logo
Блок инф 5

Основы организации системы мониторинга.

Прогнозирование, оценка и предупреждение ЧС возможны только на основе мониторинга.

Мониторинг – это система наблюдений, оценки и прогнозирования изменений окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия.

В зависимости от масштаба ЧС различают мониторинг глобальный, региональный, импактный, базовый.

Глобальный мониторинг – слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере, их оценка и прогнозирование возможных изменений.

Региональный мониторинг – слежение за процессами и явлениями в определенных регионах, в которых эти процессы и явления отличаются по природному характеру или по антропогенным воздействиям от естественных биологических процессов, их оценка и прогнозирование возможных изменений.

Импактный мониторинг – слежение за процессами и явлениями в особо опасных зонах и местах, непосредственно примыкающих к источникам загрязняющих веществ, их оценка и прогнозирование возможных изменений.

Базовый мониторинг – слежение за состоянием природных систем, на которые практически не влияют региональные антропогенные воздействия, их оценка и прогнозирование возможных изменений. Это, как правило, удаленные от промышленных районов территории, биосферные заповедники.

Система мониторинга и прогнозирования ЧС создается с целью своевременного выявления причин возникновения ЧС, определения возможных масштабов и характера развития ЧС, выработки рекомендаций для принятия необходимых мер по предотвращению возникновения ЧС и смягчению их социально-экономических последствий.

Основными задачами системы мониторинга и прогнозирования ЧС являются:

• оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках ЧС природного и техногенного характера;

• прогнозирование возможного возникновения ЧС и их последствий на основе оперативной фактической и прогностической информации, поступающей от ведомственных и иных служб наблюдений за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

• лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;

• разработка, оценка эффективности реализации мер по предотвращению или устранению ЧС;

• разработка сценариев развития ЧС;

• информационное обеспечение управления и контроля в области предупреждения и ликвидации ЧС;

• создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам ЧС и других информационных продуктов.

Объектами мониторинга могут быть экологические системы, техногенные объекты или природно-техногенные объекты.

Система мониторинга и прогнозирования ЧС состоит из следующих основных элементов:

Общая модель системы мониторинга отражает возможность развития следующих ЧС: природных, биолого-социальных, техногенных, экологичес­ких, ЧС в результате применения ядерного, бактериологического, химичес­кого и других специальных средств поражения.

Непосредственное ведение наблюдений и сбор мониторинговой ин­формации осуществляют отдельные министерства, ведомства и централь­ные органы управления. Организацию проведения мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Беларусь осуществляют 11 органов государственного управления: Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство энергетики, Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Министерство промышленности, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство здравоохранения, Национальная академия наук Беларуси, Министерство лесного хозяйства. Ведущей структурой является Комитет по гидро­метеорологии

Комитет по гидрометеорологии контролирует: качество атмос­ферного воздуха, особенно в экологически опасных районах; качество по­верхностных и подземных вод; степень загрязнения почв пестицидами и токсинами промышленного происхождения; радиационную обстановку в отдельных районах Республики Беларусь.

Санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохра­нения контролирует: качество воздуха в пределах санитарно-защитных зон крупных предприятий, качество питьевой воды в местах водозабора и после очистки, выполнение санитарных мероприятий на различных объектах.

Состояние погоды и большинство стихийных бедствий прогнози­рует Гидрометеослужба Комитета по гидрометеорологии. Необходимую инфор­мацию служба получает от своих средств наблюдения, от Всемирной службы погоды, от аналогичных служб соседних государств.

Международное сотрудничество координируется Международной Ме­теорологической организацией, входящей в структуру ООН. Необходимость сотрудничества вызвана тем, что погодные образования за сутки проходят расстояния до 1000 км. Гидрометеослужба, учитывая розу ветров, получает информацию от Европейского центра среднесрочного прогнозирования (Ан­глия). На основании полученных этих и других данных структуры системы мо­ниторинга способны решать задачи выявления, оценки и прогнозирования: экологической, биологической, метеорологической, гидрологической, агро­метеорологической, радиационной, химической, пожарной обстановки и др.

Таким образом, система мониторингов, необходимая для учета, анализа, оценки и прогноза изменения состояния природной среды на различных уровнях, позволяет принимать меры по достижению и сохранению стабильно равновесного состояния жизненной среды.