logo
Ответы_по_госам_(2)

3.Этапы становления профессиональной деятельности сотрудника мчс России.

Проблема социально-психологической адаптации лиц, побывавших в

экстремальных условиях, включающая вероятность сохранения их здоровья и

работоспособности после воздействия экстремальных факторов, становится в настоящее

время особенно актуальной, что обуславливает значимость своевременной

психологической помощи сотрудникам МЧС России и пострадавшим в чрезвычайных

ситуациях и необходимость специальной психологической подготовленности психологов

МЧС России.

Ранее рассматривался вопрос о формировании программы обучения психологов

МЧС России в Санкт-Петербургском Университете Государственной противопожарной

службы МЧС России (СПб УГПС МЧС России), где осуществляется обучение студентов

по специальности 030301.65 «Психология» по специализации «Безопасность в

чрезвычайных ситуациях» [1, 2].

В соответствии с особенностями профессиональной деятельности психолога МЧС

России, модель его специальной психологической подготовленности включает

профессионально важные качества, знания, умения, навыки, адекватные специфике

условий работы в системе МЧС. Помимо обычных профессионально важных качеств,

которыми должны обладать психологи (глубокие профессиональные знания и умения,

логичность мышления, адекватность и точность восприятия, понимание целей

психологической помощи, эмпатия, личностная и социальная зрелость, коммуникативная

компетентность, отсутствие предубеждений, толерантность, терпимость, способность к

168

рефлексии, устойчивость к стрессу, выдержка и самообладание и т.д.), модель

специальной психологической подготовленности психолога МЧС включает

профессионально важные качества. Такими качествами являются: оптимальная

работоспособность в чрезвычайных ситуациях, способность к быстрым, многовариантным

и адекватным экстремальным условиям действиям. Специальными психологическими по

своей природе и главным образом востребованными в экстремальных условиях являются

профессиональные умения: оценивать вербальные и невербальные поведенческие

проявления пострадавших в ЧС; воздействовать психологическими способами на них;

разрешать конфликты, в том числе при работе в толпе; соблюдать правила личной

безопасности сотрудников и группы психологов, сформированной для работы в условиях

ЧС; участвовать в обеспечении работ по ликвидации ЧС и их последствий,

осуществляемых пожарными и спасателями; обеспечивать взаимопонимание,

взаимодействие, взаимозаменяемость, регуляцию своего собственного состояния и

состояния членов группы.

Для реализации психологической составляющей профессиональной подготовки

психологов МЧС России на основе Госстандарта и программы общепрофессионального

обучения в вузе нами разработана психологическая концепция профессиональной

подготовки, которая представляет собой систему научных взглядов на понимание

сущности, содержания, технологии и организации подготовки психологов, включает в

себя концептуальную модель подготовленности к профессиональной деятельности

психолога и структуру (матрицу) психологической концепции профессиональной

подготовки психологов МЧС России, то есть комплекс специальных программ и методов

обеспечения профессиональной психологической подготовленности психолога МЧС

России.

Структура психологической концепции профессиональной подготовки психологов

МЧС России, ориентированной на особые условия работы, связанные со спецификой

работы профессиональных контингентов МЧС России, включает в себя

последовательные, взаимосвязанные и взаимозависимые этапы, направленные на

достижение вышеуказанной цели и образующие единый цикл (см. табл.)

В верхней строчке таблицы указаны этапы обучения, обозначенные порядковыми

номерами от 1 до 5, соответствующие курсам обучения. В левом вертикальном столбце

обозначены направления психологической работы на этапах от первого до пятого. Таким

образом, содержание каждого этапа располагается на пересечении горизонтальных

строчек и вертикальных столбцов таблицы. Рассмотрение содержания психологической

подготовки начинаем снизу таблицы – со строки Д и затем двигаемся по восходящей – по

степени усложнения решаемых в процессе подготовки задач до строки А.

Первый этап – это начальный этап ознакомления с профессией, направлен на

формирование у первокурсника образа профессионала, который будет с годами

корректироваться, послужит опорой и основой в системе образования по выбранной

специальности, куда будут постепенно встраиваться получаемые знания и навыки.

Работа по созданию образа профессии в период адаптации обучающегося к новым

условиям учитывает современные изменения ценностно-смысловой ориентации

молодежи. Как отмечают некоторые авторы прежде существовавший «образ

профессионала», наполненный идеальными чертами, ныне заменен «образом жизни»,

который предусматривает в своей характеристике не особенности личности, а то, как

человек живет. То есть из содержания образа, на который ориентируется молодой

человек, могут выпадать морально-нравственные и ценностно-смысловые характеристики.

Первый этап ознакомления с профессией направлен на поиск своего места в

профессии (Д1), формирование коллектива (Г1), приобретение навыков вхождения в

коллектив, адаптацию к обучению в группе (В1), первоначальное ознакомление и

освоение основ применения методов психологической разгрузки (МПР), рефлексии,

работы с алекситимией (Б1), построение образа профессии психолога, формирование у

первокурсника образа профессионала (А1).

Примечание: МПР - Методы психологической разгрузки

Второй этап посвящен возникновению первоначальных навыков подхода к

клиенту на практических работах и в полевых условиях на практических занятиях в

общении «студент-курсант» (Д2), ознакомлению с работой пожарных в особых и опасных

условиях, возникновению качественно новых форм и типов коммуникативных отношений

будущих психологов с клиентами, в том числе, и в полевых условиях (Г2), формированию

профессионально важных качеств (ПВК) (В2), применению методов психологической

разгрузки в учебных ситуациях, снятию барьеров общения (Б2), развитию

коммуникативных способностей и навыков, в том числе риторики, необходимых

будущему специалисту-психологу (А2). В тренинговые занятия на втором этапе включены

методики, помогающие научиться быстро формулировать мысли, доносить до слушателя

свое видение, требования, разъяснение ситуации. Это умение особенно востребовано в

профессиональной деятельности, связанной с особыми условиями труда, когда есть

дефицит времени. В профессиональной деятельности психолога очень важно умение

слушать и слышать, доходчиво и точно формулировать и передавать свои мысли, поэтому

освоение психологии риторики необходимо будущему специалисту.

Третий этап позволяет студенту освоить способы раскрытия внутренних ресурсов,

научиться работать с мотивацией достижения успеха и избегания неудач (Д3) и

сублимацией агрессивной направленности в конструктивное поведение (Г3), регулировать

развитие мотивационной сферы личности, осуществлять психокоррекцию

мотивационного кризиса (В3), освоить методы работы по психологической разгрузке,

оптимизации мотивации (Б3), целеполаганию, целенаправленной работе по планированию

своей жизни и профессии-онального становления (А3). Уровень развития учебно-

профессиональной мотивации имеет значение не только для актуальной учебной

ситуации, но и составляет фундамент всего последующего профессионального роста

психолога. Третий курс обучения характеризуется «провалом» мотивации обучения,

поэтому акцент делается на проникновение в суть внутренних причин и психологических

170

механизмов развития учебно-профессиональной мотивации и тем самым повышение

эффективности учебно-профессиональной деятельности.

Удовлетворенность профессией, успешная профессиональная адаптация,

конструктивное взаимодействие со всеми субъектами образования в учебной и

последующей профессиональной деятельности невозможно без развития и формирования

учебно-профессиональной мотивации, обусловливающей цели, характер, содержание,

структуру, психологические механизмы, динамику и результаты этих деятельностей, их

личностные смыслы для субъектов. Проблемы развития студента как субъекта учебной

деятельности, решаемы через понимание учащимися мотивов, целей, приемов обучения,

осознание самого себя как субъекта учебной деятельности [5, 3]. Изменение отношения

студента к учебно-профессиональной деятельности возможно через целенаправленное

формирование его мотивов [6].

Четвертый этап направлен на выработку лидерских качеств (Д4), умения вести

переговоры в конфликтах, распознавать манипуляцию и защищаться от нее (Г4),

осуществлять коррекцию поведения, перевод деструктивного поведения в конструктивное

русло (В4), выработку привычки применения методов психогигиены, защиты от

манипуляции (Б4), навыков работы с конфликтами, их распознавание, понимание и

умение управлять ими (А4). Студенты учатся разрешать внутриличностные конфликты,

провоцирующие внешние конфликты [2] и приводящие к нестабильности в поведении,

что сказывается на обучении. Коррекция позволяет осуществить перевод на

конструктивное поведение. Умение вести переговоры в конфликтах, распознавать и

защищаться от манипуляции способствуют выработке лидерских качеств, способности

вести за собой людей (например, в условиях ЧС), принимать решения и ответственность

за них, проявлять решительность в реализации принятых решений. В условиях ЧС могут

возникать непредсказуемые ситуации, когда сотруднику приходится быстро принимать

решения и действовать исходя из принципа «если не я – то кто?».

Пятый этап – завершение процесса становления личности специалиста, способной

принять на себя ответственность за людей (например, в экстренных случаях, в условиях

ЧС), завершение создания модели образа «Я-психолог» по сопровождению специалистов

экстремального профиля, которая будет корректироваться в процессе профессиональной

деятельности. Этот этап включает в себя формирование готовности осуществлять

профессиональную деятельность по психологической подготовке, сопровождению и

коррекции специалистов экстремального профиля (Д5), освоение способов профилактики

профессионального, эмоционального выгорания (Г5), психологической реабилитации

(В5), применение методов психогигиены, способствующих снятию напряжений, помех,

препятствующих личностному росту (Б5). В результате обеспечивается личностный рост,

формирование лидера (А5), завершение создания модели образа «Я-психолог», процесса

становления личности специалиста, способной принять на себя ответственность за людей.

В процессе подготовки специалиста к профессиональной деятельности

формируется индивидуальный стиль деятельности на основе индивидуального опыта,

полученных знаний, умений, навыков. В рамках предложенной концепции происходит

формирование психологической готовности к выполнению психологом МЧС

профессиональных обязанностей, что достигается использованием специальных и

системообразующих факторов, необходимых и достаточных условий и средств,

включающих систему деятельностных, коммуникативных и эмоционально-чувственных

средств, способствующих формированию установки личности на профессиональную

деятельность, степени проявления активности и самостоятельности, потребности в

знаниях, мотивационно-ценностные отношения, самооценку, рефлексию и эмоционально-

волевую регуляцию. Указанные психологические феномены, факторы, условия и средства,

оптимально влияют на процесс формирования и функционирования профессионально

важных качеств. Особое внимание уделяется рефлексии и психологической

саморегуляции, т.к. для повышения уровня работоспособности, профилактики

171

профессионального выгорания, сохранения здоровья и профессионального долголетия

целесообразно в процессе обучения обеспечить интериоризацию будущими психологами

рефлексии, применения методов психогигиены, способов психологической разгрузки.

На первоначальном этапе создания указанной психологической концепции с целью

выявления проблемных вопросов и определения направлений работы по психологической

подготовке будущих психологов МЧС России нами был проведен ряд эмпирических

исследований, и, в частности, с использованием методики диагностики эмоционального

выгорания личности В.В.Бойко (84 вопроса) у студентов 3 курса в 2007 г. (общее

количество испытуемых − 22). Оказалось, что к середине третьего года обучения (март

2007 года) у 54 % студентов сформирована вторая фаза развития стресса – «резистенция».

В процессе применения тренинговых технологий студентами были усвоены методы

психологической разгрузки, которые применялись ими в периоды между тренингами под

контролем преподавателей. В результате у студентов улучшились показатели по первому

симптому (Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование) второй фазы

выгорания