Тема 2. Концепция приемлемого риска. Принципы обеспечения безопасности
Понятие риска и виды: приемлемый, индивидуальный, групповой, социальный. Расчет риска. Методические подходы к определению риска. Системный подход к безопасности. Принципы обеспечения безопасности: ориентирующие, технические, управленческие и организационные. Техника безопасности в образовательном учреждении. Комплексные планы улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий. Административно-общественный контроль охраны труда в сфере образования
Тема 3. Чрезвычайные ситуации и их классификация
Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайного происшествия, чрезвычайной ситуации. Классификация производственных аварий и катастроф. Поражающие факторы природных и техногенных катастроф. Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС). Фазы развития ЧС. Прогнозирование обстановки при ЧС.
Тема 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Основные задачи РСЧС, принципы построения, состав сил и средств, режимы функционирования. Основные принципы защиты населения от ЧС. Федеральные законы и Постановления Правительства РФ о защите населения. Обязанности и права граждан.
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от их последствий
Тема 5. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Физические и механические опасности: электрический ток, неионизирующее излучение, шум, вибрация
Виды техногенных опасностей: механические, физические, химические. Электрический ток. Действие электрического тока на организм человека. Условия поражения электрическим током. Защита от поражения электрическим током. Электромагнитные поля. Источники электромагнитного поля: природные и техногенные. Действие электромагнитного поля на человека. Мероприятия по защите населения и территорий в условиях воздействия электромагнитных полей повышенной интенсивности. Механические колебания. Виды вибраций и их воздействие на человека, меры защиты. Акустические колебания. Действие шума, инфра- и ультразвука на человека. Защита от шума, инфра- и ультразвука.
- Безопасность жизнедеятельности Учебно-методический комплекс курса
- Педагогический университет», 2011 Содержание
- Цель изучения дисциплины:
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- Требования к результатам освоения дисциплины:
- 3.1. Принятая структура компетенций
- Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1. Программа дисциплины
- Раздел 1. Безопасность и защита человека в чс
- Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
- Тема 2. Концепция приемлемого риска. Принципы обеспечения безопасности
- Тема 6. Химические опасности. Аварии на химически опасных объектах
- Тема 7. Ионизирующее излучение. Аварии на радиационно опасных объектах
- Тема 8. Взрывы и пожары. Основы пожарной безопасности. Пожарная безопасность образовательного учреждения
- Тема 9. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с выбросом и угрозой выброса биологически опасных веществ
- Тема 10. Гидродинамические аварии
- Тема 11. Экстремальные ситуации техногенного характера. Современный транспорт
- Раздел 3. Чрезвычайные ситуации природного характера
- Тема 12. Геологические, метеорологические, гидрологические чрезвычайные ситуации. Природные пожары
- Тема 13. Биологические чрезвычайные ситуации
- Раздел 4. Чрезвычайные ситуации социального характера
- Тема 14. Социальные опасности. Чрезвычайные ситуации политического характера. Терроризм и его проявления
- Тема 15. Социально опасные заболевания
- Тема 16. Чрезвычайные ситуации криминального и военного характера
- Раздел 5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
- Тема 17. Национальные интересы, стратегические приоритеты и обеспечение национальной безопасности рф. Основы реализации настоящей Стратегии
- Раздел 6. Гражданская оборона
- Тема 18. Гражданская оборона в современных условиях
- Тема 19. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
- 5.2. Содержание семинарских и практических занятий
- Раздел 2.Чрезвычайные ситуации техногенного характера
- Тема 6. Ионизирующее излучение. Аварии на радиационно-опасных объектах
- Тема 7. Химические опасности. Аварии на химически опасных объектах
- Тема 8. Взрывы и пожары. Основы пожарной безопасности. Пожарная безопасность образовательного учреждения
- Раздел 3. Чрезвычайные ситуации природного характера
- Тема 12. Геологические, метеорологические, гидрологические чрезвычайные ситуации. Природные пожары
- Тема 13. Биологические чрезвычайные ситуации
- Раздел 6. Гражданская оборона
- Тема 18. Гражданская оборона в современных условиях
- Тема 19. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
- 6. Формы и методы обучения
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.1. Методические рекомендации студентам
- 7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
- 7.3. План-график самостоятельной работы студентов
- Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний
- 9.2.2 Критерии оценки сформированности компетенций
- 9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации
- Методическое издание Безопасность жизнедеятельности
- Автор-составитель:
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11