3.4. Аварии и катастрофы на железнодорожном, воздушном и водном транспорте
Железные дороги являются ведущим видом транспорта. На долю железных дорог СНГ приходится более 50% мирового грузооборота и 25% пассажирских перевозок, (общая протяжённость железнодорожных линий составляет 11% от протяжённости мировых железнодорожных путей, в том числе в Республике Беларусь – 5,6 тыс. км.). Средняя грузонагруженность железных дорог в СНГ в 5 раз больше, чем в США, и в 8-15 раз – по сравнению с другими развитыми странами.
Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте является неисправность пути, подвижность состава, технических средств управления, ошибки работников, отвечающих за безопасность движения поездов и т.д. Более 40% железнодорожных аварий и катастроф происходит по вине путейских рабочих.
Среди катастроф и аварий различают: сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы в подвижном составе на перегоне или станции.
По виду подвижного состава выделяют: транспортные происшествия с пассажирскими поездами, с грузовыми поездами, одновременно с обоими поездами, крушение поездов в метрополитене.
Следствие аварий и катастроф на станциях и перегонах, являются:
- взрывы опасных грузов, приводящие к разрушению пути,
вагонов, локомотивов, сооружений, зданий депо;
- пожары подвижного состава, станционных построек и других
сооружений;
- разлив или выброс в атмосферу агрессивных и ядовитых веществ;
- поражение железнодорожных работников и пассажиров огнём,
взрывами, ядовитыми жидкостями и газами;
- значительный материальный ущерб железнодорожному
хозяйству, уничтожение перевозимых грузов.
Особую опасность представляют аварийные ситуации при перевозках опасных грузов и особенно СДЯВ. Все направления Белорусской железной дороги участвуют в пропуске опасных грузов с ежемесячным вагонопотоком от 400 до 1500 вагонов. Направления наиболее интенсивного вагонопотока: Минск-Брест, Минск-Молодечно, Гомель-Калинковичи-Лунинец, Витебск-Орша-Мозырь, Витебск-Новополоцк.
Примерами таких железнодорожных ЧС могут служить аварии с утечкой серной кислоты на ст. Минск, с параксилолом на ст. Могилёв, с толуолом на ст. Жлобин.
В зависимости от численности пострадавших различают 5 категорий железнодорожных катастроф: I – до 5 человек, II – 6-15 человек, III – 16-30 человек, IV – 31-50 человек, V – более 50 человек.
В настоящее время воздушный транспорт занимает одно из ведущих мест в общей транспортной системе перевозок пассажиров и грузов. В Республике Беларусь насчитывается 7 аэропортов, которые имеют статус международных. За последние годы резко возросли объёмы перевозок, выполняемых транспортной авиацией в СНГ. За сутки самолёты перевозят в среднем 300 тыс. человек, за год – более 100 млн. пассажиров. Протяжённость воздушных трасс – более 1 млн. км.
По мере развития воздухоплавания, освоения человеком воздушного пространства возросло и число воздушных аварий и катастроф. Это объясняется многими причинами: усложнилась авиатехника, увеличились скорости воздушных судов и их грузоподъёмность, возросли психофизиологические нагрузки на экипажи, повысилась интенсивность работы аэродромного хозяйства. Современный самолёт оснащён большим количеством сложных систем управления полётом. Работа его протекает в условиях высокой плотности воздушного потока, постоянной вибрации, резких перепадов температур, значительных эксплуатационных нагрузок. Увеличились скорости полёта, взлёта и посадки.
В гражданской авиации случаи полного или частичного разрушения воздушного судна, имеющего на борту пассажиров, принято называть авиационными происшествиями. Они могут произойти как в воздухе, так и на земле. Авиапроисшествия подразделяются на катастрофы, аварии, поломки.
Под авиакатастрофой понимается авиапроисшествие, повлёкшее за собой гибель хотя-бы одного члена экипажа или пассажира, полное или частичное разрушение воздушного судна или его бесследное исчезновение.
Авиационная авария – происшествие, не приведшее к человеческим жертвам, но вызвавшее столь значительные разрушения самолёта, что восстановительные работы невозможны и нецелесообразны.
Авиапроисшествия являются следствием так называемых особых ситуаций, снижающих уровень безопасности полёта. Они могут возникнуть из-за отказа и неисправности отдельных элементов техники, воздействия неблагоприятных внешних условий (оледенение, молния и др.), недочётов в наземном обеспечении полётов, несоблюдении правил эксплуатации и пилотирования, нарушения устойчивости и прочности самолёта.
Особые ситуации в свою очередь подразделяются на катастрофические, аварийные, опасные, а также на условия, усложняющие полёт.
При возникновении опасной ситуации требуется немедленное вмешательство экипажа, при аварийной ситуации – экстренная посадка. Катастрофическая ситуация практически неотвратимо влечёт за собой гибель людей и самолёта.
По данным международной организации (ИКАО), на регулярных авиалиниях мира с 1964 по 1979 гг. в среднем ежегодно происходило 30 катастроф, число погибших колебалось от 500 до 1000 человек и более. Сегодня ежегодно происходит 60 авиакатастроф, в 35 из которых гибнут все пассажиры и экипаж, а число жертв достигает 2000 человек.
Анализ авиакатастроф и аварий последних лет показывает, что причины, приводящие к авиапроисшествиям, можно объединить в следующие группы: ошибки человека – 50-60%; отказ техники – 15-30%, воздействие внешней среды – 10-20%, прочие (невыясненные) – 5-10%.
Более половины авиапроисшествий происходит на аэродромах и прилегающей территории. По элементам полёта они распределяются следующим образом: взлёт – 30%, крейсерский полёт – 18%, заход на посадку – 16%, посадка – 36%.
Как видно из приведённых данных, не менее половины авиапроисшествий случается из-за ошибок человека, в подавляющем большинстве случаев – членов экипажа.
Выживание при авиапроисшествиях – система мероприятий, направленных на сохранение жизни. Она включает в себя подготовку экипажа, организацию поиска и спасение терпящих бедствие. Особое значение имеет подготовленность экипажа к действиям в условиях нарушения герметичности кабины, пожара, сильной болтанки и др., умение пользоваться аварийно-спасательным снаряжением в целях обеспечения выживания пострадавших в различных климатогеографических условиях.
При необходимости вынужденной посадки вне аэродрома экипаж должен сообщить об этом пассажирам, попросить занять правильную позу в кресле, потребовать застегнуть привязные ремни, удалить объёмные челюстные протезы, развязать галстуки, снять обувь на высоком каблуке, а затем проконтролировать выполнение этих требований. Очень важно в таких условиях не допускать паники среди пассажиров, чему способствует спокойная и чёткая информация и слаженная работа бортпроводников.
На воздушном судне, совершившим вынужденную посадку вне аэродрома и получившем те или иные повреждения, возможно возникновение пожара (взрыва) в ближайшие 1,5-3 мин. В такой ситуации экипажу следует быстро эвакуировать пассажиров и вынести пострадавших, если таковые имеются. Для эвакуации пассажиров необходимо использовать все выходные двери и аварийные люки.
Ежесуточно в морях и океанах находится 25 тыс. судов, экипажи которых насчитывают около 1 млн. человек.
Вполне понятно, что при таком огромном количестве судов, несмотря на совершенство их конструкции и оснащении новейшими средствами судовождения, нельзя полностью избежать аварий и катастроф. Как утверждает известный исследователь моря французский врач А. Бомбар, в результате кораблекрушений ежегодно погибает около 200 тыс. человек. Кроме того, в течение года на 7-8 тыс. судов случаются серьёзные аварии, не приводящие к катастрофическим последствиям.
Принята следующая классификация аварий и катастроф на водном транспорте:
-кораблекрушение – гибель судна или его полное конструк
тивное разрушение.
- авария – повреждение судна или его нахождение на мели не
менее 40 часов (пассажирского – 12 часов).
- аварийное происшествие.
К катастрофам в широком понимании этого слова можно отнести все кораблекрушения и аварии, повлёкшие за собой человеческие жертвы. Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит не под воздействием сил стихии (ураганы, штормы, туманы, льды), а по вине людей. К наиболее тяжёлым последствиям при авариях и катастрофах на водном транспорте можно отнести:
- взрывы опасных грузов, приводящие к гибели пассажиров и
экипажей судов, работников портов, пристаней, разрушению и потоплению судов, повреждению и разрушению элементов портового хозяйства;
- пожары на грузовых, пассажирских, промысловых и особенно
нефтеналивных судах, приводящие к тем же последствиям;
- разлив нефтепродуктов, образование крупных «нефтяных пятен»
на акватории и побережье, уничтожение пляжей, нанесение огромного экологического ущерба окружающей среде;
- колоссальный материальный урон морскому, речному и
промысловому флоту.
К тяжёлым катастрофам может привести нарушение правил перевозки на судах опасных грузов. Одна из самых больших трагедий на море произошла 6 декабря 1917 г. в порту Галифакс (Канада) в результате взрыва французского судна «Монблан», имевшего на борту тысячи тонн пикриновой кислоты, тринитротолуола, пороха и бензола. Погибли 1963 человека, около 9 тысяч получили ранения, 25 тыс. жителей города лишились крова.
За последние 20 лет вследствие роста танкерного флота резко возросло количество аварий и катастроф на нефтеналивных судах. Особенно опасны столкновения танкерных судов, вызывающие взрывы, гигантские пожары и разлив десятков и сотен тысяч тонн нефти и других нефтепродуктов.
Аварии (катастрофы) могут произойти в порту (на пристани) или при передвижении судов по реке, акватории озера или водохранилища. Так, например, 5 июня 1983 г. на Волге, вблизи Ульяновска на пассажирском теплоходе «Александр Суворов» произошла тяжёлая катастрофа с человеческими жертвами – погибло 175 человек.
Кстати, протяжённость речных судоходных путей по территории Республики Беларусь составляет 2,6 тыс. км.
- Проблемы безопасности человека. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций.
- 1.1. Основы безопасности жизнедеятельности
- 1.2. Структура, цель и задачи учебной дисциплины «Защита населения и хозяйственных обьектов вЧс»
- 1.3. Основные понятия и определения при чс
- 1.4. Понятие о поражающих факторах чс.
- 1.5. Общая характеристика чс Для возникновения и развития чс необходимы определенные условия, а именно: существование источника опасных и вредных факторов. К таким источникам относятся:
- Лекция № 2 классификация чрезвычайных ситуаций и их характеристика.
- 2.1.Классификация чс по сфере возникновения
- 2.2. Другие классификации чс
- 2.3. Стадии развития чс
- 2.4. Характеристика основных стихийных бедствий
- 2.5. Природные пожары, их характеристика.
- Лекция № 3 характеристика антропогенных чс.
- 3.1. Причины антропогенных чс
- 3.2. Особенности аварий и катастроф на транспорте
- 3.3. Дорожно-транспортные происшествия (дтп).
- 3.4. Аварии и катастрофы на железнодорожном, воздушном и водном транспорте
- 3.5. Производственные аварии и катастрофы
- 3.6. Пожаро- и взрывоопасные объекты
- Лекция № 4
- 4.2. Классификация и характеристика основных сдяв
- 1. Вещества удушающего действия:
- 2. Вещества общеядовитого действия (синильная кислота,
- 3. Вещества удушающего и общеядовитого действия:
- 4.3. Характеристика очага поражения сдяв.
- 4.4. Оценка химической обстановки
- Лекция № 5
- 5.1. Микроорганизмы, их классификация.
- 5.2. Эпидемический и инфекционный процесс, механизм
- 5.3. Эпидемический очаг, причины возникновения, характеристика.
- 5.4. Бактериологическое оружие, краткая характеристика.
- 5.6. Экологические аспекты чс.
- Лекция № 6 чс военного времени.Характеристика современных средств поражения.
- 6.1. Ядерное оружие. Виды ядерных взрывов.
- 6.2. Поражающие факторы ядерного оружия, их краткая характеристика.
- 6.3. Очаг ядерного поражения и его характеристика.
- 6.4. Химическое оружие. Классификация и краткая
- 6.5. Обычные средства поражения, их краткая характеристика
- Лекция № 7 Основы го, рсчс (роль, задачи, принципы организации).
- 7.1. Роль и задачи го в современных условиях
- 1.2. Общие принципы организации го
- 7.3. Силы го. Организация го на объектах.
- 7.4. Невоенизированные формирования и учреждения го
- 7.5. Организация го в учебных заведениях.
- 7.6. Основные задачи и структура Республиканской системы по предупреждению и действиям в чс (рсчс).
- Лекция № 8 Защита населения в условиях чс.
- 8.2. Своевременное оповещение населения чс. Сигналы оповещения.
- 8.3. Мероприятия противорадиационной и противохимической защиты. Режимы радиационной защиты.
- 8.4. Способы защиты населения при радиоактивном и химическом загрязнении местности.
- 8.5. Обеспечение населения и формирований го средствами пр и пхз
- 8.6. Проведение эвакуационных мероприятий.
- Защитные сооружения
- 9.1. Назначение и классификация защитных сооружений.
- 9.2. Планировка защитных сооружений.
- 9.3. Входы и аварийные выходы, ограждающие защитные конструкции, защитные устройства входных проёмов.
- 9.4. Система воздухоснабжения.
- 9.5. Санитарно-технические устройства и оборудование.
- 9.6. Правила использования защитных сооружений.
- Лекция № 10 основы устойчивости работы ох в чс.
- 10.1. Понятие устойчивости ох, требования к ним.
- 10.2. Факторы, влияющие на устойчивость ох.
- 10.3. Оценка устойчивости работы объекта к воздействию поражающих факторов.
- 10.4. Оценка устойчивости работы ох в условиях мирного и военного времени.
- 10.5. Основные мероприятия по повышению устойчивости работы ох.
- Спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы (СнавР) в чс
- 11.1. Основы организации, содержание и условия проведения снавр.
- 12.2. Особенности проведения снавр в очагах химического, биологического и комбинированного поражений.
- 11.3. Действия по приведению формирований го в готовность.
- 11.4. Организация и проведение мероприятий по ликвидации стихийных бедствий, аварий и катастроф на промышленных объектах.
- 11.5. Организация и проведение работ по обеззараживанию.
- 11.6. Санитарная обработка (полная и частичная).
- Лекция № 12 основы организации медицинской помощи в чс.
- 12.1.Служба экстремальной медицинской помощи (сэмп) и принципы её организации в чс.
- 12.2. Организационная структура сэмп в чс. Республиканские и областные центры эмп.
- 12.3. Медицинские формирования по оказанию эмп
- 12.4. Понятие о лечебно-эвакуационном обеспечении (лэо) населения в чс. Двухэтапная система оказания эмп
- 12.5. Особенности оказания эмп детям.
- 12.6. Организация эмп при стихийных бедствиях и др. Чс.