logo
Metoda_BZhD

2.6. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о бжд

К органам государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства относятся:

органы Генеральной прокуратуры, осу­щест­вля­ющие надзор за точным и единообразным исполнением законода­тель­ства о БЖД;

Федеральная инспекция труда, осуществляющая надзор и кон­троль за соблюдением трудового законодательства и иных норма­тив­ных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ;

Федеральные органы исполнительной власти, органы испол­нительной власти субъектов РФ и органы местного самоуп­рав­ления, осуществляющие внутриведомственный контроль за соблю­де­ни­ем трудового права в подве­дом­ствен­ных организациях;

Федеральные надзоры, осуществляющие надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на объектах промышленности.

Федеральная инспекция труда (ФИТ) - единая федеральная централизованная система государственных органов. Органы ФИТ подчинены Федеральной службе по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития РФ. В систему этих органов входят государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации и межрегиональные государственные инспекции труда. Органы ФИТ имеют вертикальное (в системе Федеральной службы по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития РФ), а не горизонтальное подчинение и не зависят в своей деятельности от органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Инспекторы ФИТ при исполнении своих обязанностей имеют право:

- беспрепятственно посещать в любое время суток в целях проведения инспек­ции контролируемые организации;

- получать от руководителей и иных должностных лиц организаций документы и информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

- предъявлять руководителям организаций обязательные для исполнения пред­писания об устранении нарушений законодательства об охране труда;

- приостанавливать работу организаций, отдельных подразделений и оборудо­вания при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

- отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний по охране труда;

- привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда.

Специально уполномоченные органы - федеральные надзоры осуществляют свою деятельность в организациях, независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности. Систему этих надзорных органов образуют:

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющая функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере;

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

органы и учреждения Госсанэпиднадзора;

Государственный пожарный надзор.

При проведении надзорных функций сотрудники федеральных надзорных органов независимы и подчиняются только закону.