Тема 19. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
Форма проведения - практическое занятие
Цель: ознакомление со средствами коллективной и индивидуальной защиты
Понятия: Защитные сооружения (ЗС). Средства коллективной защиты (СКЗ). Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Простейшие средства защиты. Медицинские средства защиты.
Вопросы для обсуждения
Убежища, противорадиационные укрытия, укрытия простейшего типа: защитные свойства, оборудование, функционирование, правила размещения и пребывания в них людей. (Заполнение таблиц).
Средства индивидуальной защиты органов дыхания: противогазы (виды, назначение), камера защитная детская, респираторы, самоспасатели. Основы устройства и принцип действия. Простейшие средства индивидуальной защиты органов дыхания. (Заполнение таблиц).
Средства индивидуальной защиты кожи: специальные и простейшие.
Медицинские средства защиты.
Базовый учебник
Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студентов вузов / под ред. Михайлова Л. А. - М. : Академия, 2008. – С. 161-173.
Дополнительная литература
Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для высшей школы / Под ред. В.В. Тарасова – М., 2004. – 480 с.
Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.
Новейшие средства защиты органов дыхания и кожи / Под ред. В.В. Вознесенского, А.П. Зайцева.- М.: Военные знания, 2001. – 80 с.
Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (учебное пособие для преподавателей и слушателей УМЦ, курсов ГО и работников ГОЧС предприятий, организаций и учреждений) /Под ред. Кириллова. – 3-е изд. стер. – М.: Институт риска и безопасности, 2004. – 512 с.
Контрольные вопросы
Дайте определения понятий «защитные сооружения», «средства коллективной защиты».
Охарактеризуйте убежища, их защитные свойства, оборудование, функционирование, правила размещения и пребывания в них людей.
Охарактеризуйте противорадиационные укрытия и укрытия простейшего типа, их защитные свойства и оборудование.
Перечислите основные средства индивидуальной защиты населения.
Какие средства защиты органов дыхания, изготовленные промышленным способом, вы знаете? В каких случаях и как нужно ими пользоваться?
Как изготавливаются простейшие средства защиты органов дыхания? От каких вредных факторов они защищают, а от каких нет?
Чем детские средства защиты органов дыхания отличаются от обычных? Каким образом следует надевать на ребенка противогаз?
Назовите основы устройства и принцип действия камеры защитной детской.
Дайте определение и характеристику самоспасателей.
Охарактеризуйте средства индивидуальной защиты кожи: специальные и простейшие.
Для чего предназначена аптечка индивидуальная АИ-2?
Перечислите состав аптечки индивидуальной АИ-2.
С какой целью и как используют индивидуальный противохимический пакет?
Темы рефератов/ докладов
Современные средства индивидуальной защиты.
Заполнение и использование защитных сооружений ГО. Региональный аспект.
Повышение защитных свойств дома (квартиры) на случай реализации ЧС.
- Безопасность жизнедеятельности Учебно-методический комплекс курса
- Педагогический университет», 2011 Содержание
- Цель изучения дисциплины:
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- Требования к результатам освоения дисциплины:
- 3.1. Принятая структура компетенций
- Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1. Программа дисциплины
- Раздел 1. Безопасность и защита человека в чс
- Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
- Тема 2. Концепция приемлемого риска. Принципы обеспечения безопасности
- Тема 6. Химические опасности. Аварии на химически опасных объектах
- Тема 7. Ионизирующее излучение. Аварии на радиационно опасных объектах
- Тема 8. Взрывы и пожары. Основы пожарной безопасности. Пожарная безопасность образовательного учреждения
- Тема 9. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с выбросом и угрозой выброса биологически опасных веществ
- Тема 10. Гидродинамические аварии
- Тема 11. Экстремальные ситуации техногенного характера. Современный транспорт
- Раздел 3. Чрезвычайные ситуации природного характера
- Тема 12. Геологические, метеорологические, гидрологические чрезвычайные ситуации. Природные пожары
- Тема 13. Биологические чрезвычайные ситуации
- Раздел 4. Чрезвычайные ситуации социального характера
- Тема 14. Социальные опасности. Чрезвычайные ситуации политического характера. Терроризм и его проявления
- Тема 15. Социально опасные заболевания
- Тема 16. Чрезвычайные ситуации криминального и военного характера
- Раздел 5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
- Тема 17. Национальные интересы, стратегические приоритеты и обеспечение национальной безопасности рф. Основы реализации настоящей Стратегии
- Раздел 6. Гражданская оборона
- Тема 18. Гражданская оборона в современных условиях
- Тема 19. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
- 5.2. Содержание семинарских и практических занятий
- Раздел 2.Чрезвычайные ситуации техногенного характера
- Тема 6. Ионизирующее излучение. Аварии на радиационно-опасных объектах
- Тема 7. Химические опасности. Аварии на химически опасных объектах
- Тема 8. Взрывы и пожары. Основы пожарной безопасности. Пожарная безопасность образовательного учреждения
- Раздел 3. Чрезвычайные ситуации природного характера
- Тема 12. Геологические, метеорологические, гидрологические чрезвычайные ситуации. Природные пожары
- Тема 13. Биологические чрезвычайные ситуации
- Раздел 6. Гражданская оборона
- Тема 18. Гражданская оборона в современных условиях
- Тема 19. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
- 6. Формы и методы обучения
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.1. Методические рекомендации студентам
- 7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
- 7.3. План-график самостоятельной работы студентов
- Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний
- 9.2.2 Критерии оценки сформированности компетенций
- 9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации
- Методическое издание Безопасность жизнедеятельности
- Автор-составитель:
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11