Исследование устойчивости функционирования объекта экономики. Организация исследования устойчивости работы объекта
Исследование устойчивости работы ОЭ заключается во всестороннем изучении условий, которые могут сложиться в военное время, и в определении их влияния на производственную деятельность.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить уязвимые места в работе объекта в военное время и выработать наиболее эффективные рекомендации, направленные на повышение его устойчивости. В дальнейшем, эти рекомендации включаются в план мероприятий по повышению устойчивости работы объекта, который и реализуется. Наиболее трудоемкие работы (строительство защитных сооружений, подземная прокладка коммуникаций и т. п.) выполняются заблаговременно. Мероприятия, не требующие длительного времени на их реализацию или выполнение которых в мирное время нецелесообразно и даже невозможно, проводятся в период угрозы нападения противника.
Исследование устойчивости предприятий проводится силами инженерно-технического персонала с привлечением специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, связанных с данным предприятием. Организатором и руководителем исследования является руководитель предприятия — начальник ГО объекта.
Весь процесс планирования и проведения исследования можно разделить на три этапа: первый этап — подготовительный, второй — оценка устойчивости работы объекта в условиях военного времени, третий этап — разработка мероприятий, повышающих устойчивость работы объекта.
На первом этапе разрабатываются руководящие документы, определяется состав участников исследования и организуется их подготовка.
Основными документами для организации исследования устойчивости работы объекта являются: приказ руководителя предприятия; календарный план основных мероприятий по подготовке к проведению исследования; план проведения исследований.
Приказ руководителя предприятия (исследования} разрабатывается на основании указаний вышестоящего начальника с учетом особенностей и конкретных условий, связанных с производственной деятельностью объекта. В приказе указываются: цель и задачи предстоящего исследования, время проведения работ, состав участников исследования и задачи исследовательских групп, сроки представления отчетной документации.
Календарный план подготовки к проведению исследования определяет основные мероприятия и сроки их проведения, ответственных исполнителей, силы и средства, привлекаемые для выполнения поставленных задач.
План проведения исследования устойчивости работы объекта является основным документом, определяющим содержание работы руководителя исследования и исследовательских групп главных специалистов. В плане указываются: тема, цель и продолжительность исследования, состав исследовательских групп и содержание их работы, порядок исследования.
Продолжительность исследования устанавливается в зависимости от объема работ и подготовленности участников, привлекаемых к выполнению задач, и может быть 2—3 мес.
В зависимости от состава основных производственно-технических служб на объекте могут создаваться следующие исследовательские группы: начальника отдела капитального строительства, главного механика, отдела материально-технического снабжения и др. Кроме того, создается группа штаба ГО объекта, в которую входят начальники служб оповещения и связи, противорадиационной и противохимической защиты, убежищ и укрытий, медицинская, охраны общественного порядка, материально-технического снабжения.
Для обобщения полученных результатов и выработки общих предложений создается группа руководители исследования во главе с главным инженером или начальником производственного отдела. Численность исследовательских групп зависит от объема решаемых задач, специфики производства и может составлять 5—10 чел.
В подготовительный период с руководителями исследовательских групп проводится специальное занятие, на котором руководитель предприятия доводит до исполнителей план работы, ставит задачу каждой группе и назначает сроки проведения исследования.
На втором этапе проводится непосредственно исследование устойчивости работы объекта в военное время.
В ходе исследования определяются условия защиты рабочих и служащих от оружия массового поражения, проводится оценка уязвимости производственного комплекса при воздействии на него поражающих факторов ядерного взрыва, определяется характер возможных поражений от вторичных поражающих факторов, изучается устойчивость системы снабжения и кооперативных связей объекта с предприятиями-поставщиками и потребителями, выявляются уязвимые места в системе управления производством.
Каждая группа специалистов оценивает устойчивость определенных
элементов производственного комплекса и производит необходимые
расчеты.
Группа начальника отдела капитального строительства на основе
анализа характеристик и состояния производственных зданий и сооружений объекта определяет степень их устойчивости к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва, оценивает размеры возможного ущерба от воздействия вторичных поражающих факторов, производит расчет сил и средств, необходимых для восстановления производственных сооружений при различных степенях разрушений. Кроме того, группа исследует и оценивает защитные свойства убежищ и укрытий, определяет необходимую потребность в защитных сооружениях на территории объекта и в загородной зоне.
Группа главного энергетика оценивает устойчивость системы электроснабжения, водоснабжения и канализации, подачи газа или других видов топлива, а также определяет возможный характер и масштабы, их разрушений, в том числе и от вторичных поражающих факторов.
Группа главного механика оценивает устойчивость технологического оборудования, а также определяет: возможные потери станков, приборов и систем автоматического управления при различных степенях разрушений от воздействия ударной волны и от вторичных поражающих факторов;
способы сохранения и защиты особо ценного и уникального оборудования;
потребность в силах и средствах, сроки и объемы восстановительных работ; возможность создания резерва оборудования и порядок маневрирования им.
Группа главного технолога разрабатывает технологию производства
с учетом перевода объекта на режим работы военного времени. Оценивает устойчивость технологического процесса и возможность безаварийной остановки производства по сигналу «Воздушная тревога». Разрабатывает предложения по организации производства в условиях военного времени.
Группа начальника отдела материально-технического снабжения
анализирует систему обеспечения производства всем необходимым для выпуска продукции в военное время. Оценивает условия отправки продукции и устойчивость работы транспорта. Производит расчеты дополнительных резервов сырья, оборудования, комплектующих изделий, а также определяет места их рассредоточенного хранения. Изучает устойчивость существующих и намечаемых на военное время связей с поставщиками и потребителями. На основании заявок, поступающих от других групп, составляет расчеты на строительные и другие материалы для восстановления производства и строительства недостающих убежищ на объекте и противорадиационных укрытий в загородной зоне.
Группа штаба гражданской обороны объекта оценивает общее состояние ГО объекта и определяет мероприятия для обеспечения надежной защиты рабочих и служащих. В эту группу входит ряд служб, выполняющих соответствующие функции.
Служба оповещения и связи изучает и оценивает устойчивость связи с местными партийными и советскими органами, вышестоящими органами ГО, производственными подразделениями и формированиями ГО. Оценивает надежность системы оповещения, полноту оборудования, пунктов управления и узла связи.
Служба убежищ и укрытий оценивает правильность эксплуатации убежищ и укрытий, готовность их к использованию по прямому назначению. Рассчитывает время на оповещение рабочих и служащих, сбор и укрытие их в защитных сооружениях. Представляет в группу начальника отдела материально-технического снабжения заявку на необходимое количество продовольствия для закладки его в убежища.
Служба противорадиационной и противохимической защиты оценивает возможности работы объекта при различных уровнях радиации и дает рекомендации по защите рабочих и служащих от радиоактивного заражения, определяет варианты режимов противорадиационной защиты людей в условиях радиоактивного заражения различной степени и разрабатывает график рабочих смен при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. Анализирует обеспеченность рабочих и служащих средствами индивидуальной защиты, условия хранения и порядок выдачи этих средств. Готовит предложения по организации и ведению радиационной и химической разведки, организации санитарной обработки людей, обеззараживанию одежды, транспорта, техники и сооружений с указанием сил и средств выполнения этих задач.
Медицинская служба разрабатывает мероприятия по организации медицинского обслуживания рабочих и служащих на объекте и в загородной зоне, а также при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. Определяет возможные потери личного состава, силы и средства для оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Вырабатывает рекомендации по организации дозиметрического контроля при пребывании людей в зоне радиоактивного заражения и рекомендации по защите продуктов питания и водоисточников.
Служба охраны общественного порядка разрабатывает мероприятия по усилению пропускного режима, охране материальных ценностей, обеспечению общественного порядка на объекте и в ходе эвакуации и рассредоточения, определяет ответственных лиц по обеспечению порядка при укрытии рабочих и служащих в убежищах по сигналу «Воздушная тревога».
На третьем этапе подводятся итоги проведенных исследований. Группы специалистов по результатам исследований подготавливают доклады, в которых излагаются выводы и предложения по защите рабочих и служащих и повышению устойчивости оцениваемых элементов производства. К докладам прилагаются необходимые таблицы, схемы, планы.
Группа руководителя исследования на основании докладов групп специалистов составляет обобщенный доклад, в котором отражаются:
возможности защиты рабочих, служащих и членов их семей в защитных сооружениях на объекте и в загородной зоне; общая оценка устойчивости объекта, наиболее уязвимые участки производства; практические мероприятия, которые необходимо выполнить в мирное время и в период угрозы нападения противника для повышения устойчивости работы объекта в военное время, объем и стоимость работ; порядок и ориентировочные сроки восстановительных работ при различных степенях разрушений.
По результатам исследований после предварительного обсуждения группа руководителя разрабатывает план мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в военное время. Определяются стоимость внедрения мероприятий, источники финансирования, силы и средства, сроки выполнения и ответственные за выполнение лица. План мероприятий, проводимых силами объекта, утверждается руководителем предприятия — начальником ГО. План мероприятий, требующих больших материальных затрат, направляется на утверждение старшему начальнику.
Правильность проведения расчетов и реальность выработанных предложений и рекомендаций проверяются на специальном учении, проводимом под руководством начальника ГО объекта или старшего начальника.
Рассмотренный порядок подготовки и проведения исследования устойчивости не отражает всех особенностей объектов. Поэтому исследование устойчивости должно вестись творчески с учетом специфических особенностей производства. От итогов исследований зависят планирование и внедрение экономически обоснованных мероприятий ГО, направленных на повышение устойчивости работы объекта народного хозяйства.
Мероприятия по повышению устойчивости работы объекта народного хозяйства в условиях военного времени проводятся как в мирное время, так и при угрозе нападения противника. На мирное время планируются, главным образом, трудоемкие мероприятия, требующие значительных материальных затрат и времени. Экономическая эффективность этих мероприятий может быть достигнута при их максимальной увязке с задачами по обеспечению безаварийной работы объекта, улучшению условий труда, совершенствованию производственного процесса.
На период угрозы нападения противника планируются мероприятия, которые могут быть. легко реализованы или выполнение которых в мирное время нецелесообразно.
На каждом предприятии, исходя из его назначения, размещения и специфики производства, мероприятия по повышению устойчивости могут быть различными.
- Классификация природных чс их краткая характеристика.
- 1. Определение чс
- 2. Природные чс.
- 2.1. Землетрясения.
- 2.2. Наводнения.
- 2.3. Оползни, сели.
- 2.4. Ураганы, циклоны, тайфуны, штормы, смерчи, бури.
- 2.5. Снежные заносы, метели, ураганы.
- 2.6. Пожары.
- 2.7. Инфекционные заболевания.
- 1. Определение чс
- 2. Техногенные чс.
- 2.1. Радиационно - опасные объекты.
- 2.2. Опасные химические вещества (охв).
- 2.3. Аварии на гидротехнических сооружениях.
- 2.4. Аварии на транспорте.
- Факторы, влияющие на устойчивость работы объектов экономики.
- Пути и способы повышения устойчивости работы объекта.
- Требования к размещению объектов экономики.
- Исследование устойчивости функционирования объекта экономики. Организация исследования устойчивости работы объекта
- Декларация безопасности промышленного объекта рф, ее назначение и структура.
- 1. Влияние стресс факторов на организм человека.
- 2.Психологический отбор и адаптация сотрудников мчс
- 3.Этапы становления профессиональной деятельности сотрудника мчс России.
- 4. Психологическая составляющая при проведении аварийно – спасательных работ.
- Техники экстренной психологической помощи
- Психические расстройства в боевой обстановке
- 6. Основные характеристики психической травмы.
- Глава III. Государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- Глава V. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
- Глава VI. Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
- Глава VII. Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- Глава II. Обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения
- Глава III. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения
- Глава IV. Силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения
- Глава II. Аварийно-спасательные службы
- Глава III. Спасатели и их статус