logo
Metoda_BZhD

5.6. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (рсчс)

Основными задачами РСЧС (см. 2.4) являются:

• разработка проектов законов и других документов, регулирующих вопросы защиты населения и территории от ЧС, и содействие их после­дующей реализации;

• обеспечение постоянной готовности органов управления, а также сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

• сбор, обработка поступающей оперативной информации и выдача рекомендаций в области защиты населения и территорий от ЧС;

• постоянная подготовка населения к действиям в условиях ЧС;

• прогнозирование и оценка последствий ЧС;

• создание финансовых и материальных резервов для ликвидации ЧС;

• осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;

• ликвидация последствий ЧС;

• осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

• содействие в реализации прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;

• международное сотрудничество по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

Для современного этапа развития РСЧС, в том числе ее территори­альных звеньев, характерна смена приоритетов от задач экстренного ре­агирования и ликвидации происшедших ЧС к задачам предупрежде­ния, снижения рисков и смягчения их последствий.

РСЧС на федеральном уровне объеди­няет силы постоянной готовности различных министерств и ведомств. Ее основой, управляющим и организующим центром является Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем.

Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах соот­ветствующей территории. Функциональные подсистемы организуются для проведения аналогичных работ в наиболее опасных с точки зрения ЧС отраслях экономики (теплоэнергетической, химической и т.д.).

Уровни РСЧС фактически соответствуют ныне принятой классификации ЧС (см. 5.1). К таковым относятся федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый уровни. Каждый уровень РСЧС имеет: 1) координирующие органы; 2) посто­янно действующие органы управления, специально уполномоченные для решения задач по защите населения и территорий от ЧС; 3) органы по­вседневного управления; 4) силы и средства, финансовые и материаль­ные резервы; 5) системы связи и оповещения.

Координирующими органами РСЧС являются:

на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предуп­реждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС (КЧС) в федеральных органах исполнительной власти;

на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, — региональные центры по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России;

на территориальном уровне, включающем территорию субъекта РФ, — комиссии по ЧС органов исполнительной власти соответствующих субъек­тов РФ;

на местном уровне — комиссии по ЧС органов местного самоуправ­ления, действующих на территории района, города (района в городе);

на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, — объектовые комиссии по ЧС.

Постоянным органом повседневного управления РСЧС является Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России. Центр планирует, организует и осуществляет мероприятия по управлению силами и средствами при ликвидации последствий ЧС, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ федерального и ре­гионального уровня и при ЧС, возникших за рубежом.

ЦУКС осуществляет свою деятельность во взаимодействии со струк­турными подразделениями центрального аппарата МЧС России, с ре­гиональными центрами по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, с органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, с органами управления систем мониторинга, прогнозирования ЧС, специально подготовлен­ными силами министерств и ведомств, а также с соответствующими органами управления зарубежных стран.

РСЧС может функционировать в различных режимах, которые вводятся в зависимости от обстановки и масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС.

Режим повседневной деятельности устанавливается при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологичес­кой обстановке.

Режим повышенной готовности вводится при ухудшении обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

Режим чрезвычайной ситуации устанавливается при возникновении и во время ликвидации ЧС. В случае введения этого режима осуществ­ляются следующие мероприятия: 1) организация защиты населения; 2) выдвижение оперативных групп в район ЧС; 3) определение границ зоны ЧС; 4) организация работ по ликвидации последствий ЧС; 5) орга­низация работ по обеспечению устойчивого функционирования отрас­лей экономики и объектов жизнеобеспечения населения; 6) непрерыв­ный контроль состояния среды в районе ЧС и обстанов­ки на аварийных объектах.

Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимают Правительство РФ, МЧС России или соот­ветствующие комиссии по ЧС.