logo search
6210

Тема 3. Грамматические особенности научной речи

В научном стиле используются следующие части речи.

1. Глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени (отвечают на вопросы: что делаем? что делаете? что делает? что делают?), например, играете, решаем, использует, объясняют и т.п.

2. Глаголы в страдательной форме (глаголы с –СЯ) и краткие страдательные причастия например, используются, усложняются, рассматриваются и т.п.; рассмотрены, исследованы, объяснены и т.п.

3. Глагольно-именные словосочетания вместо соответствующих глаголов, например, дать оценку, провести измерения и т.п.

4. Отглагольные существительные (слова отвечают на вопросы кто? что? - и образованы от глаголов), например, расширение, усложнение, описание и т.п.

5. Причастия (слова отвечают на вопрос какой? и называют признак по совершаемому действию), например, находящийся, решаемый, рассмотренный и т.п.

6. Деепричастия (слова отвечают на вопросы: что делая? что сделав? – и обозначают дополнительное действие), например, изучая, уменьшая, характеризуя и т.п.

7. Сложные предлоги: путем, методом, способом, с помощью, при помощи, в виде, в форме (чего?) (способ действия); в целях, с целью, в результате, в интересах, во избежание (чего?) (целевые отношения); в процессе, во время, в ходе, по мере, с развитием, в течение, за время (чего?) (временные отношения); вследствие, в результате, в силу, ввиду, по причине (чего?); благодаря (чему?); в связи с (чем?) (причинно-следственные отношения); на основе, в зависимости от, за счет, с точки зрения (чего?); в соответствии с (чем?) (основание действия); при наличии, при отсутствии, в случае (чего?) (условные отношения).

8. Слова-скрепы (слова и словосочетания заменяют фрагменты информации во избежание повторов), например, вышеперечисленные приёмы, описанное состояние, последний вид и т.п.

К синтаксическим сигналам научного стиля относятся следующие:

1. Сложные предложения с союзным словом который, например, На этом трудном поисковом пути обнаружение или создание таких форм исполнения литературных и музыкальных произведений, которые наиболее благотворно воздействуют на состояние организма человека

2. Причастные и деепричастные обороты, например, достоверность историй, рассказанных в древних мифах, цивилизация исчезла, оставив великие памятники культуры

3. Однородные члены предложения (слова отвечают на один вопрос и являются одним членом предложения), например, А.Г. Рубинштейн создал произведения: оперу «Куликовская битва» (1850), ораторию «Потерянный рай», цикл «Персидские песни» (1854), несколько симфоний и др. произведения

4. Цепочки слов в форме родительного падежа (существительные связаны вопросами родительного падежа: кого? чего?), например, изучение (чего?) работ (кого?) музыковедов (чего?) этого времени.

5. Вводные слова и словосочетания (слова, грамматически не связанные с другими членами предложения), например, во-первых, таким образом, конечно и т.п.

Личность автора (авторское «Мы») в тексте может реализовываться разными способами: В личной форме, например, мы исследуем, мы используем им т.п. В безличной форме глагола, например, важно отметить, можно заключить и т.п. В страдательной форме глагола, нами рассматриваются, двигается предположение и т.п. В форме 3-го лица глагола и слова автор (о себе), например: «Автор занимается данной проблемой на протяжении долгого времени».

Задание 14. В данном фрагменте текста выделите морфологические и синтаксические сигналы научного стиля.

Человечество несколько последовательно организованных звуков назвало музыкой. Эта музыка существует разной слухоприятности. Благодаря слухоприятности человечество упрочило и закрепило в сознании необходимость потребления музыки и, как следствие, звука. И это же помогло нашей эпохе развить такую организацию звуков, где потребовалось масштабное музыкальное мышление. Музыка – это ритмизованная манипуляция со звуками, различными по высоте, длительности, тембру и промежутков между ними, связи которых подчинены определенной логике мышления, руководимой эмоциями. Тут Божественное соединение рассудка и эмоций. Музыка – это не только то, что мы слышим ушами, но и логика, ход мыслей, вследствие которых задевается эмоциональная сторона человека. И всё это передается звуками, их особым порядком. Звук затухает, но содержание остаётся в слышавшем. Оно-то и производит «Божественную переработку» человека, захватывая всю полноту его существа.

Музыка – это наиболее широкий и глубокий вид искусства, она – способ восстановления Божественного познания и преобразования окружающего мира и мира самого человека, так как музыкальные образы являются продуктом познания и опыта, полученные средствами музыкального мышления (при котором работали эмоции). А это является, по природе своей, наиболее естественными, сравнительно с другими продуктами и результатами всех других видов жизнедеятельности человека.

Музыка (особенно симфоническая) - инженерное искусство, где выбор строительного материала и логика его изложения подчинена эмоциям, которые она высвобождает и развивает, чем и очеловечивает. Музыка – есть искусство, которое, как гранит, отшлифовывает человеческое, присущее только той личности, которая, воспринимая, принимает в себя её дееспособность. Музыка «работает» в человеке и на человека только с позволения самой личности, не подавляя, а развивая всё то, что, заложенное Богом, потаённо «дремало» в этой личности. Задание 15. Проанализируйте варианты грамматического оформления выраженности личности автора.

1. Нам представляется, что в данном определении указаны основные составляющие, которые были отнесены нами к явлениям национально-культурной специфики творческой деятельности… 2. Анализируя материал можно отметить следующее. 3. Не отказываясь от общих тенденций, автор, тем не менее, хотел бы обозначить свое понимание данной проблематики. 4. Творческую деятельность мы противопоставляем рутинной, но в чистом виде ни той, ни другой не существует. 5. В процессе проведения анализа безубыточности принимаются следующие допущения…