logo search
наставление по организации управления

6.1. Права и обязанности специалистов оперативного (экстренного) реагирования, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, происшествий

6.1.1. Оперативное (экстренное) реагирование на ЧС планируется органами управления организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых возможно возникновение ЧС:

локального характера - силами и средствами организации;

муниципального характера - силами и средствами органов местного самоуправления;

межмуниципального и регионального характера - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;

межрегионального и федерального характера - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС.

6.1.2. При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации ЧС локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

6.1.3. Оперативное (экстренное) реагирование на ЧС осуществляется органами управления и силами, подразделений АСС аттестованных на проведение АСДНР.

6.1.4. За аварийное реагирование и ликвидацию аварии на ядерно и радиационно опасном объекте, а так же при транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ отвечает АСС федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, имеющих функциональные подсистемы РСЧС, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии в ведении которых находится или входит в сферу деятельности этот объект.

6.1.5. Силы субъекта РФ, аттестованные на проведение АСДНР, находятся в оперативном подчинении соответствующего территориального органа управления МЧС России.

6.1.6. К оперативному (экстренному) реагированию на ЧС также могут привлекаться силы и средства АСФ организаций с последующей компенсацией затрат в соответствии с расходными обязательствами ответственных за ликвидацию ЧС сторон. При этом порядок компенсации затрат может быть определен в планах по привлечению сил и средств к ликвидации ЧС, если иное не оговорено законодательством.

6.1.7. Непосредственными участниками АСДНР являются: личный состав органов управления и подразделений АСС, аттестованных на проведение таких работ, АСФ организаций, добровольные спасатели и пожарные, военнослужащие, сотрудники и работники других ведомств, принимающих непосредственное участие в ликвидации ЧС.

6.1.8. Участники АСДНР при ликвидации ЧС обязаны:

выполнять требования законодательства РФ, ведомственных нормативных правовых актов и настоящего Наставления;

неукоснительно соблюдать технологию проведения АСР;

неукоснительно выполнять распоряжения, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации ЧС руководителями АСС, АСФ;

поддерживать в установленном порядке оперативную связь;

соблюдать правила охраны труда;

обеспечивать эффективную, бесперебойную работу закрепленной за подразделением техники и оборудования, следить за их сохранностью, принимать меры по выявлению и устранению неисправностей;

следить за изменениями обстановки в зоне ЧС, подаваемыми командами и сигналами, вносить коррективы в собственные действия по усмотрению руководителя работ по ликвидации ЧС или других оперативных должностных лиц, а также самостоятельно с последующим докладом непосредственному руководителю;

проявлять взаимовыручку, активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи.

6.1.9. Обязанности спасателей профессиональных АСС, профессиональных АСФ определяются соответствующими уставами, наставлениями и являются составной частью трудового договора (контракта).

6.1.10. Участники АСДНР при ликвидации ЧС имеют право:

осуществлять действия, необходимые для успешного решения поставленных задач и не противоречащие требованиям законодательства и настоящего Наставления;

проникать в места распространения (возможного распространения) поражающих факторов источника ЧС;

создавать условия, препятствующие распространению поражающих факторов источника ЧС и обеспечивающие их ликвидацию;

использовать на безвозмездной основе средства связи, транспорт, оборудование предприятий.

6.1.11. Участники АСДНР при ликвидации ЧС при продолжительном времени ведения работ в дневное время обеспечиваются трехразовым питанием и условиями для отдыха (сна), при круглосуточном режиме ведения работ работы организуются посменно с организацией дополнительного питания в ночное время.

6.1.12. Участники АСДНР при ликвидации ЧС, виновные в неисполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), умышленном причинении при ликвидации ЧС вреда здоровью спасаемых граждан, нанесении ущерба природной среде, материальным и культурным ценностям, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

6.1.13. Ответственность за состояние готовности оперативных подразделений, сил и средств к реагированию на ЧС возлагается:

а) на заместителя руководителя по оперативной работе:

за организацию оповещения и сбора личного состава ОШ ЛЧС и ОГ органа управления (формирования);

за организацию подготовки подвижного пункта управления к выполнению задач по предназначению;

за готовность документации ОГ и ОШ ЛЧС.

б) на заместителя руководителя по подготовке сил и средств:

за организацию подготовки подразделений АСС к выполнению задач по предназначению.

в) на начальника связи:

за состояние готовности средств связи и автоматизированных систем управления.

г) на руководителей структурных подразделений:

за готовность личного состава подчиненных структурных подразделений к выполнению задач в составе ОГ и ОШ ЛЧС.

д) на начальника ЦУКС:

за готовность личного состава оперативной дежурной смены ЦУКС к действиям при угрозе и возникновении ЧС;

за готовность личного состава ППУ к выполнению задач по предназначению, а также состояние готовности средств связи и автоматизированных систем управления;

за техническое состояние готовности оперативной автомобильной техники, техники подвижного пункта управления.

е) на командиров воинских частей войск ГО:

за готовность личного состава воинских частей войск ГО к выполнению задач по предназначению;

за техническое состояние готовности оперативной автомобильной техники сводных мобильных отрядов.

ж) на начальника (руководителя) поисково-спасательных формирований:

за готовность личного состава поисково-спасательного формирования;

за техническое состояние готовности оперативной спасательной техники.

6.1.14. В ходе мероприятий оперативной подготовки организовывается проведение:

тренировок с оперативной дежурной сменой ЦУКС и ОГ - по оповещению, сбору и убытию в зону ЧС;

с личным составом ОШ ЛЧС - по организации работ при ликвидации ЧС;

тренировок с ППУ;

тренировок с ТКЦ;

тренировок с силами экстренного реагирования.

6.1.15. Все мероприятия оперативной подготовки проводятся с практическим развертыванием и организацией видеоконференцсвязи.

6.1.16. Обеспечивается 3-х часовая готовность дежурных сил авиационных подразделений МЧС России к оперативному реагированию на ЧС.

6.1.17. Подвижные пункты управления сил экстренного реагирования укомплектовываются продовольствием для обеспечения жизнедеятельности ОГ в течение 3 суток.

6.1.18. На каждого члена ОГ закладываются защитные шлемы и бронежилеты. Установленным порядком организуется хранение табельного оружия на складе воинской части (у оперативного дежурного). Выдачу оружия военнослужащим войск ГО производится по распоряжению руководителя органа управления (структурного подразделения).

6.1.19. На личный состав ОГ организуется закладка (оперативному дежурному) бланков командировочных удостоверений.

6.1.20. Личный состав ОГ обеспечивается аптечками индивидуальными. Установленным порядком организуется их хранение и своевременное обновление.

6.1.21. Руководителями структурных подразделений еженедельно уточняется расчет личного состава, входящего в состав ОГ.

6.1.22. Руководители ГУ МЧС России по субъектам РФ:

организуют реагирование ОГ ГУ МЧС России по субъектам РФ (групп экстренного реагирования) на все ЧС и социально значимые происшествия с представлением в течение одного часа с момента прибытия в зону ЧС фото материалов путем передачи MMS-сообщений, а также организацией видеоконференцсвязи в реальном масштабе времени;

при реагировании на ЧС формирование ОГ осуществляют от органов управления, расположенных в близлежащих населенных пунктах от зоны ЧС, с целью обеспечения реагирования на ЧС в максимально короткие сроки;

в состав ОГ включают представителей отделов информации и связи с общественностью;

обеспечивают гарантированное представление информации ОГ ГУ МЧС России по субъектам РФ (подразделениями экстренного реагирования) из зоны ЧС (происшествия), при её возникновении в районах, не имеющих линий связи ГТС и находящихся вне зон покрытия операторов сотовой связи.

6.1.23. ОГ в соответствии с возложенными задачами имеет право:

организовывать работы по предупреждению и ликвидации ЧС;

координировать действия сил и средств, привлекаемых для проведения АСДНР при ликвидации ЧС;

контролировать поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения о ЧС;

запрашивать информацию о факте и параметрах ЧС от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления субъектов РФ и организаций;

приоритетного использования любых сетей связи и средств связи при возникновении ЧС для передачи оперативной информации.

использовать на безвозмездной основе средства связи, транспорт, оборудование органов исполнительной власти, органов местного самоуправления субъектов РФ и организаций.

6.1.24. Специалисты экстренного (оперативного) реагирования подразделений территориального органа МЧС России, гарнизона пожарной охраны, территориальной подсистемы РСЧС, участвующие в проведении АСДНР при ликвидации ЧС и происшествий имеют право:

проникать в места распространения (возможного распространения) поражающих факторов источника ЧС;

ограничивать или запрещать доступ к зонам ЧС лиц, не участвующих в их ликвидации, а также движение транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях.