12. Роль адаптационных физиологических процессов человека
Адаптация: процесс и результат. Слово «адаптация» происходит от латинского слова, означающего приспособление. Процесс адаптации — это процесс морфологических и функциональных преобразований в организме, в результате которых действующий фактор среды ослабляет или вовсе прекращает свое негативное воздействие не потому, что он устранен, а потому, что организм уже не воспринимает этот фактор как нечто неблагоприятное. Результатом адаптации является способность организма нормально функционировать в новых для него условиях при сохранении важнейших параметров гомеостаза и высокой работоспособности. Здесь в полной мере вступает в силу принцип Ле Шателье, согласно которому сложная система под воздействием оказанного на нее давления изменяется таким образом, чтобы минимизировать последствия этого воздействия.
На протяжении жизни человеку неоднократно приходится переживать периоды адаптации. Первый из них — момент рождения, сразу после которого организм должен достаточно быстро приспособиться к множеству таких вновь возникших факторов, как сила тяжести, переменная температура, воздушная среда, микробные агрессии и т. п. Поскольку внешняя среда постоянно меняется и задает свои условия организму, постольку жизнь есть непрерывная адаптация к физическим, химическим, биологическим и социальным факторам окружающей среды.
Адаптивные возможности и их пределы. В геноме каждого человека заключены огромные возможности реализации самых разнообразных адаптивных вариантов, однако они не беспредельны. И пределы эти установлены наследственными характеристиками, которые специфичны для каждого биологического вида. Например, человек никогда без помощи технических средств не сможет находиться под водой десятки минут, как это могут делать китообразные; не сможет пользоваться ультразвуком для ориентации в пространстве, как это умеют делать летучие мыши; не сможет впадать в спячку, как медведь, и т.п. Но и тех возможностей, которыми располагает человек благодаря его наследственности, вполне достаточно для того, чтобы приспособиться к широчайшему разнообразию экологических условий, встречающихся на Земле. Человек по своим биологическим свойствам — одно из самых выносливых существ, обладающих огромной для его размеров силой и быстротой, а уж в сфере мыслительных процессов он просто не имеет равных среди живущих на Земле организмов. Однако для того чтобы полностью реализовать любую из заложенных в генетическом коде человека потенциальных возможностей, необходима длительная и упорная тренировка, т. е. адаптация.
Непрерывность адаптации. Принципиальной особенностью биологической адаптации является ее актуальность. Если то или иное свойство, возникшее в результате адаптации, никогда больше не использовалось или долго не использовалось, это свойство утрачивается. Организм весьма расчетливо экономит свои ресурсы и не тратит их попусту на структуры и функции, на которые нет «спроса». Подтверждением этого могут служить результаты обследований космонавтов, долгое время проведших на околоземной орбите при отсутствии силы тяжести. Их мышцы теряют свои свойства и даже отчасти деградируют, из костей вымывается кальций, они становятся хрупкими и мягкими. Только с помощью специально организованных ежедневных физических тренировок на бегущей дорожке этому удается противостоять, и то не в полной мере. Точно так же невозможно раз и навсегда «проадаптироваться» к воздействию любого другого фактора. Человек, живущий в горах, адаптирован к низкому содержанию кислорода в атмосфере: у него выше уровень гемоглобина в крови, более активны окислительные ферменты и т.д. Но стоит ему спуститься с гор и прожить там несколько месяцев — все эти адаптивные особенности пропадают. Попав вновь в горы, человек вынужден адаптироваться к ним заново. Хотя в этом случае адаптация проходит обычно легче и быстрее, так как любая адаптация оставляет в организме след, который облегчает последующую нервную и гормональную перестройку.
Все это в полной мере относится к обучению, в котором роль физиологической адаптации чрезвычайно велика. Хорошо известно, что отсутствие практики приводит к утрате навыка использования иностранного языка. Однако восстановление этого навыка в полном объеме для человека обученного — задача неизмеримо более легкая, чем обучение «с нуля».
- Контрольные вопросы для проведения зачета
- 1. Профилактика производственного травматизма
- 2. Профессиональные заболевания
- 3. Несчастный случай на производстве и его расследование
- 4. Источники негативных факторов производственной среды: архитектурно- планировочные и конструкционные решения
- 11. Тяжесть и напряженность труда. Перегрузка физическая и информационная.
- 12. Роль адаптационных физиологических процессов человека
- 13. Обеспечение комфортных параметров микроклимата: отопление.
- 14. Обеспечение комфортных параметров микроклимата: вентиляция, кондиционирование
- 15. Влияние параметров микроклимата на рабочем месте на здоровье, работоспособность и производительность труда
- 16. Влияние освещенности рабочего места на здоровье, работоспособность и производительность труда
- 17. Аварии, катастрофы. Пути снижения аварийной опасности (?)
- 18. Опасность работы с компьютером и другими средствами оргтехники
- 19. Средства коллективной и индивидуальной защиты
- 20. Законодательные и подзаконные акты о труде: Конституция рф, Трудовой кодекс рф, гост р, сНиП, ссбт, инструкции и др.
- 21. Планирование мероприятий по охране труда.
- 22. Декларация безопасности (предприятия, фирмы)
- 23. Профессиональная подготовка, инструктаж и обучение правилам безопасности
- 24. Ответственность руководителей, итр и работников за соблюдение требований по безопасности труда
- 25. Ответственность руководителей за соблюдение нормативных воздействий производства на окружающую среду
- 26. Расследование, оформление актов и учет нарушений норм и правил охраны труда
- 27. Комплексная безопасность предприятия
- 28. Энергообеспечение производства
- 29. Пожарная безопасность в рабочей зоне и на рабочем месте
- 30. Пожаро-взрывоопасность.
- 31. Безопасность в рабочей зоне и на рабочем месте
- 32. Защита от механических воздействий
- 33. Защита от тепловых воздействий
- 34. Защита от несанкционированных выбросов опасных и вредных веществ
- 40. Действия персонала во время пожара
- 1. Каждый работник при обнаружении пожара или признаков горения (задымления, запаха гари, повышения температуры и т.П.) обязан:
- 2. Старшее должностное лицо, прибывшее к месту пожара, обязано:
- 3. При проведении эвакуации людей и тушении пожара необходимо:
- 41. Пути эвакуации при пожаре
- 42. Операторский труд
- 43. Управленческий труд
- 44. Труд преподавателей, учащихся и студентов
- 45. Работоспособность в течение рабочего дня, недели, года
- 46. Утомление, эмоциональное напряжение при умственной деятельности.
- 47. Основные пути борьбы с утомлением
- 48. Функциональные возможности человека
- 49. Доврачебная помощь пострадавшему от действия негативных факторов природного происхождения
- 54. В чем состоит различие системного и комплексного подхода в бжд?
- 55. Биологические и социальные аспекты в обеспечении бжд.
- 56. Обучение персонала нормам и правилам бжд.
- 57. Основные принципы эргономики в обеспечении бжд.
- 58. Принципы оценки ущерба при нарушении бжд.
- 59. Профессионализм и бжд.
- 60. Особенности организации бжд работников в возрастной группе до 21 года