5.2.2. Социально-экономический механизм управления системой социальной защиты работающих
Основные цели охраны труда – сохранение здоровья нации и ее генофонда – могут быть достигнуты только в том случае, если социальные показатели будут существенно влиять на экономические показатели работы предприятий.
Для того чтобы исключить сохранение и воспроизводство неблагоприятных условий труда, законодательство предусматривает механизм, повышающий экономическую заинтересованность всей системы "наука – проектирование – производство" в улучшении условий труда путем приобретения более дорогой, но социально более эффективной техники и технологии с обеспечением выполнения всех требований охраны труда.
Механизм управления развитием охраны труда призван создавать такие условия, при которых нарушение требований безопасности экономически невыгодно как предприятию (собственнику средств производства), так и рабочим. Этот механизм включает в себя:
регулирование (с помощью экономических стимулов) взаимной ответственности работодателей и рабочих за нарушение требований охраны труда;
эффективную систему управления охраной труда, использующую объективные законы экономики и психологии труда;
соответствующую систему нормативно-правовой документации.
В конечном итоге должно обеспечиваться качество условий труда, способствующее полноценному восстановлению сил и здоровья людей в процессе труда. Однако качество условий, гарантируемое законом, конечно же, зависит от уровня развития экономики: мы не можем сегодня закрыть половину всех предприятий из-за того, что условия труда на них далеки от требований стандартов ССБТ. Но можно и нужно использовать «экономические рычаги» для постепенного приближения к этим стандартам.
Экономическими мерами, стимулирующими соблюдение требований охраны труда как со стороны работодателя (т.е. администрации или собственника средств производства), так и со стороны трудящихся, являются:
система дотаций из государственного бюджета, льготного кредитования и налогообложения для предприятий, вкладывающих средства в улучшение условий труда;
государственная система обязательного индивидуального страхования трудящихся от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве за счет дохода предприятия (без снижения заработной платы);
система льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях, обеспечивающая полное возмещение ущерба, причиненного работнику;
система штрафных санкций в связи с потерями, обусловленными недостатками новой техники и технологии производств в отношении условий труда, а также пренебрежением требованиями охраны труда со стороны как работодателя, так и трудящихся.
Как показывает опыт развитых стран с высоким уровнем социальной защищенности трудящихся, для предприятий и организаций, улучшающих условия труда, должны предусматриваться:
льготы в части нормативов платежей за трудовые ресурсы и производственные фонды (в зависимости от качества условий труда);
льготное налогообложение той части прибыли, которая направляется на улучшение условий труда, быта трудящихся и т.п.;
льготы на банковские кредиты, направляемые на мероприятия по охране труда и среды обитания: целевые программы улучшения условий труда, внедрение более безопасного оборудования и технологий, выпуск новых средств защиты и контроля, проведение научных исследований в области охраны труда и окружающей среды.
Введение системы индивидуального страхования работающих, аналогичной принятой в европейских странах, возлагает полную ответственность за создание нормальных условий труда на работодателя как перед государством, так и перед каждым работником. Это достигается путем установления жесткой зависимости суммы страховых отчислений от условий труда, его тяжести и потенциальной опасности применяемого оборудования, технологии. Для введения дифференцированного размера страховых отчислений требуется проведение инвентаризации рабочих мест и определение реального размера отчислений, обеспечивающих восстановление здоровья при заболеваниях, травмах и т.п.
Одновременно система государственного страхования стимулирует и рабочих работать без нарушений требований охраны труда. Наиболее прогрессивные системы страхования (принятые в США, ФРГ и других странах) предусматривают перечисление страховых взносов на личные страховые счета рабочих и расходование их на оплату нетрудоспособности по болезни. В случае сохранения этих сумм они переходят на последующие годы в виде дополнительного оплачиваемого отпуска или выплачиваются работнику по истечении определенного периода.
Страховые средства находятся в распоряжении государственных органов. Расход их контролируется профсоюзами как выразителями интересов работников.
Система льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда, травматизм и профзаболевания предназначена обеспечивать полное возмещение ущерба, причиненного пострадавшим. Любое отступление от установленных норм в сторону ухудшения условий труда (по объективным причинам) должно компенсироваться не только надбавками к заработной плате, но и главным образом социальными льготами, обеспечивающими нейтрализацию вредного воздействия факторов производственной среды. К ним относятся реальное сокращение рабочего дня при сохранении среднего заработка (по сути, почасовая ставка увеличивается пропорционально сокращению продолжительности рабочего дня), дополнительные отпуска, надбавка к пенсии, ежегодное профилактическое или санитарно-курортное лечение и т. п. Размер надбавок к пенсиям должен зависеть от условий труда.
Надбавки к заработной плате в качестве компенсаций менее предпочтительны, так как материальная выгода является одним из наиболее сильных мотивов в трудовой деятельности людей. По этой причине зачастую человек стремится выработать больше за счет экономии времени на операциях, обеспечивающих безопасность труда, или предпочитает работать в опасных условиях за более высокую зарплату, рискуя своим здоровьем, а порой и жизнью. Поэтому экономически стимулировать следует только безопасный труд.
Компенсации за потерю трудоспособности в результате профессионального (производственно обусловленного) заболевания или несчастного случая должны обеспечивать семье пострадавшего прежний уровень жизни (с учетом инфляции). При этом порядок начисления доплат и компенсаций должен быть единым по стране независимо от вида собственности. Только при соблюдении указанных условий ущерб от выплаты компенсаций и льгот будет значимым и предприятиям станет экономически невыгодно воспроизводить неблагоприятные условия труда, а рабочим – пренебрегать требованиями безопасности.
Важным условием эффективности экономических стимулов является необходимость осуществления всех указанных выплат из прибыли предприятий. Если в себестоимость включаются только затраты на израсходованные материалы, энергию и т.п. и оплата труда, затраченного на выпуск продукции, а отчисления на страхование, льготы и компенсации выплачиваются из совокупного хозрасчетного дохода, то даже людям, далеким от экономики, ясно, каковы потери из-за неблагоприятных условий труда и как может возрасти доход, если затратить часть средств на их улучшение.
Законом должна также предусматриваться личная ответственность за обеспечение безопасности и безвредности производства по всей цепочке «наука – проектирование – производство», начиная с экспертов, дающих рекомендации по проектированию или реконструкции предприятий, включая проектировщиков, производителей техники, строителей и т.д., и кончая каждым работником предприятия: все должны нести ответственность за результаты своей деятельности. При расследовании аварий, несчастных случаев на производстве и анализе их причин необходимо определять долю вины каждого из участников данной цепочки и привлекать их к возмещению причиненного ущерба.
Создание такого экономико-правового механизма решает целый комплекс задач:
объективное улучшение условий труда на рабочих местах;
приоритетный выпуск безопасного и безвредного оборудования;
внедрение только безопасных и безвредных технических средств и технологий;
воспитание кадров, развитие их самосознания, ответственного отношения к труду и, в конечном счете, повышение общего культурного уровня народа.
- Глава I. Основы обеспечения безопасности спасательных работ 7
- Глава II. Обеспечение безопасности спасательных работ при ликвидации чс природного характера 114
- Введение
- Глава I. Основы обеспечения безопасности спасательных работ
- 1. Особенности производственной среды при ведении спасательных работ
- 1.1. Принципы обеспечения безопасности спасательных работ
- 1.1.1. Основные понятия, определения и классификация
- 1.1.2. Принципы обеспечения безопасности спасательных работ
- 1.2. Характеристика производственной среды при ведении спасательных работ
- 1.2.1. Особенности производственной среды
- 1.2.2. Классификация производственной среды
- 1.2.3. Травматизм и заболеваемость как результат воздействия на человека производственной среды
- 2. Опасные и вредные факторы при ведении асднр в чс и защита от них
- 2.1. Характеристика опасных и вредных факторов
- 2.1.1. Основные определения
- 2.1.2. Классификация опасных и вредных факторов
- 2.1.3. Номенклатура контролируемых параметров опасных и вредных факторов
- 2.1.4. Особенности воздействия опасных и вредных факторов
- 2.2. Система технической защиты от опасных и вредных факторов
- 2.2.1. Особенности построения и элементы системы технической защиты
- 2.2.2. Нормирование условий труда
- 2.2.3. Исключение неблагоприятных факторов
- 2.2.4. Нейтрализация опасностей и вредностей в источникахих возникновения
- 2.2.5. Установление опасных зон
- 2.2.6. Защита расстоянием
- 2.2.7. Защитные экраны
- 2.2.8. Защита временем
- 2.2.9. Дополнительные средства технической зашиты
- 3. Правовые основы обеспечения безопасности спасательных работ
- 3.1. Основные положения законодательства по обеспечению безопасности спасательных работ
- 3.1.1. Средства повышения безопасности труда
- 3.1.2. Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности спасательных работ
- 3.1.3. Основные требования законодательства в области обеспечения безопасности спасательных работ
- 3.2. Нормы и правила охраны труда
- 3.2.1. Нормы охраны труда
- Перечень видов нормативно-правовых актов, содержащих государственные требования по охране труда
- 3.2.2. Система стандартов безопасности труда
- 1. Общие требования безопасности:
- 3.2.3. Проведение инструктажа по технике безопасности
- 4. Режимы трудовой деятельности спасателя
- 4.1. Характеристика трудовой деятельности спасателя
- 4.1.1. Виды трудовой деятельности
- Физиологические нормативы физического напряжения
- Характеристика физической тяжести и напряженности труда
- 4.1.2. Характеристика умственного труда
- 4.1.3. Режимы работы спасателей в ходе ликвидации чс
- 4.1.4. Перечень аварийно-спасательных работ, относящихся к особо сложным и опасным условиям
- 4.1.5. Особенности режимов деятельности спасателей, использующих сиз при ликвидации последствий аварии на хоо
- 4.1.6. Режимы работы, определяемые по тепловому состоянию организма
- 4.2. Основные причины ошибок и нарушений в работе спасателя
- 4.2.1. Профессиональная пригодность
- 4.2.2. Причины ошибок и нарушений в работе спасателя
- 5. Социально-экономические вопросы охраны труда
- 5.1. Социальные вопросы охраны труда
- 5.1.1. Социальные последствия неблагоприятных условий труда
- 5.1.2. Формирование производственных бригад, дежурных смен спасателей
- 5.1.3. Трудовое воспитание, укрепление дисциплины
- 5.1.4 Рациональное использование внерабочего и свободного времени
- 5.1.5. Социальное планирование
- 5.1.6. Труд женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью
- 5.1.7. Реабилитация инвалидов труда
- 5.2. Экономические вопросы охраны труда
- 5.2.1. Социально-экономическая эффективность мероприятий по охране труда
- 5.2.2. Социально-экономический механизм управления системой социальной защиты работающих
- 5.2.3. Экономические основы повышения уровня охраны труда
- 6. Надзор и контроль за соблюдением законодательства в области охраны труда
- 6.1. Государственная система надзора и контроля в области охраны труда
- 6.1.1. Федеральная инспекция труда
- 6.2. Контроль и надзор федеральных органов исполнительной власти
- 6.2.1. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
- 6.2.2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- 6.2.3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- 6.2.4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности
- 6.2.5. Государственный пожарный надзор
- 6.2.6. Государственная инспекция по маломерным судам
- Глава II. Обеспечение безопасности спасательных работ при ликвидации чс природного характера
- 1. Принципы и требования по обеспечению безопасности при эксплуатации технических средств
- 1.1. Принципы обеспечения безопасности
- 1.2. Требования по обеспечению безопасности технических средств
- 1.3. Механизация и автоматизация асднр как средство повышения безопасности работ
- 0,1 1,0 10 Рпер, бит/с
- А– устойчивая рабочая поза;б– рабочая поза с пониженной устойчивостью
- А) б)
- Б) а)
- 1.4. Технические средства обеспечения безопасности машин и механизмов
- 1.5. Организация безопасной эксплуатации машин и механизмов
- 2. Обеспечение безопасности спасательных работ в зонах лесных пожаров
- 2.1. Характеристика опасных и вредных факторов
- 2.2. Особенности обеспечения безопасности работ
- 2.3. Обеспечение безопасности при эвакуации населения из зоны пожара
- 3. Обеспечение безопасности аварийно-спасательных работ в зонах затоплений
- 3.1. Характеристика опасных и вредных факторов
- 3.2. Требования безопасности при подготовке к проведению спасательных работ
- 3.3. Требования безопасности при проведении спасательных работ
- Пределы применимости плавсредств
- Допустимая глубина преодолеваемого брода, м
- 3.4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
- 4. Обеспечение безопасности спасательных при выполнении водолазных работ
- 4.1. Опасные и вредные факторы водолазных работ
- Основные опасные и вредные факторы водолазного труда и ответные реакции организма
- 4.2. Требования безопасности при выполнении водолазных работ
- Количество водолазов при водолазных спусках
- Дополнительное число водолазов, необходимое для укомплектования водолазной станции, в зависимости от условий спуска и характера выполняемых работ
- 5. Обеспечение безопасности спасательных работ в условиях горной местности
- 5.1. Опасные и вредные факторы при проведении поисково-спасательных работ в условиях горной местности
- 5.1.1. Опасные факторы объективного характера.
- Факторы, обусловленные изменением рельефа (метаморфические).
- Лавиноопасность склона в зависимости от глубины снега
- Зависимость силы воздействия потока от глубины
- Климатические факторы.
- Влияние сила ветра на человека (площадь тела спасателя с рюкзаком принята как 1м2).
- Изменение температуры воздуха с высотой
- 5.1.2. Опасные факторы субъективного характера
- Влияние психофизиологических факторов
- Зависимость объема вдыхаемого воздуха от высоты
- 5.2. Адаптация спасателей к работе в горных условиях
- Охлаждающее действие ветра, выраженное через эквивалентную температуру
- 5.3. Особенности обеспечения безопасности спасательных работ в горах
- 5.4. Требования безопасности при ведении пср в горах
- 6. Страховка при проведении поисково-спасательных работ с использованием альпинистских технологий
- 6.1. Элементы страховочной цепи, допустимые нагрузки
- 6.2. Виды страховки
- Величина нагрузки на точки страховки в зависимости от угла блокирования точек страховки
- Зависимость усилия протравливания для разных тормозных устройств
- 6.3. Силы, возникающие в различных элементах страховочной цепи при срыве ведущего
- Показатели прочности на разрыв по en892
- 6.4. Оценка показателей надежности страховочных систем
- 7. Обеспечение безопасности поисково-спасательных работ при сходе снежных лавин
- 7.1. Опасные и вредные факторы при поисково-спасательных работах на месте схода снежных лавин
- 7.2. Особенности обеспечения безопасности при ведении пср в условиях схода лавин
- 7.3. Требования, предъявляемые к средствам защиты, применяемым при ведении пср в условиях схода лавин
- Рис 7.1. Лавинные трансиверы:
- 8. Обеспечение безопасности спасательных работ при применении аварийно-спасательного инструмента
- 8.1. Обеспечение безопасности при применении гидравлического аварийно-спасательного инструмента
- 8.2. Обеспечение безопасности при применении инструмента с электроприводом
- 8.3. Обеспечение безопасности при применении пневмоинструмента
- 8.4. Обеспечение безопасности при применении инструмента с мотоприводом
- Заключение
- Литература