45. Работоспособность в течение рабочего дня, недели, года
Работоспособность - это способность человека производить конкретную работу, характеризующуюся определенной степенью тяжести и сложности на должном уровне в течение какого-либо отрезка времени.
1) В течение смены или рабочего дня. Всякая динамика работоспособности характеризуется комбинацией трех базовых фаз: фазы врабатывания, фазы устойчивой работоспособности, фазы падения работоспособности.
При обычной продолжительности смены в 7-8 часов (с перерывом на обед посередине) динамику работоспособности можно представить примерно в следующем виде:
Дообеденный период смены начинается с фазы врабатывания (длится 1-1.5 часа), продолжается фазой устойчивой работоспособности (1.5-2.5 часа), а заканчивается, соответственно, падением работоспособности, фазу которой прерывает перерыв на обед. Во время обеда происходит небольшое восстановление организма с одновременным ослаблением динамического стереотипа. Поэтому после обеда происходит повторение фаз, но немного иначе, чем в дообеденный период. Врабатывание и устойчивая работоспособность длятся заметно меньше, уровень производственных достижений также ниже дообеденного, зато увеличивается период снижения работоспособности.
Таким образом, основная часть трудовых достижений приходится на первые четыре часа работы. Это характерно для любого вида труда с нормальной интенсивностью.
В конце смены иногда может наблюдаться всплеск работоспособности - финиш-эффект. Причина его появления - психологическая (радость от близкого окончания работ).
2) В течение суток. Динамика суточной работоспособности практически целиком формируется физиологическими механизмами. Из-за наличия у человека врожденных биологических механизмов становится небезразличным в какое время суток ему выполнять работу.
Исследования показали, что наибольшая работоспособность у человека наблюдается утром - примерно с 8.00 до 12.00. Наименьшая работоспособность - с 2.00 до 4.00. Кроме того, суточные биоритмы сказываются на отдельных сторонах работоспособности. Например, выяснилось, что в первой половине дня (до 13.00) лучше удаются действия, связанные с выносливостью, с запоминанием бессмысленной информации, во второй (до 21.00) - с гибкостью. При этом время
13.00 и 21.00 - это критические точки, когда физическая нагрузка становится вредной для системы кровообращения.
3) В течение недели. Динамика недельной работоспособности определяется в основном психологическими механизмами (усталость от работы). Характер динамики идентичен сменному: понедельник-вторник - врабатывание, среда-четверг - устойчивая работоспособность, пятница-суббота - период снижения результатов.
4) В течение года. Здесь наблюдается комбинация влияния психологии и физиологии на динамику работоспособности.
Более простая и изученная динамика та, которая определена психологически. Она подчиняется тем же законам, которые описаны в сменной и недельной (врабатывание - период наивысших достижений - снижение результатов).
Более сложна и малоизученна та, которая определена физиологически. Связана она с солнцем. С одной стороны, здесь все понятно - одно дело работать в жару, другое дело работать на морозе. Однако активность солнца сказывается не только на температуре. Идет сильнейшее воздействие на мозг. Исследования показали, что весной и летом (прежде всего в жаркие дни) у человека более активно работает левое полушарие мозга, а осенью и зимой - правое.
- Контрольные вопросы для проведения зачета
- 1. Профилактика производственного травматизма
- 2. Профессиональные заболевания
- 3. Несчастный случай на производстве и его расследование
- 4. Источники негативных факторов производственной среды: архитектурно- планировочные и конструкционные решения
- 11. Тяжесть и напряженность труда. Перегрузка физическая и информационная.
- 12. Роль адаптационных физиологических процессов человека
- 13. Обеспечение комфортных параметров микроклимата: отопление.
- 14. Обеспечение комфортных параметров микроклимата: вентиляция, кондиционирование
- 15. Влияние параметров микроклимата на рабочем месте на здоровье, работоспособность и производительность труда
- 16. Влияние освещенности рабочего места на здоровье, работоспособность и производительность труда
- 17. Аварии, катастрофы. Пути снижения аварийной опасности (?)
- 18. Опасность работы с компьютером и другими средствами оргтехники
- 19. Средства коллективной и индивидуальной защиты
- 20. Законодательные и подзаконные акты о труде: Конституция рф, Трудовой кодекс рф, гост р, сНиП, ссбт, инструкции и др.
- 21. Планирование мероприятий по охране труда.
- 22. Декларация безопасности (предприятия, фирмы)
- 23. Профессиональная подготовка, инструктаж и обучение правилам безопасности
- 24. Ответственность руководителей, итр и работников за соблюдение требований по безопасности труда
- 25. Ответственность руководителей за соблюдение нормативных воздействий производства на окружающую среду
- 26. Расследование, оформление актов и учет нарушений норм и правил охраны труда
- 27. Комплексная безопасность предприятия
- 28. Энергообеспечение производства
- 29. Пожарная безопасность в рабочей зоне и на рабочем месте
- 30. Пожаро-взрывоопасность.
- 31. Безопасность в рабочей зоне и на рабочем месте
- 32. Защита от механических воздействий
- 33. Защита от тепловых воздействий
- 34. Защита от несанкционированных выбросов опасных и вредных веществ
- 40. Действия персонала во время пожара
- 1. Каждый работник при обнаружении пожара или признаков горения (задымления, запаха гари, повышения температуры и т.П.) обязан:
- 2. Старшее должностное лицо, прибывшее к месту пожара, обязано:
- 3. При проведении эвакуации людей и тушении пожара необходимо:
- 41. Пути эвакуации при пожаре
- 42. Операторский труд
- 43. Управленческий труд
- 44. Труд преподавателей, учащихся и студентов
- 45. Работоспособность в течение рабочего дня, недели, года
- 46. Утомление, эмоциональное напряжение при умственной деятельности.
- 47. Основные пути борьбы с утомлением
- 48. Функциональные возможности человека
- 49. Доврачебная помощь пострадавшему от действия негативных факторов природного происхождения
- 54. В чем состоит различие системного и комплексного подхода в бжд?
- 55. Биологические и социальные аспекты в обеспечении бжд.
- 56. Обучение персонала нормам и правилам бжд.
- 57. Основные принципы эргономики в обеспечении бжд.
- 58. Принципы оценки ущерба при нарушении бжд.
- 59. Профессионализм и бжд.
- 60. Особенности организации бжд работников в возрастной группе до 21 года