42. Операторский труд
Операторский труд. Здесь выделим такое понятие как мотив.
Мотив – это то, что побуждает личность добиваться именно этой, а не иной цели. Мотивами могут быть различные потребности и интересы человека, его эмоции и чувства, установки и привычки. Основными мотивами деятельности оператора являются чувство долга и интерес к работе, а также материальная заинтересованность.
Способы выполнения деятельности – это определенные системы трудовых операций, следующих одна за другой. Посредством способов деятельности человек достигает своих целей. К способам оператора относят умения, навыки и привычки.
Деятельность оператора состоит из отдельных действий, связанных между собой. Действие – это элемент деятельности, в результате которого достигается конкретная, не разлагающая на более простые, осознанная цель. Высокоавтоматизированное действие, выполняемое без специально направленного на него внимания, не требующее предварительного планирования и обдумывания, называется навыком. Навык приобретается в результате длительных упражнений.
Действия оператора могут быть практическими и умственными. В инженерной психологии широко изучаются отдельные виды умственных и практических действий. К умственным действиям относятся персептивные, посредствам которых формируется целостный образ предметов (восприятие); мнемические, которые входят в состав деятельности запоминания и воспроизведения какого-либо материал; мыслительные, из которых состоит решение отдельных мыслительных задач. К практическим действия относятся: двигательные (моторные) и речевые. Посредством этих действий оператор реализует принимаемые решения по управлению протекающим процессом.
Соотношение между практическими и умственными действиями в деятельности оператора в значительной степени зависит от степени автоматизации процесса управления. Чем больше степень автоматизации, тем больше удельный вес умственных действий и меньше – практических. Каждое действие имеет свою цель, свой мотив и способ выполнения, однако в конечном итоге все действия подчинены общей цели деятельности и общим ее мотивам.
Любые действия обязательно включают в себя моторные компоненты (движения). Так, например, поиск информации сопровождается всегда скачкообразными или плавными движениями глаз или поворотами головы, а иногда и перемещением туловища. При решении расчетных или логических задач, когда человек оперирует некоторыми математическими или логическими символами, умственные действия сопровождаются едва заметными движениями речевых органов или артикуляцией. Поскольку действия неотделимы от движений, постольку движения входят в состав любого действия, они также подлежат инженерно-психологической оценке.
Действия состоят из отдельных психических актов. Психический акт — это элемент психической деятельности оператора, вычленяемый из нее по признаку относительной однородности его психологической структуры. Таковыми являются: акт зрительного восприятия, акт переключения внимания, акт мышления, двигательный акт, речевой акт и др. Психический акт отличается от действия отсутствием осознанной цели, достигаемой его выполнением. Однако психические акты входят в способ выполнения действия и, следовательно, всегда подчинены целям и мотивам действия. В практике инженерно-психологических исследований (особенно в применении структурных методов расчета надежности и быстродействия оператора) их называют также элементарными операциями.
Из приведенного анализа структуры деятельности оператора видно, что она невозможна без участия психики, без сознательного отражения окружающего мира. В любой деятельности оператор осознает цель своих действий, воображает ожидаемый результат их, воспринимает и оценивает условия, в которых он действует, обдумывает последовательность операций, устанавливает и поддерживает свое внимание, применяет волевые усилия, извлекает необходимую информацию из памяти, наблюдает за ходом деятельности и контролирует ее, переживает успехи и неудачи.
Таким образом, психика, психические процессы выступают в качестве регулятора деятельности. Посредством их оператор направляет, контролирует и корректирует свою деятельность в соответствии с поставленной целью, предъявляемыми требованиями и условиями. Без психического отражения не может быть продуктивной деятельности.
Человек-оператор как звено системы «человек-машина (компьютер)»
Система «человек—машина» (СЧМ) представляет собой единое целое, где тесно связаны машинное и человеческое (человек-оператор) звенья. Любая СЧМ предназначена для реализации одной или нескольких целых функций по преобразованию управляемого объема (УО), на который направлено воздействие всей системы.
Все то, что находится в СЧМ между человеком и управляемым объектом, называется условно машиной. Машина есть орудие труда человека-оператора. Сам он является субъектом труда.
Из рассмотренного видно, что человек-оператор воздействует на УО не непосредственно, а только через машину, находясь с ней в прямой функциональной связи и образуя замкнутый контур для потока информации. Кроме того, оператор осуществляет, как правило, обмен информацией не только с машиной, но и с командным звеном (оператор вышестоящего уровня управления, руководитель производства, старший диспетчер и т. д.). Указания и команды, поступающие от этого звена, можно рассматривать как частный случай внешних воздействий.
- Контрольные вопросы для проведения зачета
- 1. Профилактика производственного травматизма
- 2. Профессиональные заболевания
- 3. Несчастный случай на производстве и его расследование
- 4. Источники негативных факторов производственной среды: архитектурно- планировочные и конструкционные решения
- 11. Тяжесть и напряженность труда. Перегрузка физическая и информационная.
- 12. Роль адаптационных физиологических процессов человека
- 13. Обеспечение комфортных параметров микроклимата: отопление.
- 14. Обеспечение комфортных параметров микроклимата: вентиляция, кондиционирование
- 15. Влияние параметров микроклимата на рабочем месте на здоровье, работоспособность и производительность труда
- 16. Влияние освещенности рабочего места на здоровье, работоспособность и производительность труда
- 17. Аварии, катастрофы. Пути снижения аварийной опасности (?)
- 18. Опасность работы с компьютером и другими средствами оргтехники
- 19. Средства коллективной и индивидуальной защиты
- 20. Законодательные и подзаконные акты о труде: Конституция рф, Трудовой кодекс рф, гост р, сНиП, ссбт, инструкции и др.
- 21. Планирование мероприятий по охране труда.
- 22. Декларация безопасности (предприятия, фирмы)
- 23. Профессиональная подготовка, инструктаж и обучение правилам безопасности
- 24. Ответственность руководителей, итр и работников за соблюдение требований по безопасности труда
- 25. Ответственность руководителей за соблюдение нормативных воздействий производства на окружающую среду
- 26. Расследование, оформление актов и учет нарушений норм и правил охраны труда
- 27. Комплексная безопасность предприятия
- 28. Энергообеспечение производства
- 29. Пожарная безопасность в рабочей зоне и на рабочем месте
- 30. Пожаро-взрывоопасность.
- 31. Безопасность в рабочей зоне и на рабочем месте
- 32. Защита от механических воздействий
- 33. Защита от тепловых воздействий
- 34. Защита от несанкционированных выбросов опасных и вредных веществ
- 40. Действия персонала во время пожара
- 1. Каждый работник при обнаружении пожара или признаков горения (задымления, запаха гари, повышения температуры и т.П.) обязан:
- 2. Старшее должностное лицо, прибывшее к месту пожара, обязано:
- 3. При проведении эвакуации людей и тушении пожара необходимо:
- 41. Пути эвакуации при пожаре
- 42. Операторский труд
- 43. Управленческий труд
- 44. Труд преподавателей, учащихся и студентов
- 45. Работоспособность в течение рабочего дня, недели, года
- 46. Утомление, эмоциональное напряжение при умственной деятельности.
- 47. Основные пути борьбы с утомлением
- 48. Функциональные возможности человека
- 49. Доврачебная помощь пострадавшему от действия негативных факторов природного происхождения
- 54. В чем состоит различие системного и комплексного подхода в бжд?
- 55. Биологические и социальные аспекты в обеспечении бжд.
- 56. Обучение персонала нормам и правилам бжд.
- 57. Основные принципы эргономики в обеспечении бжд.
- 58. Принципы оценки ущерба при нарушении бжд.
- 59. Профессионализм и бжд.
- 60. Особенности организации бжд работников в возрастной группе до 21 года