Тема 12. Геологические, метеорологические, гидрологические чрезвычайные ситуации. Природные пожары
Форма проведения - семинарское занятие
Цель: рассмотреть геологические, гидрологические, метеорологические чрезвычайные ситуации, природные пожары и способы защиты населения
Понятия: Чрезвычайная ситуация природного происхождения. Опасное природное явление. Стихийное бедствие. Бьеф. Верхний бьеф. Нижний бьеф. Рисберма. Землетрясение. Гипоцентр (землетрясения). Эпицентр (землетрясения). Очаг землетрясения. Глубина очага (землетрясения). Сейсмические волны. Сейсмическое районирование. Очаг вулкана. Цунами. Наводнение. Половодье. Паводок. Затор. Зажор. Ветровой нагон. Проран. Прорыв плотины. Обвал. Оползень. Карстовые провалы. Сель (селевой поток). Снежная лавина (снежный обвал). Курумы. Буря. Ураган. Смерч. Тайфун. Лесной пожар. Предупреждение чрезвычайных ситуаций. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Неотложные работы (при ликвидации ЧС).
Вопросы для обсуждения
Землетрясения, оползни, обвалы, сели, снежные лавины: причины, характеристика, проведение защитных работ и соблюдение безопасного режима жизнедеятельности.
Наводнения: причины, виды, поражающие факторы. Мероприятия по защите населения и территорий в условиях наводнения и рекомендации населению, проживающему в зонах возможных наводнений.
Бури, ураганы, смерчи: определения. Меры по обеспечению безопасности и действия населения при угрозе и во время бурь, ураганов, смерчей.
Лесные и торфяные пожары: причины, виды лесных пожаров. Борьба с лесными и торфяными пожарами. Рекомендации населению по действиям в условиях природных пожаров (решение задач).
Базовый учебник
Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов и др. – СПб.: Питер, 2008. – С. 66-116.
Дополнительная литература
Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов и др. – СПб.: Питер, 2007. – 302 с.
Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для высшей школы / Под ред. В.В. Тарасова – М.: Академический Проект: Трикста, 2004. – 480 с.
Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.
Тимкин А. Природные катастрофы и их закономерности // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2007. – №2.
Михайлов, Л. А.Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них: учеб. для студентов вузов / Михайлов Л. А., В. П. Соломин ; под ред. Л. А. Михайлова. - СПб. : Питер, 2008. - 235 с.
Контрольные вопросы
Что такое чрезвычайная ситуация?
Чем отличаются опасные природные явления от стихийных бедствий?
Дайте классификацию ЧС природного характера.
Что такое землетрясение?
В чем причина землетрясений?
Какими параметрами характеризуется землетрясение?
Можно ли предсказать землетрясение?
Какие защитные мероприятия необходимо проводить при землетрясении?
Назовите основные правила поведения при землетрясениях, если вы оказались на улице, в транспорте, в помещении, под обломками здания.
Что такое оползни и что является причиной их возникновения?
Дайте классификацию оползней.
Что такое обвал и в чем его опасность?
Какие защитные работы позволяют предотвратить обвалы и оползни?
Что такое снежная лавина (снежный обвал)?
Назовите типы лавин и дайте их характеристику.
Как необходимо действовать при угрозе схода лавин?
Дайте определение понятия «наводнение».
Какими параметрами характеризуется наводнение?
Дайте классификацию наводнений.
В чем состоят меры защиты от наводнений?
Как следует вести себя в случае внезапного наводнения?
Как необходимо действовать после спада воды?
Что общего и в чем различия между бурями, ураганами и смерчами?
Какие меры следует заблаговременно предпринять для обеспечения безопасности при бурях, ураганах и смерчах?
Назовите действия, которые необходимо предпринять при получении сигнала «штормовое предупреждение».
В чем состоят защитные действия при бурях, ураганах и смерчах?
Что является причиной возникновения лесных пожаров?
Дайте классификацию лесных пожаров.
Какие способы применяются для тушения лесных пожаров?
Как бороться с торфяными пожарами?
Темы рефератов/докладов
ЧС природного характера: краткая характеристика и классификация.
Автономное существование. Организация аварийного лагеря. Сигналы бедствия.
Организация перехода группы в экстремальных природных условиях.
Правила безопасного поведения детей на природе. Ориентирование.
Правила выживания в лесу.
Занятие 5.
- Безопасность жизнедеятельности Учебно-методический комплекс курса
- Педагогический университет», 2011 Содержание
- Цель изучения дисциплины:
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- Требования к результатам освоения дисциплины:
- 3.1. Принятая структура компетенций
- Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1. Программа дисциплины
- Раздел 1. Безопасность и защита человека в чс
- Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
- Тема 2. Концепция приемлемого риска. Принципы обеспечения безопасности
- Тема 6. Химические опасности. Аварии на химически опасных объектах
- Тема 7. Ионизирующее излучение. Аварии на радиационно опасных объектах
- Тема 8. Взрывы и пожары. Основы пожарной безопасности. Пожарная безопасность образовательного учреждения
- Тема 9. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с выбросом и угрозой выброса биологически опасных веществ
- Тема 10. Гидродинамические аварии
- Тема 11. Экстремальные ситуации техногенного характера. Современный транспорт
- Раздел 3. Чрезвычайные ситуации природного характера
- Тема 12. Геологические, метеорологические, гидрологические чрезвычайные ситуации. Природные пожары
- Тема 13. Биологические чрезвычайные ситуации
- Раздел 4. Чрезвычайные ситуации социального характера
- Тема 14. Социальные опасности. Чрезвычайные ситуации политического характера. Терроризм и его проявления
- Тема 15. Социально опасные заболевания
- Тема 16. Чрезвычайные ситуации криминального и военного характера
- Раздел 5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
- Тема 17. Национальные интересы, стратегические приоритеты и обеспечение национальной безопасности рф. Основы реализации настоящей Стратегии
- Раздел 6. Гражданская оборона
- Тема 18. Гражданская оборона в современных условиях
- Тема 19. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
- 5.2. Содержание семинарских и практических занятий
- Раздел 2.Чрезвычайные ситуации техногенного характера
- Тема 6. Ионизирующее излучение. Аварии на радиационно-опасных объектах
- Тема 7. Химические опасности. Аварии на химически опасных объектах
- Тема 8. Взрывы и пожары. Основы пожарной безопасности. Пожарная безопасность образовательного учреждения
- Раздел 3. Чрезвычайные ситуации природного характера
- Тема 12. Геологические, метеорологические, гидрологические чрезвычайные ситуации. Природные пожары
- Тема 13. Биологические чрезвычайные ситуации
- Раздел 6. Гражданская оборона
- Тема 18. Гражданская оборона в современных условиях
- Тема 19. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
- 6. Формы и методы обучения
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.1. Методические рекомендации студентам
- 7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
- 7.3. План-график самостоятельной работы студентов
- Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний
- 9.2.2 Критерии оценки сформированности компетенций
- 9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации
- Методическое издание Безопасность жизнедеятельности
- Автор-составитель:
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11