3.Этапы становления профессиональной деятельности сотрудника мчс России.
Проблема социально-психологической адаптации лиц, побывавших в
экстремальных условиях, включающая вероятность сохранения их здоровья и
работоспособности после воздействия экстремальных факторов, становится в настоящее
время особенно актуальной, что обуславливает значимость своевременной
психологической помощи сотрудникам МЧС России и пострадавшим в чрезвычайных
ситуациях и необходимость специальной психологической подготовленности психологов
МЧС России.
Ранее рассматривался вопрос о формировании программы обучения психологов
МЧС России в Санкт-Петербургском Университете Государственной противопожарной
службы МЧС России (СПб УГПС МЧС России), где осуществляется обучение студентов
по специальности 030301.65 «Психология» по специализации «Безопасность в
чрезвычайных ситуациях» [1, 2].
В соответствии с особенностями профессиональной деятельности психолога МЧС
России, модель его специальной психологической подготовленности включает
профессионально важные качества, знания, умения, навыки, адекватные специфике
условий работы в системе МЧС. Помимо обычных профессионально важных качеств,
которыми должны обладать психологи (глубокие профессиональные знания и умения,
логичность мышления, адекватность и точность восприятия, понимание целей
психологической помощи, эмпатия, личностная и социальная зрелость, коммуникативная
компетентность, отсутствие предубеждений, толерантность, терпимость, способность к
168
рефлексии, устойчивость к стрессу, выдержка и самообладание и т.д.), модель
специальной психологической подготовленности психолога МЧС включает
профессионально важные качества. Такими качествами являются: оптимальная
работоспособность в чрезвычайных ситуациях, способность к быстрым, многовариантным
и адекватным экстремальным условиям действиям. Специальными психологическими по
своей природе и главным образом востребованными в экстремальных условиях являются
профессиональные умения: оценивать вербальные и невербальные поведенческие
проявления пострадавших в ЧС; воздействовать психологическими способами на них;
разрешать конфликты, в том числе при работе в толпе; соблюдать правила личной
безопасности сотрудников и группы психологов, сформированной для работы в условиях
ЧС; участвовать в обеспечении работ по ликвидации ЧС и их последствий,
осуществляемых пожарными и спасателями; обеспечивать взаимопонимание,
взаимодействие, взаимозаменяемость, регуляцию своего собственного состояния и
состояния членов группы.
Для реализации психологической составляющей профессиональной подготовки
психологов МЧС России на основе Госстандарта и программы общепрофессионального
обучения в вузе нами разработана психологическая концепция профессиональной
подготовки, которая представляет собой систему научных взглядов на понимание
сущности, содержания, технологии и организации подготовки психологов, включает в
себя концептуальную модель подготовленности к профессиональной деятельности
психолога и структуру (матрицу) психологической концепции профессиональной
подготовки психологов МЧС России, то есть комплекс специальных программ и методов
обеспечения профессиональной психологической подготовленности психолога МЧС
России.
Структура психологической концепции профессиональной подготовки психологов
МЧС России, ориентированной на особые условия работы, связанные со спецификой
работы профессиональных контингентов МЧС России, включает в себя
последовательные, взаимосвязанные и взаимозависимые этапы, направленные на
достижение вышеуказанной цели и образующие единый цикл (см. табл.)
В верхней строчке таблицы указаны этапы обучения, обозначенные порядковыми
номерами от 1 до 5, соответствующие курсам обучения. В левом вертикальном столбце
обозначены направления психологической работы на этапах от первого до пятого. Таким
образом, содержание каждого этапа располагается на пересечении горизонтальных
строчек и вертикальных столбцов таблицы. Рассмотрение содержания психологической
подготовки начинаем снизу таблицы – со строки Д и затем двигаемся по восходящей – по
степени усложнения решаемых в процессе подготовки задач до строки А.
Первый этап – это начальный этап ознакомления с профессией, направлен на
формирование у первокурсника образа профессионала, который будет с годами
корректироваться, послужит опорой и основой в системе образования по выбранной
специальности, куда будут постепенно встраиваться получаемые знания и навыки.
Работа по созданию образа профессии в период адаптации обучающегося к новым
условиям учитывает современные изменения ценностно-смысловой ориентации
молодежи. Как отмечают некоторые авторы прежде существовавший «образ
профессионала», наполненный идеальными чертами, ныне заменен «образом жизни»,
который предусматривает в своей характеристике не особенности личности, а то, как
человек живет. То есть из содержания образа, на который ориентируется молодой
человек, могут выпадать морально-нравственные и ценностно-смысловые характеристики.
Первый этап ознакомления с профессией направлен на поиск своего места в
профессии (Д1), формирование коллектива (Г1), приобретение навыков вхождения в
коллектив, адаптацию к обучению в группе (В1), первоначальное ознакомление и
освоение основ применения методов психологической разгрузки (МПР), рефлексии,
работы с алекситимией (Б1), построение образа профессии психолога, формирование у
первокурсника образа профессионала (А1).
Примечание: МПР - Методы психологической разгрузки
Второй этап посвящен возникновению первоначальных навыков подхода к
клиенту на практических работах и в полевых условиях на практических занятиях в
общении «студент-курсант» (Д2), ознакомлению с работой пожарных в особых и опасных
условиях, возникновению качественно новых форм и типов коммуникативных отношений
будущих психологов с клиентами, в том числе, и в полевых условиях (Г2), формированию
профессионально важных качеств (ПВК) (В2), применению методов психологической
разгрузки в учебных ситуациях, снятию барьеров общения (Б2), развитию
коммуникативных способностей и навыков, в том числе риторики, необходимых
будущему специалисту-психологу (А2). В тренинговые занятия на втором этапе включены
методики, помогающие научиться быстро формулировать мысли, доносить до слушателя
свое видение, требования, разъяснение ситуации. Это умение особенно востребовано в
профессиональной деятельности, связанной с особыми условиями труда, когда есть
дефицит времени. В профессиональной деятельности психолога очень важно умение
слушать и слышать, доходчиво и точно формулировать и передавать свои мысли, поэтому
освоение психологии риторики необходимо будущему специалисту.
Третий этап позволяет студенту освоить способы раскрытия внутренних ресурсов,
научиться работать с мотивацией достижения успеха и избегания неудач (Д3) и
сублимацией агрессивной направленности в конструктивное поведение (Г3), регулировать
развитие мотивационной сферы личности, осуществлять психокоррекцию
мотивационного кризиса (В3), освоить методы работы по психологической разгрузке,
оптимизации мотивации (Б3), целеполаганию, целенаправленной работе по планированию
своей жизни и профессии-онального становления (А3). Уровень развития учебно-
профессиональной мотивации имеет значение не только для актуальной учебной
ситуации, но и составляет фундамент всего последующего профессионального роста
психолога. Третий курс обучения характеризуется «провалом» мотивации обучения,
поэтому акцент делается на проникновение в суть внутренних причин и психологических
170
механизмов развития учебно-профессиональной мотивации и тем самым повышение
эффективности учебно-профессиональной деятельности.
Удовлетворенность профессией, успешная профессиональная адаптация,
конструктивное взаимодействие со всеми субъектами образования в учебной и
последующей профессиональной деятельности невозможно без развития и формирования
учебно-профессиональной мотивации, обусловливающей цели, характер, содержание,
структуру, психологические механизмы, динамику и результаты этих деятельностей, их
личностные смыслы для субъектов. Проблемы развития студента как субъекта учебной
деятельности, решаемы через понимание учащимися мотивов, целей, приемов обучения,
осознание самого себя как субъекта учебной деятельности [5, 3]. Изменение отношения
студента к учебно-профессиональной деятельности возможно через целенаправленное
формирование его мотивов [6].
Четвертый этап направлен на выработку лидерских качеств (Д4), умения вести
переговоры в конфликтах, распознавать манипуляцию и защищаться от нее (Г4),
осуществлять коррекцию поведения, перевод деструктивного поведения в конструктивное
русло (В4), выработку привычки применения методов психогигиены, защиты от
манипуляции (Б4), навыков работы с конфликтами, их распознавание, понимание и
умение управлять ими (А4). Студенты учатся разрешать внутриличностные конфликты,
провоцирующие внешние конфликты [2] и приводящие к нестабильности в поведении,
что сказывается на обучении. Коррекция позволяет осуществить перевод на
конструктивное поведение. Умение вести переговоры в конфликтах, распознавать и
защищаться от манипуляции способствуют выработке лидерских качеств, способности
вести за собой людей (например, в условиях ЧС), принимать решения и ответственность
за них, проявлять решительность в реализации принятых решений. В условиях ЧС могут
возникать непредсказуемые ситуации, когда сотруднику приходится быстро принимать
решения и действовать исходя из принципа «если не я – то кто?».
Пятый этап – завершение процесса становления личности специалиста, способной
принять на себя ответственность за людей (например, в экстренных случаях, в условиях
ЧС), завершение создания модели образа «Я-психолог» по сопровождению специалистов
экстремального профиля, которая будет корректироваться в процессе профессиональной
деятельности. Этот этап включает в себя формирование готовности осуществлять
профессиональную деятельность по психологической подготовке, сопровождению и
коррекции специалистов экстремального профиля (Д5), освоение способов профилактики
профессионального, эмоционального выгорания (Г5), психологической реабилитации
(В5), применение методов психогигиены, способствующих снятию напряжений, помех,
препятствующих личностному росту (Б5). В результате обеспечивается личностный рост,
формирование лидера (А5), завершение создания модели образа «Я-психолог», процесса
становления личности специалиста, способной принять на себя ответственность за людей.
В процессе подготовки специалиста к профессиональной деятельности
формируется индивидуальный стиль деятельности на основе индивидуального опыта,
полученных знаний, умений, навыков. В рамках предложенной концепции происходит
формирование психологической готовности к выполнению психологом МЧС
профессиональных обязанностей, что достигается использованием специальных и
системообразующих факторов, необходимых и достаточных условий и средств,
включающих систему деятельностных, коммуникативных и эмоционально-чувственных
средств, способствующих формированию установки личности на профессиональную
деятельность, степени проявления активности и самостоятельности, потребности в
знаниях, мотивационно-ценностные отношения, самооценку, рефлексию и эмоционально-
волевую регуляцию. Указанные психологические феномены, факторы, условия и средства,
оптимально влияют на процесс формирования и функционирования профессионально
важных качеств. Особое внимание уделяется рефлексии и психологической
саморегуляции, т.к. для повышения уровня работоспособности, профилактики
171
профессионального выгорания, сохранения здоровья и профессионального долголетия
целесообразно в процессе обучения обеспечить интериоризацию будущими психологами
рефлексии, применения методов психогигиены, способов психологической разгрузки.
На первоначальном этапе создания указанной психологической концепции с целью
выявления проблемных вопросов и определения направлений работы по психологической
подготовке будущих психологов МЧС России нами был проведен ряд эмпирических
исследований, и, в частности, с использованием методики диагностики эмоционального
выгорания личности В.В.Бойко (84 вопроса) у студентов 3 курса в 2007 г. (общее
количество испытуемых − 22). Оказалось, что к середине третьего года обучения (март
2007 года) у 54 % студентов сформирована вторая фаза развития стресса – «резистенция».
В процессе применения тренинговых технологий студентами были усвоены методы
психологической разгрузки, которые применялись ими в периоды между тренингами под
контролем преподавателей. В результате у студентов улучшились показатели по первому
симптому (Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование) второй фазы
выгорания
- Классификация природных чс их краткая характеристика.
- 1. Определение чс
- 2. Природные чс.
- 2.1. Землетрясения.
- 2.2. Наводнения.
- 2.3. Оползни, сели.
- 2.4. Ураганы, циклоны, тайфуны, штормы, смерчи, бури.
- 2.5. Снежные заносы, метели, ураганы.
- 2.6. Пожары.
- 2.7. Инфекционные заболевания.
- 1. Определение чс
- 2. Техногенные чс.
- 2.1. Радиационно - опасные объекты.
- 2.2. Опасные химические вещества (охв).
- 2.3. Аварии на гидротехнических сооружениях.
- 2.4. Аварии на транспорте.
- Факторы, влияющие на устойчивость работы объектов экономики.
- Пути и способы повышения устойчивости работы объекта.
- Требования к размещению объектов экономики.
- Исследование устойчивости функционирования объекта экономики. Организация исследования устойчивости работы объекта
- Декларация безопасности промышленного объекта рф, ее назначение и структура.
- 1. Влияние стресс факторов на организм человека.
- 2.Психологический отбор и адаптация сотрудников мчс
- 3.Этапы становления профессиональной деятельности сотрудника мчс России.
- 4. Психологическая составляющая при проведении аварийно – спасательных работ.
- Техники экстренной психологической помощи
- Психические расстройства в боевой обстановке
- 6. Основные характеристики психической травмы.
- Глава III. Государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- Глава V. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
- Глава VI. Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
- Глава VII. Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- Глава II. Обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения
- Глава III. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения
- Глава IV. Силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения
- Глава II. Аварийно-спасательные службы
- Глава III. Спасатели и их статус