8.6. Проведение эвакуационных мероприятий.
Сущность эвакуации состоит в перемещении людей и материальных ценностей, включая запасы продовольствия в безопасный район (загородную зону) из районов ЧС.
Безопасный район представляет собой территорию, расположенную за пределами района ЧС. Каждому предприятию, учреждению, учебному заведению, из которых планируется эвакуация, в безопасном районе назначается для размещения рабочих и служащих и членов их семей один или несколько населённых пунктов.
В военное время всё население с целью дифференцированного проведения мероприятий по его защите от последствий применения противником оружия делится на 3 группы: 1) рабочие и служащие ОНХ, продолжающие работу в городе, но проживающие в загородной зоне, 2) рабочие и служащие объектов, прекращающие работу или переносящие её в загородную зону, 3) население, не работающее на производстве или в сфере обслуживания заблаговременно эвакуируемое в загородную зону на всё время войны.
В мирное время эвакуация может проводиться при стихийных бедствиях, катастрофах или крупных авариях из опасных районов в безопасные.
Эвакуация рабочих и служащих и членов их семей организуется по производственному принципу – по месту работы (проводится соответствующими предприятиями, учреждениями, организациями), а эвакуация остального населения – по территориальному принципу, т.е. по месту жительства (проводится домоуправлениями, жилищно-эксплуатационными службами, дирекциями эксплуатации зданий (ДУ, ЖЭС, ДЭЗ).
Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, но не исключается возможность вывоза их со школами и детскими садами. Непосредственной организацией и проведением эвакуационных мероприятий занимаются начальники и штабы ГО объектов и эвакуационные комиссии, создаваемые в городах (городских районах). Эвакуацию организуют и проводят после получения распоряжения на её проведение.
Для проведения эвакуации используют разные виды общественного транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный) не занятого военными и неотложными хозяйственными перевозками, а также личный транспорт.
Вывоз эвакуируемого населения планируется обычно с использованием автобусов и приспособленных для перевозки людей грузовых автомобилей. Определённая часть населения, подлежащая эвакуации, может выводиться пешим порядком. Вывод населения пешим порядком организуется колоннами по дорогам, не занятым перевозками или по обозначенным маршрутам и колонным путям.
Для организованного движения пеших колонн разрабатывают схему их маршрута, на которой указывают состав колонны, маршрут движения, исходный пункт, пункты регулирования движения и время их прохождения, районы и продолжительность привалов, медицинские пункты и пункты обогрева, промежуточные пункты эвакуации, порядок и сроки вывода колонн (вывоза людей) из этого пункта в район постоянного размещения, сигналы управления и оповещения.
При угрозе войны определяющее значение приобретают сроки эвакуации населения за пределы зон возможных разрушений. В этом случае если не хватает транспортных средств, используют комбинированный способ эвакуации, суть которого состоит в том, что массовый вывод населения пешим порядком сочетается с выводом всеми видами имеющегося транспорта. Этот способ является основным.
Для проведения эвакуации создаются специальные эвакуационные органы. К ним относятся: эвакуационные комиссии (ЭК), создаваемые в местах, из которых предстоит эвакуировать население, сборные эвакуационные пункты (СЭП), приёмные эвакуационные (эвакоприёмные) комиссии (ПЭК) и приёмные эвакуационные пункты (ПЭП).
Для управления пешей эвакуацией создаются группы управления, а на маршруте движения колонн устраиваются уже упоминавшиеся промежуточные пункты эвакуации.
Эвакуационные комиссии (ЭК) создаются при Правительстве республики, в области, городе, городском районе и на крупных предприятиях. Они планируют и организуют мероприятия по эвакуации. Эвакуация населения проводится через сборные эвакопункты (СЭП). Под них обычно отводятся школы, клубы и другие общественные здания. Предназначаются эти пункты для сбора и регистрации эвакуируемого населения и отправки его на станции, пристани, и другие пункты посадки (при эвакуации транспортом) или на исходные пункты пешего движения.
На территории сборного эвакопункта и вблизи него должны быть подготовлены убежища и укрытия из расчёта размещения в них людей, которые могут одновременно находиться на пункте. Каждому сборному эвакопункту (СЭПу) присваивается номер: к нему приписываются ближайшие ОХ, учебные заведения, организации и учреждения, жилищно-эксплуатационные органы. За ним закрепляются пункты посадки на транспорт и маршруты эвакуации пешим порядком.
Население о начале эвакуации оповещается через предприятия, учреждения, учебные заведения, домоуправления, милицию, по радио и ТВ. Получив извещение о начале эвакуации, люди должны подготовить и взять с собой документы, деньги, необходимые вещи и запас продуктов и явиться на сборный эвакопункт в установленное время. Прибывших на пункт регистрируют, группируют по автомобилям, вагонам ж.д. эшелонов, судам и в назначенное время выводят к пунктам посадки на транспорт. Посадка осуществляется организованно. Для поддержания порядка на каждый ж.д. эшелон (судно) назначается его начальник, на ж.д. вагон – старший вагона, на автоколонну – старший автоколонны.
Вывод населения пешим порядком осуществляется по заранее установленным маршрутам, рассчитанным, как правило, на один суточный переход, совершаемый за 10-12 часов. Численность пеших колонн – 500-1000 чел. Для удобства управления колонна разбивается на группы по 50-100 чел., а во главе группы становится старший. Обязанность старших – поддерживать в группе порядок во время движения и на привалах. Скорость движения колонн на маршруте следует выдерживать 4-5 км/час., а расстояние между колоннами – до 500 м. При совершении марша через каждые 1-1,5 часа движения делают малые привалы продолжительностью 10-15 мин., а в начале второй половины суточного перехода устраивают большой привал на 1-2 часа. На малых привалах людям оказывают необходимую медицинскую помощь, проверяют состав колонн. На большом привале, кроме того, организуют приём горячей пищи.
При проведении эвакуации организуют медицинское обслуживание. С этой целью на сборных эвакопунктах, станциях, пристанях развёртывают медпункты. На каждый поезд (судно) назначают одного-двух работников со средним медицинским образованием, а на пешую колонну 2-х – 4-х мед. работников, включая сандружинниц.
Для организации приёма и размещения эвакуированного населения, а также снабжения его всем необходимым создаются уже упоминавшиеся эвакоприёмные комиссии и приёмные эвакопункты (ПЭК и ПЭП).
Приёмные эвакуационные (эвакоприёмные) комиссии (ПЭК) района, посёлка создаются решением соответствующих исполнительных органов власти. Они проводят свою работу во взаимодействии со штабами и службами ГО. В состав такой комиссии включаются работники местного исполнительного органа власти, руководители предприятий торговли, общественного питания, медицинских, бытовых и других учреждений, привлекаемых для обеспечения эвакуируемого населения. Председателем комиссии назначается должностное лицо исполнительной власти.
На приёмные эвакуационные комиссии возлагаются, разработка и корректировка раздела плана ГО по приёму и размещению эвакуируемого населения: встреча, приём, учёт и размещение прибывшего населения, снабжение его всем необходимым, представление донесений вышестоящим приёмным эвакуационным органам о ходе приёма, размещения и обеспечения прибывшего населения.
Эвакоприёмная комиссия районного (поселкового) Совета устанавливает связь с эвакоприёмной комиссией городского совета (объекта) и уточняет вопросы приёма и размещения населения, графика движения эшелонов. Автомобильных и пеших колонн, численность отправляемых каждым эшелоном, автоколонной, пешей колонной населения. Место промежуточного пункта эвакуации пеших колонн, вид и количество транспорта для перевозки населения из промежуточного пункта эвакуации к районам постоянного размещения, а также вопросы снабжения и обслуживания населения.
По указанию эвакоприёмной комиссии района для приёма прибывающего населения развёртывают приёмные эвакопункты (ПЭП).
Они устраиваются в школах, детских садах, клубах и других общественных зданиях недалеко от мест высадки людей. На приёмные пункты возлагается встреча прибывшего населения, распределение его по населённым пунктам, отправка людей к местам размещения, оказание первой медицинской помощи.
В местах приёма эвакуируемого населения подготавливаются предназначенные для него помещения, уточняют все вопросы расселения людей по домам (квартирам) местных жителей (в порядке подселения), в пансионатах, домах отдыха, санаториях, детских и туристских лагерях. Если эвакуация осуществляется во время войны или в случае угрозы войны, то подготавливаются коллективные средства защиты. При недостатке укрытий организуют строительство их, для чего привлекают всё трудоспособное население, в том числе эвакуированное. Снабжение эвакуированного населения продуктами питания и предметами первой необходимости возлагаются на местные органы власти.
Коммунально-бытовое обслуживание эвакуированного населения в районах размещения осуществляют местные коммунально-бытовые учреждения (прачечные, бани, мастерские, парикмахерские), причём следует широко привлекать к работе и специалистов коммунально-бытовых служб из числа эвакуированных.
Медицинское обслуживание эвакуированного населения возлагают на существующую сеть лечебных учреждений и поликлиники, больницы, сельские медпункты и аптеки. Так как количество больных возрастает, то принимают меры к расширению сети медицинских учреждений и увеличивают численность медицинских кадров. К работе привлекают врачей, фельдшеров, медицинских сестёр и из числа эвакуируемых. Привлекают эвакуируемых также для работы в колхозах, совхозах, на местных предприятиях и предприятиях, вывезенных из города.
Лекция № 9
- Проблемы безопасности человека. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций.
- 1.1. Основы безопасности жизнедеятельности
- 1.2. Структура, цель и задачи учебной дисциплины «Защита населения и хозяйственных обьектов вЧс»
- 1.3. Основные понятия и определения при чс
- 1.4. Понятие о поражающих факторах чс.
- 1.5. Общая характеристика чс Для возникновения и развития чс необходимы определенные условия, а именно: существование источника опасных и вредных факторов. К таким источникам относятся:
- Лекция № 2 классификация чрезвычайных ситуаций и их характеристика.
- 2.1.Классификация чс по сфере возникновения
- 2.2. Другие классификации чс
- 2.3. Стадии развития чс
- 2.4. Характеристика основных стихийных бедствий
- 2.5. Природные пожары, их характеристика.
- Лекция № 3 характеристика антропогенных чс.
- 3.1. Причины антропогенных чс
- 3.2. Особенности аварий и катастроф на транспорте
- 3.3. Дорожно-транспортные происшествия (дтп).
- 3.4. Аварии и катастрофы на железнодорожном, воздушном и водном транспорте
- 3.5. Производственные аварии и катастрофы
- 3.6. Пожаро- и взрывоопасные объекты
- Лекция № 4
- 4.2. Классификация и характеристика основных сдяв
- 1. Вещества удушающего действия:
- 2. Вещества общеядовитого действия (синильная кислота,
- 3. Вещества удушающего и общеядовитого действия:
- 4.3. Характеристика очага поражения сдяв.
- 4.4. Оценка химической обстановки
- Лекция № 5
- 5.1. Микроорганизмы, их классификация.
- 5.2. Эпидемический и инфекционный процесс, механизм
- 5.3. Эпидемический очаг, причины возникновения, характеристика.
- 5.4. Бактериологическое оружие, краткая характеристика.
- 5.6. Экологические аспекты чс.
- Лекция № 6 чс военного времени.Характеристика современных средств поражения.
- 6.1. Ядерное оружие. Виды ядерных взрывов.
- 6.2. Поражающие факторы ядерного оружия, их краткая характеристика.
- 6.3. Очаг ядерного поражения и его характеристика.
- 6.4. Химическое оружие. Классификация и краткая
- 6.5. Обычные средства поражения, их краткая характеристика
- Лекция № 7 Основы го, рсчс (роль, задачи, принципы организации).
- 7.1. Роль и задачи го в современных условиях
- 1.2. Общие принципы организации го
- 7.3. Силы го. Организация го на объектах.
- 7.4. Невоенизированные формирования и учреждения го
- 7.5. Организация го в учебных заведениях.
- 7.6. Основные задачи и структура Республиканской системы по предупреждению и действиям в чс (рсчс).
- Лекция № 8 Защита населения в условиях чс.
- 8.2. Своевременное оповещение населения чс. Сигналы оповещения.
- 8.3. Мероприятия противорадиационной и противохимической защиты. Режимы радиационной защиты.
- 8.4. Способы защиты населения при радиоактивном и химическом загрязнении местности.
- 8.5. Обеспечение населения и формирований го средствами пр и пхз
- 8.6. Проведение эвакуационных мероприятий.
- Защитные сооружения
- 9.1. Назначение и классификация защитных сооружений.
- 9.2. Планировка защитных сооружений.
- 9.3. Входы и аварийные выходы, ограждающие защитные конструкции, защитные устройства входных проёмов.
- 9.4. Система воздухоснабжения.
- 9.5. Санитарно-технические устройства и оборудование.
- 9.6. Правила использования защитных сооружений.
- Лекция № 10 основы устойчивости работы ох в чс.
- 10.1. Понятие устойчивости ох, требования к ним.
- 10.2. Факторы, влияющие на устойчивость ох.
- 10.3. Оценка устойчивости работы объекта к воздействию поражающих факторов.
- 10.4. Оценка устойчивости работы ох в условиях мирного и военного времени.
- 10.5. Основные мероприятия по повышению устойчивости работы ох.
- Спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы (СнавР) в чс
- 11.1. Основы организации, содержание и условия проведения снавр.
- 12.2. Особенности проведения снавр в очагах химического, биологического и комбинированного поражений.
- 11.3. Действия по приведению формирований го в готовность.
- 11.4. Организация и проведение мероприятий по ликвидации стихийных бедствий, аварий и катастроф на промышленных объектах.
- 11.5. Организация и проведение работ по обеззараживанию.
- 11.6. Санитарная обработка (полная и частичная).
- Лекция № 12 основы организации медицинской помощи в чс.
- 12.1.Служба экстремальной медицинской помощи (сэмп) и принципы её организации в чс.
- 12.2. Организационная структура сэмп в чс. Республиканские и областные центры эмп.
- 12.3. Медицинские формирования по оказанию эмп
- 12.4. Понятие о лечебно-эвакуационном обеспечении (лэо) населения в чс. Двухэтапная система оказания эмп
- 12.5. Особенности оказания эмп детям.
- 12.6. Организация эмп при стихийных бедствиях и др. Чс.