только реактивное движение не нуждается в посторонней опоре – летящая ракета отталкивается, можно сказать, от собственных масс, которые она выбрасывает из сопла реактивного двигателя. Таким образом, ракета может позволить людям перемещаться в безвоздушном, космическом, межпланетном, межзвёздном пространстве. Работы Циолковского поражают своим провидением всех будущих этапов и особенностей освоения космоса, значительная часть которых сегодня уже совершилась. И он первым сформулировал идею о том, что потребности развития, в конце концов, поставят человечество перед выбором – выжить и прийти к расцвету, освоив богатства солнечной энергии и завоевав космическое пространство, или погибнуть. Он писал, что если человечество откажется от освоения космического пространства и внеземных ресурсов, то на Земле«его ждутграндиозные потрясения, падения комет, больших болидов, перемены климата и ещё более страшные события».И это сказано в началеXXвека, задолго до осознания глобальных угроз другими учёными.

Тем не менее, сегодня есть обоснованное сомнение – может ли человек существовать вне своей естественной среды обитания. Вне биосферы, частью которой он является. Но допустим, такое существование возможно. Увы: даже в таком чудесном случае человечество не успеет с освоением космической сферы жизнедеятельности до того, как может разразиться катастрофа вследствие деградации биосферы от жизнедеятельности человека или его непредсказуемых экспериментов с технологиями геологической мощности (типа ядерных взрывов или применения бактериологического оружия).

Краткий итог. Выход человека за пределы Земли, позволяющий расширить сферу жизнедеятельности и преодолеть ограниченность ресурсов, в период перехода к устойчивому развитию нереален.

Путь решения глобальных проблем

безопасности жизнедеятельности

Возникновение глобальных опасностей от применения технологий практически любой мощности принципиально меняет ситуацию с поиском мер безопасности в каждом частном случае. В новой эпохе действия субъектов безопасности в пределах частной задачи отражаются на безопасности всех взаимовложенных объектов безопасности. Именно поэтому учёными за основу мер безопасности в современных условиях выдвинут общий принцип для субъектов безопасности всех уровней: «действуя локально, мыслить глобально». Этот принцип важен для каждой личности, так как её локальные действия сливаются с действиями других в единый поток деятельности общества. Направленность этого потока определяется общим характером мышления, мировоззрения и целей деятельности людей. Поэтому Н.Н.Моисеев так охарактеризовал основу современных мер безопасности: «ключ к завтрашнему дню – мировоззрение, выработанное сегодня».

Выработка мировоззрения, адекватного новой эпохе, представляет собой задачу грандиозного значения и огромной сложности. Мировоззрение каждого человека формируется на протяжении его жизни на фоне двух основных источников: Знания, базирующегося на ограниченном собственном опыте и на обширном опыте и достижениях общества (содержащихся в обычаях, традициях, результатах научных разработок, образовательных материалах), и Веры, базирующейся на канонах и догматах той или иной религии (эти догматы лежат в основе морали общества и нравственности человека, даже если он считает себя атеистом). Будучи разными у разных людей, мировоззрения, тем не менее, содержат некие общие для данного сообщества представления об окружающем мире, о своём месте в этом мире и своих обязанностях по отношению к тому, что их окружает – они содержат общее миропонимание. Без этого невозможно духовное здоровье, безопасность и жизнеспособность сообщества. До настоящего времени это относилось к сообществам разных уровней вплоть до национального. Теперь, при появлении глобальных опасностей, реализация сценариев устойчивого развития всего человечества возможна лишь при распространении общего миропонимания, а за ним и общих новых принципов жизнедеятельности, на всё мировое сообщество.

Отражением изложенного на канонической схеме общей теории безопасности служит необходимое раздвоение контура предотвращения: к «контуру» преобразования окружающей среды необходимо добавить «контур» преобразования мировоззрения субъекта безопасности (на дополненной канонической схеме - рис. 2.5 – показано жирными линиями).

Преобразование мировоззрения должно изменить систему ценностей и целей жизнедеятельности людей. Прежде всего, это уход от ценностей, формируемых потребительской психологией, уход от идеи «максимального удовлетворения непрерывно растущих материальных потребностей», уход от всесилия денег. В целом, это – принятие ограничений, связанных с применением технологий, с необходимостью стабилизации численности населения планеты, с выбором стратегий развития. А всем субъектам при принятии решений необходимо иметь в виду интересы объектов безопасности всех уровней.

К обозначению основ необходимых изменений в мировоззрении целесообразно добавить формулировку первоочередных задач общества:

сегодня, вследствие достигнутого обществом уровня безопасности, возникли опасные искажения – людям начинает казаться первостепенной потребность в свободе и достоинстве личности (вспомним замечание А.Маслоу: «тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозы»); такая потребность, конечно, есть и нуждается в удовлетворении, но в ситуации появления глобальных угроз от жизнедеятельности акцент на свободе, а не на ограничениях, чреват падением культуры и распадом общества, равносилен нацеленности на самоуничтожение; вот высказывание Ю.Лотмана, известнейшего деятеля отечественной культуры: «С чего начинается культура? Исторически – с запретов… Чем дальше, тем культура требует больших отказов, больших стеснений… Человечество, которое на сумасшедшем поезде летит неизвестно куда, может положить руку на руль. Оно ещё для этого не созрело, но, может быть, успеет»;

Краткий итог. Решение глобальных проблем безопасности жизнедеятельности возможно только при преобразовании мировоззрения людей с осознанием необходимости ограничений.