Основы организации системы мониторинга.
Прогнозирование, оценка и предупреждение ЧС возможны только на основе мониторинга.
Мониторинг – это система наблюдений, оценки и прогнозирования изменений окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия.
В зависимости от масштаба ЧС различают мониторинг глобальный, региональный, импактный, базовый.
Глобальный мониторинг – слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере, их оценка и прогнозирование возможных изменений.
Региональный мониторинг – слежение за процессами и явлениями в определенных регионах, в которых эти процессы и явления отличаются по природному характеру или по антропогенным воздействиям от естественных биологических процессов, их оценка и прогнозирование возможных изменений.
Импактный мониторинг – слежение за процессами и явлениями в особо опасных зонах и местах, непосредственно примыкающих к источникам загрязняющих веществ, их оценка и прогнозирование возможных изменений.
Базовый мониторинг – слежение за состоянием природных систем, на которые практически не влияют региональные антропогенные воздействия, их оценка и прогнозирование возможных изменений. Это, как правило, удаленные от промышленных районов территории, биосферные заповедники.
Система мониторинга и прогнозирования ЧС создается с целью своевременного выявления причин возникновения ЧС, определения возможных масштабов и характера развития ЧС, выработки рекомендаций для принятия необходимых мер по предотвращению возникновения ЧС и смягчению их социально-экономических последствий.
Основными задачами системы мониторинга и прогнозирования ЧС являются:
• оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках ЧС природного и техногенного характера;
• прогнозирование возможного возникновения ЧС и их последствий на основе оперативной фактической и прогностической информации, поступающей от ведомственных и иных служб наблюдений за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
• лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;
• разработка, оценка эффективности реализации мер по предотвращению или устранению ЧС;
• разработка сценариев развития ЧС;
• информационное обеспечение управления и контроля в области предупреждения и ликвидации ЧС;
• создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам ЧС и других информационных продуктов.
Объектами мониторинга могут быть экологические системы, техногенные объекты или природно-техногенные объекты.
Система мониторинга и прогнозирования ЧС состоит из следующих основных элементов:
организационной структуры;
общей модели системы, включая объекты мониторинга;
комплекса технических средств;
моделей ситуации (моделей развития ситуации);
методов наблюдений, обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования;
информационной системы.
Общая модель системы мониторинга отражает возможность развития следующих ЧС: природных, биолого-социальных, техногенных, экологических, ЧС в результате применения ядерного, бактериологического, химического и других специальных средств поражения.
Непосредственное ведение наблюдений и сбор мониторинговой информации осуществляют отдельные министерства, ведомства и центральные органы управления. Организацию проведения мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Беларусь осуществляют 11 органов государственного управления: Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство энергетики, Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Министерство промышленности, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство здравоохранения, Национальная академия наук Беларуси, Министерство лесного хозяйства. Ведущей структурой является Комитет по гидрометеорологии
Комитет по гидрометеорологии контролирует: качество атмосферного воздуха, особенно в экологически опасных районах; качество поверхностных и подземных вод; степень загрязнения почв пестицидами и токсинами промышленного происхождения; радиационную обстановку в отдельных районах Республики Беларусь.
Санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения контролирует: качество воздуха в пределах санитарно-защитных зон крупных предприятий, качество питьевой воды в местах водозабора и после очистки, выполнение санитарных мероприятий на различных объектах.
Состояние погоды и большинство стихийных бедствий прогнозирует Гидрометеослужба Комитета по гидрометеорологии. Необходимую информацию служба получает от своих средств наблюдения, от Всемирной службы погоды, от аналогичных служб соседних государств.
Международное сотрудничество координируется Международной Метеорологической организацией, входящей в структуру ООН. Необходимость сотрудничества вызвана тем, что погодные образования за сутки проходят расстояния до 1000 км. Гидрометеослужба, учитывая розу ветров, получает информацию от Европейского центра среднесрочного прогнозирования (Англия). На основании полученных этих и других данных структуры системы мониторинга способны решать задачи выявления, оценки и прогнозирования: экологической, биологической, метеорологической, гидрологической, агрометеорологической, радиационной, химической, пожарной обстановки и др.
Таким образом, система мониторингов, необходимая для учета, анализа, оценки и прогноза изменения состояния природной среды на различных уровнях, позволяет принимать меры по достижению и сохранению стабильно равновесного состояния жизненной среды.
- Лекция № 5: «мониторинг, прогнозирование, оценка и предупреждение чрезвачайных ситуаций»
- Основы организации системы мониторинга.
- Прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
- Обобщенная оценка чс.
- Оценка социального и экономического рисков
- Оценка экологического риска
- Способы определения экономического и экологического ущербов
- Обеспечение безопасности человека и хозяйственных объектов
- Мероприятия по предупреждению чс природного характера.
- Мероприятия по предупреждению чс техногенного характера.
- Мероприятия по предупреждению чс биолого-социального характера.
- Мероприятия по предупреждению чс экологического характера.
- Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.