48. Функциональные возможности человека
Человеческий организм представляет собой надежную биосоциальную систему, обладающую неограниченными возможностями приспособления к окружающей среде. Человек может адаптироваться к значительным физическим нагрузкам, условиям измененной газовой среды, высокой и низкой температуре, повышенной влажности, пониженной и повышенной освещенности. Адаптационные резервы в общем виде представляют собой возможности клеток, органов, систем органов и целостного организма противостоять воздействию различного вида нагрузок, адаптироваться к этим нагрузкам, минимизируя их воздействие на организм и обеспечивая должный уровень эффективности деятельности человека. Выделяются структурные (морфологические) и функциональные резервы.
Под структурными резервами понимаются особенности строения отдельных составляющих элементов организма (клеток, тканей, органов и систем органов), проявляющиеся в развитии и прочности мышечной и костной ткани, в особенностях строения миофибрилл и мышечных волокон, в прочности связочного и подвижности суставного аппаратов, в характере васкуляризации скелетных и сердечной мышц, в развитии межнейронных связей, которые, в свою очередь, оказывают существенное влияние на функциональные возможности организма. Структурными резервами организма выступает парность ряда органов, обеспечивающая викарное замещение функций (почки, легкие, уши, глаза, железы внутренней секреции). Каждый из этих органов, при выходе из строя своего "напарника", может сам обеспечить нормальное функционирование организма в обычных условиях, а в ряде случаев и при функциональных нагрузках. К глубоким и мощным структурным резервам организма относится резистентность его клеток и тканей к различным внутренним изменениям условий их функционирования.
Функциональные резервы представляют собой возможность изменения функциональной активности структурных элементов организма, их возможности взаимодействия между собой, используемые организмом для достижения результата деятельности человека, для адаптации к физическим, психоэмоциональным нагрузкам и воздействию на организм различных факторов внешней среды. Эти возможности проявляются в изменении интенсивности и скорости протекания энергетических и пластических процессов обмена на клеточном и тканевом уровнях, в изменении интенсивности и скорости протекания физиологических процессов на уровне органов, систем органов и организма в целом, в увеличении физических (сила, быстрота, выносливость) и улучшении психических (осознание цели, готовности бороться за ее достижение) качеств, в способности к выработке новых и совершенствованию уже имеющихся двигательных и тактильных навыков.
Функциональные резервы организма включают в себя три относительно самостоятельных вида резервов: биохимические, физиологические и психологические (психические).
Биохимические резервы — это возможности увеличения скорости протекания и объема биохимических процессов, связанных с экономичностью и интенсивностью энергетического и пластического обменов и их регуляцией.
Физиологические резервы представляют собой возможности органов и систем органов изменять свою функциональную активность и взаимодействие между собой с целью достижения оптимального для данных конкретных условий уровня функционирования организма и эффективности деятельности.
Психологические (психические) резервы могут быть представлены как возможности психики, связанные с проявлением таких качеств, как память, внимание, мышление, эмоции, с мотивацией деятельности человека и определяющие тактику поведения и особенности психологической и социальной адаптации.
- Контрольные вопросы для проведения зачета
- 1. Профилактика производственного травматизма
- 2. Профессиональные заболевания
- 3. Несчастный случай на производстве и его расследование
- 4. Источники негативных факторов производственной среды: архитектурно- планировочные и конструкционные решения
- 11. Тяжесть и напряженность труда. Перегрузка физическая и информационная.
- 12. Роль адаптационных физиологических процессов человека
- 13. Обеспечение комфортных параметров микроклимата: отопление.
- 14. Обеспечение комфортных параметров микроклимата: вентиляция, кондиционирование
- 15. Влияние параметров микроклимата на рабочем месте на здоровье, работоспособность и производительность труда
- 16. Влияние освещенности рабочего места на здоровье, работоспособность и производительность труда
- 17. Аварии, катастрофы. Пути снижения аварийной опасности (?)
- 18. Опасность работы с компьютером и другими средствами оргтехники
- 19. Средства коллективной и индивидуальной защиты
- 20. Законодательные и подзаконные акты о труде: Конституция рф, Трудовой кодекс рф, гост р, сНиП, ссбт, инструкции и др.
- 21. Планирование мероприятий по охране труда.
- 22. Декларация безопасности (предприятия, фирмы)
- 23. Профессиональная подготовка, инструктаж и обучение правилам безопасности
- 24. Ответственность руководителей, итр и работников за соблюдение требований по безопасности труда
- 25. Ответственность руководителей за соблюдение нормативных воздействий производства на окружающую среду
- 26. Расследование, оформление актов и учет нарушений норм и правил охраны труда
- 27. Комплексная безопасность предприятия
- 28. Энергообеспечение производства
- 29. Пожарная безопасность в рабочей зоне и на рабочем месте
- 30. Пожаро-взрывоопасность.
- 31. Безопасность в рабочей зоне и на рабочем месте
- 32. Защита от механических воздействий
- 33. Защита от тепловых воздействий
- 34. Защита от несанкционированных выбросов опасных и вредных веществ
- 40. Действия персонала во время пожара
- 1. Каждый работник при обнаружении пожара или признаков горения (задымления, запаха гари, повышения температуры и т.П.) обязан:
- 2. Старшее должностное лицо, прибывшее к месту пожара, обязано:
- 3. При проведении эвакуации людей и тушении пожара необходимо:
- 41. Пути эвакуации при пожаре
- 42. Операторский труд
- 43. Управленческий труд
- 44. Труд преподавателей, учащихся и студентов
- 45. Работоспособность в течение рабочего дня, недели, года
- 46. Утомление, эмоциональное напряжение при умственной деятельности.
- 47. Основные пути борьбы с утомлением
- 48. Функциональные возможности человека
- 49. Доврачебная помощь пострадавшему от действия негативных факторов природного происхождения
- 54. В чем состоит различие системного и комплексного подхода в бжд?
- 55. Биологические и социальные аспекты в обеспечении бжд.
- 56. Обучение персонала нормам и правилам бжд.
- 57. Основные принципы эргономики в обеспечении бжд.
- 58. Принципы оценки ущерба при нарушении бжд.
- 59. Профессионализм и бжд.
- 60. Особенности организации бжд работников в возрастной группе до 21 года