Основы защиты населения и территорий от чс мирного и военного времени
Анализ аварий и катастроф за последние 10-15 лет показывает, что происходит накопление потенциальных опасностей природных и техногенных катастроф. Их число постоянно растет (40 % всех ЧС нашего столетия произошло за 2 последних десятилетия) и все более разрушительными становятся последствия.
В 1996 г. в России случилось 1397 ЧС природного и техногенного характера, пострадало 7507 человек, погибло 1285. Общий материальный ущерб превысил 1,1 трлн. руб. Спасатели МЧС спасли 4799 человек.
1997 г. отмечен в Росси несколькими "черными датами". Крупнейшие трагедии - гибель новокузнецких шахтеров и катастрофа "Руслана" в Иркутске. Другим странам досталось не меньше. Немецкая пресса составила своеобразную хронику этих кошмаров.
Снежные бури в северо-восточной части США. 700 000 семей осталось без освещения и отопления, 5 человек замерзло насмерть.
Канада. Из-за сильнейших снегопадов произошло наводнение - самое крупное за время метеонаблюдений в стране.
Землетрясения в Китае и Новой Зеландии, Мексике, Турции, на Кипре.
Тайфун в США, штата Техас погубил 32 человека.
2000 иранцев стали жертвами землетрясения.
Несколько десятков египтян стали жертвами песчаной бури в Каире.
Смерчи за 2 дня, по сути, уничтожили город Аркадельфия (США). Массовые разрушения, 25 жителей погибли, сотни получили ранения и травмы. Еще 9 американцев стали жертвами ураганов в других штатах.
В Германии из-за бурь погибли 4 человека.
Небывалой силы ливневые дожди обрушились на Калифорнию. Пришлось эвакуировать 50 000 жителей. Полностью были разрушены 10 000 домов, уничтожены посевы, "вымыт" плодородный слой земли на огромных площадях. Общий ущерб - около 2 миллиардов долларов.
Потоки размытой дождями земли разрушили в Перу 12 деревень, погибло 300 человек.
Землетрясение силой 7,7 баллов в Иране - погибло 965 человек.
Ураганные ветры нанесли большой материальный ущерб в Англии и Германии, стали причиной смерти 12 человек.
1998 г. Китай. Землетрясение силой 6 б. Погибло около 50 человек.
Индия. Рухнул в реку школьный автобус. Из 86 человек удалось спасти 17.
Сербия. Взрыв метана на угольной шахте. Погибло 29 шахтеров.
Канада. Снежным ураганом разрушены системы электро- и теплоснабжения в восточных районах страны с населением 1,5 млн. человек. От переохлаждения в помещениях погибли 16 человек. И подобного рода примеры можно приводить еще долго.
Наше государство в силу сложившихся обстоятельств, пережитых потрясений от крупномасштабных ЧС в числе первых осознало опасность указанных тенденций и подняло проблему защиты человека и общества от нарастающей угрозы природных и техногенных катастроф на уровне государственной политики.
Так, в послании Президента РФ Федеральному Собранию “О национальной безопасности“ говорится, что обеспечение безопасности и защиты интересов личности и общества от ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, являются одним из основных направлений государственной политики.
Осуществление этой функции Российского государства возложено на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Сегодня можно сказать, что в целом РСЧС создана, функционирует и не раз уже доказала свою эффективность и общественную значимость, готовность к экстренному реагированию на различные ЧС.
Подтверждением этому - десятки примеров ликвидации многих опасных и сложных ЧС, таких как Курильское землетрясение 1994 г., Сахалинское 1995 г., радиационная авария под Томском и десятки др. проведенных операций.
Серьезным испытанием Российской системы спасения стало землетрясение в пос. Нефтегорск на Сахалине в мае 1995 г. К аварийно-спасательным работам были привлечены более 1600 человек, 230 единиц техники, в том числе 30 авиационных. В те трагические дни удалось спасти 406 человек, из-под завалов извлекли около двух тысяч тел погибших.
Уроки чернобыльской, спитакской и др. катастроф века, увеличение тяжести последствий ЧС, их трансграничный характер, появление новых видов гуманитарных бедствий привели мировое сообщество к пониманию необходимости международной координации деятельности по их предупреждению и ликвидации. К этому же подталкивает и фактор экологической зависимости государств и целых регионов. Жизнь потребовала мобилизовать международные усилия для преодоления ЧС с наименьшим ущербом для человека и окружающего его мира.
Вся деятельность РСЧС организуется и проводится в рамках международного сотрудничества. Так в 1996 г. 10-12 сентября в Москве состоялась 12-я Генеральная Ассамблея Международной организации гражданской обороны (МОГО). Генеральная Ассамблея рассмотрела и приняла программу своей деятельности на 1997-1998 гг.
Факт проведения высшего руководящего органа МОГО и тот факт, что министр РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий С. Шойгу был принят президентом Ассамблеи говорит о признании вклада России в решение задач, определенных международными программами и проектами по проблемам гражданской защиты.
МЧС России уделяет много внимания международному сотрудничеству. Транспортные и авиационные отряды министерства доставляли гуманитарную помощь - продовольствие, медикаменты, одежду, ГСМ - в Таджикистан, Армению, Грузию, Югославию, Афганистан, Турцию, Боснию, Танзанию и др. страны, где случилась беда. В последние годы подразделения МЧС принимали участие в спасательных операциях в Турции, Грузии, Киргизии, Таджикистане, Монголии, Японии.
В 1994 г. во время гражданской войны в Руанде (Африка) МЧС России были эвакуированы более 20 тыс. беженцев и доставлено более 10 тыс. тонн грузов по плану гуманитарной помощи.
С 1993 по 1996 г. на территории бывшей Югославии успешно действовала автотранспортная группа МЧС России. В 1995г в при поддержке и контроле УВКБ ООН (Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев) в Югославию было отправлено более 5,5 тонн дизельного топлива.
По запросу УВКБ ООН автотранспортный отряд МЧС России с апреля 1995 г по март 1996 г работал на Северном Кавказе, обеспечивая гуманитарными грузами беженцев из Чеченской Республики.
В октябре 1995 г. для участия в международных операциях по оказанию гуманитарной помощи на базе МЧС России был сформирован Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.
Деятельность МЧС, профессионализм российских спасателей высоко оценен руководством ряда государств. 12-я Генеральная Ассамблея МОГО также высоко оценила деятельность МЧС России.
Прежде чем перейти к рассмотрению Федерального Закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, остановимся немного на истории формирования МЧС.
1990 г., 27 декабря. Постановлением Совета Министров РФ № 606 образуется Российский корпус спасателей и правами Государственного комитета РФ, что стало первым шагом к созданию в последующем МЧС России.
1991 г., 19 ноября. Издан Указ Президента РФ о создании на базе Российского корпуса спасателей Государственного комитета РФ по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России).
1992 г., 18 апреля. Вышло Постановление Правительства РФ № 261 о создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
13 марта. Постановлением Правительства РФ № 154 положено начало созданию Государственного Центрального аэромобильного спасательного отряда ГКЧС России (Центроспаса).
28 июля. Постановлением Правительства РФ формируются поисково-спасательные службы (ПСС) ГКЧС России.
9 декабря. Постановлением Правительства РФ № 968 образуются Региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (РЦ ГОЧС).
1993 г., 8 мая. Подписан Указ Президента РФ № 643 “О гражданской обороне”.
1994 г., 10 января. Указом Президента РФ № 66 на базе ГКЧС России образовано Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
11 ноября. Государственной Думой РФ принят Федеральный Закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.
1995 г., 14 июля. Государственной Думой РФ принят Федеральный Закон “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”.
5 ноября. Подписано постановления Правительства РФ № 1113 “О создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”.
1996 г., 27 мая. Подписан Указ Президента РФ № 784 о “Вопросы гражданской обороны РФ” и утверждено Положение “о Войсках гражданской обороны РФ”.
13 сентября. Утверждено постановлением Правительства РФ положение "О классификации ЧС природного и техногенного характера".
1997 г., 15 ноября. Утверждены Указом Президента положение и описание “о флаге и геральдическом знаке - эмблеме Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий”
26 декабря. Государственной Думой РФ принят Федеральный Закон “О гражданской обороне”.
1998 г.,
(ст. 3) Целями настоящего Федерального закона являются: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций.
(ст. 1) В данном законе определены основные понятия:
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Цели и задачи РСЧС (ст. 4)
Обеспечение безопасности и защиты интересов личности и общества от ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями, катастрофами и т. д. возложено на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами РСЧС являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования РСЧС определяются законодательством РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.
(ст. 15) На органы управления РСЧС возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях,
Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.
- Содержание
- I.Введение
- 1.1. Предмет, метод бжд, его структура и содержание
- 1.2. Основные положения теории риска
- 1. Охрана труда в рф. Законодательство по охране труда
- 2. Основные понятия об охране труда
- Техническая и социально-экономическая направленность охраны труда
- II. Организация охраны труда на предприятиях
- Предприятиях
- 2.2. Ответственность должностных лиц
- 3. Отдел охраны труда (от) и его задачи
- 4. Виды инструктажа
- 5. Планирование и финансирование мероприятий по от
- III. Анализ производственного травматизма и профзаболеваний
- 1. Классификация травм
- 3. Положение о расследовании и учете несчастных случаев. Составление актов о несчастных случаях
- 4. Методы изучения травматизма
- 5. Анализ влияния условий труда на травматизм и профзаболевания
- 6. Система управления безопасностью труда (субт) на предприятии
- IV. Защита от вредных химических веществ
- 1. Понятие о токсичности. Задачи промышленной токсикологии. Отравления острые и хронические
- 2. Связь между физико-химическими свойствами, строением химических веществ и их токсичностью
- 3. Пути проникновения ядов в организм. Классификация ядов по характеру воздействия на организм
- Классификация промышленных ядов по характеру воздействия на организм.
- 4.Химические ожоги и способы их предупреждения
- 5. Классификация производственной пыли
- 6. Предельно допустимые концентрации (пдк) вредных веществ
- 7. Методы определения концентрации газов, паров и пыли в воздухе
- Санитарные группы технологических процессов. Состав бытовых помещений на предприятии
- V. Освещение производственных помещений Классификация производственного освещения
- Основные светотехнические характеристики, используемые при нормировании искусственного освещения
- Нормирование искусственного освещения
- Нормирование естественного освещения
- Значения коэффициента естественной освещенности для производственных помещений
- VI. Метеорологические условия и их нормирование в производственных помещениях в соответствии с гост 12.1.005-88.
- VII. Классификация вентиляционных систем
- Заборный воздуховод; 2 – фильтр; 3 – соединительный воздуховод; 4 – калорифер;
- VIII. Защита от шума и вибрации Основные физические и физиологические характеристики шума и вибрации
- Действие шума на человека. Нормирование шума
- Воздействие вибраций на человека. Нормирование вибраций
- Гигиенические нормы вибрации, воздействующей на человека в производственных условиях
- IX. Безопасность систем, работающих под давлением Общая характеристика систем, работающих под давлением. Причины аварий
- Требования к материалам и конструкциям сосудов.
- Арматура
- Техническое освидетельствование сосудов
- Баллоны. Классификация и маркировка
- Цистерны, бочки, компрессоры, трубопроводы, насосы, газгольдеры
- Герметичность, как важное условие предупреждения аварий, отравлений и взрывов
- X. ЭлекТрОбезопасность
- Действие электрического тока на организм человека
- Электрическое сопротивление тела человека
- Основные факторы, влияющие на исход поражения током
- Классификация помещений по опасности поражения электрическим током
- Оказание помощи при поражении электрическим током
- Защитные мероприятия в электрических сетях:
- Защитное отключение
- Контроль состояния изоляции электроустановок
- Защитное заземление
- Явления, протекающие при стекании тока в землю. Напряжения прикосновения и шага
- XI. Защита от статического электричества Возникновение электрических зарядов в диэлектриках. Электризация твердых, дисперсных и жидких веществ. Факторы, определяющие электризацию различных веществ.
- Статическое электричество, как импульс воспламенения
- Способы предупреждения возникновения и накопления зарядов статического напряжения
- Воздействие статического электричества на человека
- XII. Пожаро- и взрывобезопасность технологических процессов и зданий Общие представления о пожаро- и взрывобезопасности
- Классификация помещений и наружных установок по степени опасности
- Классификация взрывоопасных смесей
- Электрооборудование взрыво- и пожароопасных помещений и установок, его маркировка и принципы выбора
- Пожарная профилактика при проектировании и строительстве промышленных предприятий
- Хiii. Защита зданий и сооружений спецпроизводств от молнии
- Потенциальные опасности воздействия молнии
- Классификация здания по уровню молниезащиты
- Расчет защиты молниеотводов от прямых ударов молнии
- Список литературы
- Хiv. Основы защиты населения и территорий при чс введение
- Тема 1. Правовые и организационные основы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
- Основы защиты населения и территорий от чс мирного и военного времени
- Силы рсчс
- Концепция гражданской обороны в Российской Федерации на современном уровне
- Хv. Пожары и взрывы
- Пожарная охрана
- Последствия пожаров и взрывов
- Профилактика пожаров и взрывов, меры по снижению ущерба от них
- Хvi. Действие сильнодействующих ядовитых веществ на население, защита от них при чс
- Характеристика вредных и сильнодействующих ядовитых веществ (сдяв)
- Аварии с выбросом сдяв
- Химически опасные объекты Красноярского края и используемые на них сдяв
- Последствия аварий на химически опасных объектах
- Профилактика возможных аварии на хоо и снижение ущерба от них
- Основные нормы поведения и действия населения при авариях с выбросом сдяв
- Хvii. Аварии с выбросом радиоактивных веществ Основные понятия
- Последствия радиационных аварий
- Профилактика возможных радиационных аварий и снижение ущерба от них
- Основные нормы поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности
- Литература
- Хviii. Чрезвычайные ситуации природного и экологического происхождения
- Тараканы
- Авиакатастрофы из-за птиц