Тема 13. Биологические чрезвычайные ситуации
Форма проведения - практическое занятие
Цель: изучить опасности биологического происхождения и методы борьбы с ними
Понятия: Биологическая опасность. Инфицирование. Инфекционный процесс. Эпидемиология инфекционных болезней. Эпидемический процесс. Источник возбудителя инфекции. Переносчик возбудителя. Механизм передачи возбудителя инфекции. Путь передачи возбудителя. Фактор передачи возбудителя. Восприимчивость. Антропонозы. Зоонозы. Очаг природный. Очаг эпидемический. Эпидемия. Эпизоотия. Эпифитотия. Пандемия. Панзоотия. Панфитотия. Противоэпидемические мероприятия. Профилактические мероприятия. Дезинфекция. Дезинсекция. Дератизация. Карантин. Обсервация. Санитарная охрана территории. Экстренная профилактика.
Вопросы для обсуждения:
Понятие биологической опасности. Понятие инфекционного и эпидемического процесса. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация: понятия и виды.
Особенности организации противоэпидемических мер в различных эпидемических очагах. Режим карантина и обсервации.
Особо опасные инфекции (сибирская язва, холера, чума). Этиология, клиника и профилактика. (Решение задач).
Трансмиссивные (кровяные) инфекции (клещевой энцефалит, болезнь Лайма). Этиология, эпидемиология, клиника и профилактика. (Решение задач).
Базовый учебник
Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для высшей школы / Под ред. В.В. Тарасова – М.: Академический Проект: Трикста, 2004. – С. 307-328.
Дополнительная литература
Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учеб. пособие для высш. шк. – 2-е изд., перераб. – М.: Академический проект, 2004.
Медико-биологические аспекты безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие /Сост. М.Л. Отавина, Г.С. Корж, И.Л. Ёлкина, А.А. Масалева, О.А. Суслина: Перм. гос. пед. ун-т. ─ Пермь, 2007. – 71 с.
Контрольные вопросы
Какие болезни называют инфекционными?
Что такое «инфекционный процесс»? Назовите периоды инфекционного процесса.
Что такое «эпидемический процесс»? Назовите звенья эпидемического процесса.
Назовите источники возбудителя болезни.
Какие инфекционные болезни называют антропонозами? Приведите примеры.
Какие инфекционные болезни называют зоонозами? Приведите примеры.
Кто является переносчиками возбудителя инфекции?
Назовите механизмы, пути и факторы передачи возбудителя.
Дайте классификацию инфекционных болезней в соответствии с механизмом передачи возбудителя и его специфической локализацией в организме хозяина.
Что такое «эпидемический очаг»? Перечислите его элементы.
Назовите и охарактеризуйте формы интенсивности развития эпидемического процесса.
Назовите основные направления противоэпидемических мероприятий.
Перечислите основные направления профилактики инфекционных заболеваний.
Какие виды дезинфекции, дезинсекции и дератизации применяются в эпидемическом очаге?
Темы рефератов / докладов
Санитарно-эпидемиологическая обстановка на территории Пермского края.
Особо опасные инфекции животных.
Особо опасные болезни растений.
Болезнь Лайма. Региональный аспект.
Занятие 6.
- Безопасность жизнедеятельности Учебно-методический комплекс курса
- Педагогический университет», 2011 Содержание
- Цель изучения дисциплины:
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- Требования к результатам освоения дисциплины:
- 3.1. Принятая структура компетенций
- Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1. Программа дисциплины
- Раздел 1. Безопасность и защита человека в чс
- Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
- Тема 2. Концепция приемлемого риска. Принципы обеспечения безопасности
- Тема 6. Химические опасности. Аварии на химически опасных объектах
- Тема 7. Ионизирующее излучение. Аварии на радиационно опасных объектах
- Тема 8. Взрывы и пожары. Основы пожарной безопасности. Пожарная безопасность образовательного учреждения
- Тема 9. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с выбросом и угрозой выброса биологически опасных веществ
- Тема 10. Гидродинамические аварии
- Тема 11. Экстремальные ситуации техногенного характера. Современный транспорт
- Раздел 3. Чрезвычайные ситуации природного характера
- Тема 12. Геологические, метеорологические, гидрологические чрезвычайные ситуации. Природные пожары
- Тема 13. Биологические чрезвычайные ситуации
- Раздел 4. Чрезвычайные ситуации социального характера
- Тема 14. Социальные опасности. Чрезвычайные ситуации политического характера. Терроризм и его проявления
- Тема 15. Социально опасные заболевания
- Тема 16. Чрезвычайные ситуации криминального и военного характера
- Раздел 5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
- Тема 17. Национальные интересы, стратегические приоритеты и обеспечение национальной безопасности рф. Основы реализации настоящей Стратегии
- Раздел 6. Гражданская оборона
- Тема 18. Гражданская оборона в современных условиях
- Тема 19. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
- 5.2. Содержание семинарских и практических занятий
- Раздел 2.Чрезвычайные ситуации техногенного характера
- Тема 6. Ионизирующее излучение. Аварии на радиационно-опасных объектах
- Тема 7. Химические опасности. Аварии на химически опасных объектах
- Тема 8. Взрывы и пожары. Основы пожарной безопасности. Пожарная безопасность образовательного учреждения
- Раздел 3. Чрезвычайные ситуации природного характера
- Тема 12. Геологические, метеорологические, гидрологические чрезвычайные ситуации. Природные пожары
- Тема 13. Биологические чрезвычайные ситуации
- Раздел 6. Гражданская оборона
- Тема 18. Гражданская оборона в современных условиях
- Тема 19. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
- 6. Формы и методы обучения
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.1. Методические рекомендации студентам
- 7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
- 7.3. План-график самостоятельной работы студентов
- Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний
- 9.2.2 Критерии оценки сформированности компетенций
- 9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации
- Методическое издание Безопасность жизнедеятельности
- Автор-составитель:
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11