logo search
конспект лекций по БЖД!!

Основы защиты населения и территорий от чс мирного и военного времени

Анализ аварий и катастроф за последние 10-15 лет показывает, что происходит накопление потенциальных опасностей природных и техногенных катастроф. Их число постоянно растет (40 % всех ЧС нашего столетия произошло за 2 последних десятилетия) и все более разрушительными становятся последствия.

В 1996 г. в России случилось 1397 ЧС природного и техногенного характера, пострадало 7507 человек, погибло 1285. Общий материальный ущерб превысил 1,1 трлн. руб. Спасатели МЧС спасли 4799 человек.

1997 г. отмечен в Росси несколькими "черными датами". Крупнейшие трагедии - гибель новокузнецких шахтеров и катастрофа "Руслана" в Иркутске. Другим странам досталось не меньше. Немецкая пресса составила своеобразную хронику этих кошмаров.

Снежные бури в северо-восточной части США. 700 000 семей осталось без освещения и отопления, 5 человек замерзло насмерть.

Канада. Из-за сильнейших снегопадов произошло наводнение - самое крупное за время метеонаблюдений в стране.

Землетрясения в Китае и Новой Зеландии, Мексике, Турции, на Кипре.

Тайфун в США, штата Техас погубил 32 человека.

2000 иранцев стали жертвами землетрясения.

Несколько десятков египтян стали жертвами песчаной бури в Каире.

Смерчи за 2 дня, по сути, уничтожили город Аркадельфия (США). Массовые разрушения, 25 жителей погибли, сотни получили ранения и травмы. Еще 9 американцев стали жертвами ураганов в других штатах.

В Германии из-за бурь погибли 4 человека.

Небывалой силы ливневые дожди обрушились на Калифорнию. Пришлось эвакуировать 50 000 жителей. Полностью были разрушены 10 000 домов, уничтожены посевы, "вымыт" плодородный слой земли на огромных площадях. Общий ущерб - около 2 миллиардов долларов.

Потоки размытой дождями земли разрушили в Перу 12 деревень, погибло 300 человек.

Землетрясение силой 7,7 баллов в Иране - погибло 965 человек.

Ураганные ветры нанесли большой материальный ущерб в Англии и Германии, стали причиной смерти 12 человек.

1998 г. Китай. Землетрясение силой 6 б. Погибло около 50 человек.

Индия. Рухнул в реку школьный автобус. Из 86 человек удалось спасти 17.

Сербия. Взрыв метана на угольной шахте. Погибло 29 шахтеров.

Канада. Снежным ураганом разрушены системы электро- и теплоснабжения в восточных районах страны с населением 1,5 млн. человек. От переохлаждения в помещениях погибли 16 человек. И подобного рода примеры можно приводить еще долго.

Наше государство в силу сложившихся обстоятельств, пережитых потрясений от крупномасштабных ЧС в числе первых осознало опасность указанных тенденций и подняло проблему защиты человека и общества от нарастающей угрозы природных и техногенных катастроф на уровне государственной политики.

Так, в послании Президента РФ Федеральному Собранию “О национальной безопасности“ говорится, что обеспечение безопасности и защиты интересов личности и общества от ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, являются одним из основных направлений государственной политики.

Осуществление этой функции Российского государства возложено на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Сегодня можно сказать, что в целом РСЧС создана, функционирует и не раз уже доказала свою эффективность и общественную значимость, готовность к экстренному реагированию на различные ЧС.

Подтверждением этому - десятки примеров ликвидации многих опасных и сложных ЧС, таких как Курильское землетрясение 1994 г., Сахалинское 1995 г., радиационная авария под Томском и десятки др. проведенных операций.

Серьезным испытанием Российской системы спасения стало землетрясение в пос. Нефтегорск на Сахалине в мае 1995 г. К аварийно-спасательным работам были привлечены более 1600 человек, 230 единиц техники, в том числе 30 авиационных. В те трагические дни удалось спасти 406 человек, из-под завалов извлекли около двух тысяч тел погибших.

Уроки чернобыльской, спитакской и др. катастроф века, увеличение тяжести последствий ЧС, их трансграничный характер, появление новых видов гуманитарных бедствий привели мировое сообщество к пониманию необходимости международной координации деятельности по их предупреждению и ликвидации. К этому же подталкивает и фактор экологической зависимости государств и целых регионов. Жизнь потребовала мобилизовать международные усилия для преодоления ЧС с наименьшим ущербом для человека и окружающего его мира.

Вся деятельность РСЧС организуется и проводится в рамках международного сотрудничества. Так в 1996 г. 10-12 сентября в Москве состоялась 12-я Генеральная Ассамблея Международной организации гражданской обороны (МОГО). Генеральная Ассамблея рассмотрела и приняла программу своей деятельности на 1997-1998 гг.

Факт проведения высшего руководящего органа МОГО и тот факт, что министр РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий С. Шойгу был принят президентом Ассамблеи говорит о признании вклада России в решение задач, определенных международными программами и проектами по проблемам гражданской защиты.

МЧС России уделяет много внимания международному сотрудничеству. Транспортные и авиационные отряды министерства доставляли гуманитарную помощь - продовольствие, медикаменты, одежду, ГСМ - в Таджикистан, Армению, Грузию, Югославию, Афганистан, Турцию, Боснию, Танзанию и др. страны, где случилась беда. В последние годы подразделения МЧС принимали участие в спасательных операциях в Турции, Грузии, Киргизии, Таджикистане, Монголии, Японии.

В 1994 г. во время гражданской войны в Руанде (Африка) МЧС России были эвакуированы более 20 тыс. беженцев и доставлено более 10 тыс. тонн грузов по плану гуманитарной помощи.

С 1993 по 1996 г. на территории бывшей Югославии успешно действовала автотранспортная группа МЧС России. В 1995г в при поддержке и контроле УВКБ ООН (Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев) в Югославию было отправлено более 5,5 тонн дизельного топлива.

По запросу УВКБ ООН автотранспортный отряд МЧС России с апреля 1995 г по март 1996 г работал на Северном Кавказе, обеспечивая гуманитарными грузами беженцев из Чеченской Республики.

В октябре 1995 г. для участия в международных операциях по оказанию гуманитарной помощи на базе МЧС России был сформирован Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

Деятельность МЧС, профессионализм российских спасателей высоко оценен руководством ряда государств. 12-я Генеральная Ассамблея МОГО также высоко оценила деятельность МЧС России.

Прежде чем перейти к рассмотрению Федерального Закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, остановимся немного на истории формирования МЧС.

1990 г., 27 декабря. Постановлением Совета Министров РФ № 606 образуется Российский корпус спасателей и правами Государственного комитета РФ, что стало первым шагом к созданию в последующем МЧС России.

1991 г., 19 ноября. Издан Указ Президента РФ о создании на базе Российского корпуса спасателей Государственного комитета РФ по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России).

1992 г., 18 апреля. Вышло Постановление Правительства РФ № 261 о создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

13 марта. Постановлением Правительства РФ № 154 положено начало созданию Государственного Центрального аэромобильного спасательного отряда ГКЧС России (Центроспаса).

28 июля. Постановлением Правительства РФ формируются поисково-спасательные службы (ПСС) ГКЧС России.

9 декабря. Постановлением Правительства РФ № 968 образуются Региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (РЦ ГОЧС).

1993 г., 8 мая. Подписан Указ Президента РФ № 643 “О гражданской обороне”.

1994 г., 10 января. Указом Президента РФ № 66 на базе ГКЧС России образовано Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

11 ноября. Государственной Думой РФ принят Федеральный Закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

1995 г., 14 июля. Государственной Думой РФ принят Федеральный Закон “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”.

5 ноября. Подписано постановления Правительства РФ № 1113 “О создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”.

1996 г., 27 мая. Подписан Указ Президента РФ № 784 о “Вопросы гражданской обороны РФ” и утверждено Положение “о Войсках гражданской обороны РФ”.

13 сентября. Утверждено постановлением Правительства РФ положение "О классификации ЧС природного и техногенного характера".

1997 г., 15 ноября. Утверждены Указом Президента положение и описание “о флаге и геральдическом знаке - эмблеме Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий”

26 декабря. Государственной Думой РФ принят Федеральный Закон “О гражданской обороне”.

1998 г.,

(ст. 3) Целями настоящего Федерального закона являются: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций.

(ст. 1) В данном законе определены основные понятия:

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Цели и задачи РСЧС (ст. 4)

Обеспечение безопасности и защиты интересов личности и общества от ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями, катастрофами и т. д. возложено на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами РСЧС являются:

(ст. 15) На органы управления РСЧС возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях,

Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.