2.Психологический отбор и адаптация сотрудников мчс
На протяжении предыдущих глав мы постоянно говорили о профессиональном психологическом отборе. Вероятно, у вас уже сложилось представление о том, что он собой представляет. Однако для того, чтобы в дальнейшем избежать разногласия и непонимания при анализе отдельных аспектов данной проблемы, будем исходить из определения профессионального отбора, приведенного ниже.
Профессиональный психологический отбор (ППО) – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение качественного отбора персонала организации на основе оценки соответствия уровня развития необходимых психофизиологических (индивидных) качеств и свойств личности требованиям профессиональной деятельности.
Вполне возможно, в некоторых других литературных источниках вы обнаружите несколько иное определение профессионального психологического отбора. Однако от этого суть мероприятий ППО вряд ли изменится. В большинстве случаев профессиональный психологический отбор предполагает осуществление оценки развития индивидуально-психологических и личностных особенностей кандидатов, обусловливающих успешность профессиональной деятельности, в целях установления степени их соответствия требованиям конкретной специальности.
Следует также отметить, что в ряде случаев мероприятия профессионального психологического отбора проводятся с целью не только качественного комплектования организации персоналом, но и отбора кандидатов для обучения по соответствующей специальности. В этом нет ничего удивительного, поскольку вступительные экзамены, как и мероприятия ППО, по сути, являются попыткой прогнозировать успешность обучения. Так, в большинстве развитых стран молодые люди, желающие обучаться в высших военно-учебных заведениях, не только сдают вступительные экзамены, предполагающие оценку уровня общеобразовательной подготовки, но и проходят профессиональный психологический отбор.
Целесообразность использования мероприятий ППО в организации учебного процесса в учреждениях высшего и среднего профессионального образования определена несколькими причинами. Во-первых, успешность овладения профессией во многом обусловлена возможностью человека усвоить соответствующий объем знаний и сформировать у себя навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Вполне естественно, что чем сложнее деятельность, тем более жесткие требования она предъявляет к человеку на этапе обучения. С этой точки зрения профессиональный психологический отбор обеспечивает возможность прогнозирования успешности обучения конкретного кандидата. Во-вторых, подготовка специалиста всегда предполагает определенные финансовые расходы, которые не всегда оправдываются. Согласитесь, что существенный ущерб приносит тот кандидат, который через два-три года обучения вынужден отказаться от продолжения учебы, поскольку оказывается не в состоянии успешно усвоить последующий учебный материал. Однако еще больший ущерб обществу может принести человек, который закончил обучение с крайне низкими показателями и получил формальное право работать по соответствующей специальности. Вряд ли вы захотите, например, лечиться у такого врача, вряд ли вы получите удовлетворение от работы такого адвоката и т. п.
Третья причина, обусловливающая целесообразность применения психологического отбора в учебном процессе профессионального образования, связана с вопросом о том, почему средняя оценка школьного аттестата и результаты вступительных экзаменов не всегда позволяют прогнозировать успешность обучения. В значительной степени это объясняется тем, что до поступления в учебное заведение люди обучались в самых разных условиях. Одни имели возможность получить хорошую общеобразовательную подготовку, поскольку, например, учились в престижных школах и гимназиях, другие – нет, несмотря на то что более способны в отношении будущей профессиональной деятельности. Поэтому первая группа кандидатов по сравнению со второй будет иметь больше преимуществ при поступлении в учебное заведение. Однако обучение в учебном заведении профессионального образования существенно отличается от обучения в школе или гимназии. Очень часто психические качества и личностные свойства оказываются наиболее прогностичным критерием.
В качестве примера, подтверждающего целесообразность осуществления мероприятий психологического отбора, можно привести следующий факт. Профессиональный психологический отбор старших офицеров полиции для изучения курса высшего руководства, проведенный в Великобритании, принес выгоду в размере 800 тыс. фунтов стерлингов[12]. Таким образом, ППО может быть использован не только для качественного отбора персонала, но и для отбора кандидатов для обучения конкретной специальности.
Следовательно, основными задачами профессионального психологического отбора являются оценка развития необходимых для успешного обучения и деятельности по выбранной специальности индивидуально-психологических качеств и свойств личности кандидата, а также вынесение заключения о пригодности к обучению или практической деятельности по соответствующей специальности.
Профессиональный психологический отбор – это не механический процесс тестирования кандидатов. Как уже неоднократно подчеркивалось, ППО базируется на достижениях психологической науки. Научную основу исследований проблемы профессионального психологического отбора в настоящее время составляют работы в области дифференциальной психологии и психологии способностей, а также разработки современных методов исследования психики человека. В большинстве подобных работ рассматриваются:
– вопросы теории индивидуальных различий;
– вопросы социально-биологической сущности человека и соотношение его врожденных и приобретенных качеств;
– свойства личности, формирующие профессиональные способности;
– свойства нервной системы и их проявление в профессиональной деятельности;
– проблемы надежности и валидности тестов и многое др.
В свою очередь, методология профессионального психологического отбора разрабатывается в рамках психологии труда.
Научные, методологические и организационные основы более подробно будут рассмотрены во второй части данной книги. Сейчас же постараемся ответить на вопрос о том, какое место занимает профессиональный психологический отбор в структуре современной науки.
- Классификация природных чс их краткая характеристика.
- 1. Определение чс
- 2. Природные чс.
- 2.1. Землетрясения.
- 2.2. Наводнения.
- 2.3. Оползни, сели.
- 2.4. Ураганы, циклоны, тайфуны, штормы, смерчи, бури.
- 2.5. Снежные заносы, метели, ураганы.
- 2.6. Пожары.
- 2.7. Инфекционные заболевания.
- 1. Определение чс
- 2. Техногенные чс.
- 2.1. Радиационно - опасные объекты.
- 2.2. Опасные химические вещества (охв).
- 2.3. Аварии на гидротехнических сооружениях.
- 2.4. Аварии на транспорте.
- Факторы, влияющие на устойчивость работы объектов экономики.
- Пути и способы повышения устойчивости работы объекта.
- Требования к размещению объектов экономики.
- Исследование устойчивости функционирования объекта экономики. Организация исследования устойчивости работы объекта
- Декларация безопасности промышленного объекта рф, ее назначение и структура.
- 1. Влияние стресс факторов на организм человека.
- 2.Психологический отбор и адаптация сотрудников мчс
- 3.Этапы становления профессиональной деятельности сотрудника мчс России.
- 4. Психологическая составляющая при проведении аварийно – спасательных работ.
- Техники экстренной психологической помощи
- Психические расстройства в боевой обстановке
- 6. Основные характеристики психической травмы.
- Глава III. Государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- Глава V. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
- Глава VI. Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
- Глава VII. Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- Глава II. Обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения
- Глава III. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения
- Глава IV. Силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения
- Глава II. Аварийно-спасательные службы
- Глава III. Спасатели и их статус